09.06.17

Велосипед в большом городе

Лето делит новосибирцев на три непримиримых лагеря — велосипедисты, автомобилисты и пешеходы.

Самая адаптированная для велосипедистов территория в Новосибирске — это Заельцовский парк.

Двухколесный, «легконогий» друг — мировой тренд: всё больше жителей мегаполисов с приходом тепла пересаживаются на велосипед, отдавая дань ЗОЖу и экологическому стилю жизни. И Новосибирск не исключение, летом в городское движение активно интегрируются велоадепты, привнося в сибирский мегаполис европейский колорит.

 

 

О велодорожках и Красном проспекте


В нашем городе, к сожалению, нет велосипедной инфраструктуры — кроме разбитых велодорожек в Академгородке и 1 450 метров велотропинок в Заельцовском парке. Об этом уже не первый год со всех общественных трибун говорят велоактивисты и урбанисты, ратующие за формирование в Новосибирске комфортной городской среды: в современном мегаполисе должно хватать всем места — и пешеходам, и велосипедистам, и автомобилистам. Поэтому зреет решение о создании на Красном проспекте и улице Ленина велодорожек или специальной выделенной полосы — для разгрузки пешеходных зон и снижения уровня опасных ситуаций на магистралях. Потому что, как показывает летняя практика, велосипедисты мешают всем одинаково — пешеходам и автомобилистам. Первые испуганно шарахаются от них на тротуарах, вторые — чертыхаются на дорогах. Небольшой опрос в социальной сети показал, что «безлошадные» горожане с огромным негативом относятся к велосипедистам, которые носятся по пешеходным тротуарам — особенно в центре города, где плотный поток. «Ненавижу ходить по улицам города из-за велосипедистов!», «Носятся как угорелые — боюсь, что собьют!», «Бесят!» — ну и так далее в таком же духе…


— Действительно, в нашем городе остро стоит проблема с велоинфраструктурой, — говорит велоактивист, руководитель общественной организации «Привет, велосипед!», один из организаторов воркшопа по благоустройству улицы Ленина Алексей Куницин. — Велосипедисту трудно вписаться в городское пространство — он, фигурально выражаясь, отовсюду гоним. У нас отсутствует культура езды на велосипеде, потому что город не предоставляет возможности для её проявления. Хотя, честно сказать, я не помню ни одного случая, когда бы велосипедист на пешеходной зоне сбил прохожего и травмировал его.


Сам Алексей предпочитает перемещаться на велике по дорожному полотну, считая, что велосипед — это транспортное средство и ему место на дороге: соблюдай ПДД, держись края обочины, будь внимательным участником движения. Но всю картину, по его мнению, портит существование планки допустимого ненаказуемого превышения скорости у автомобилистов — пресловутые +19. Потому что когда к городским 40км/ч прибавляются «допустимые 19» — это уже совсем другая история. Для велосипедиста — зачастую с тяжелейшими травмами. С начала мая в Новосибирске зафиксированы уже два таких происшествия с участием велосипедистов.


— В этом случае велодорожки стали бы для всех участников дорожного движения настоящим спасением, — уверен собеседник. — Сейчас мы продавливаем тему создания велодорожек на Красном проспекте, на улице Ленина и на набережной — город принял нашу инициативу, вопрос времени: когда всё это появится?


Понятное дело, что городские автомобилисты не в восторге от этой инициативы, считая, что сужение дорожного полотна на центральных улицах города приведёт к неизбежным заторам и пробкам. А уж о превращении улицы Ленина в Арбат и парковки напротив «Аркады» в газон — и речи быть не может! Одним словом, извечная русская тема, когда одни не могут, а вторые — не хотят.


Велодвижение в Новосибирске набирает обороты: в одной только организации «Привет, велосипед!» около 5 тысячи участников: за пять лет работы — 21 организованный городской велопробег. Самое крупное событие — велопробег «Километры Победы», который в 2015 году собрал 3 500 велосипедистов, а в 2016-м (из-за плохой погоды) — 1 500 участников. Ребята регулярно проводят бесплатные мастер-классы для начинающих велосипедистов: учат вождению, разъясняют ПДД. И активно лоббируют реализацию 3-этапного развития велосипедной инфраструктуры в Новосибирске: создание пилотного участка для велосипедного движения на одной из улиц (ул. Ленина) и создание двух уровней сетей велодорожек — в Академгородке и в рамках создания дисперсных парков. Причем, велоактивисты работают конкретно — ведут консультации в муниципалитете и разрабатывают проекты.


Связанные одной цепью


Заельцовский парк — самая адаптированная к нуждам велосипедистов городская территория. Там есть велодорожки, скоростная двухкилометровая трасса и сеть велопрокатов для тех, кто в теме, но своего «коня» не имеет. И много-много культурно отдыхающих граждан. Везде отдыхающих. Даже на скоростной трассе для велосипедистов и роллеров.


На въезде и выезде — красочные аншлаги, где русским по белому написано «Внимание! Пешие прогулки по велодорожкам запрещены!». А для наглядности — жирно перечёркнутый пешеход. Чтобы уж никаких иллюзий по поводу пеших прогулок по асфальтовому покрытию велотрассы. Но…


Личное наблюдение. Новосибирцы — удивительный народ. Целыми семьями, с детьми и колясками, они бредут по скоростной велотрассе — иногда по ходу движения, но чаще — против. Велотрасса в воскресные дни в Заельцовском парке гудит от велосипедов, роликов, самокатов и прочих средств передвижения. Но граждане отдыхающие упрямо лезут под колеса, одинаково реагируя на возмущённые реплики спортсменов-любителей: а мы тут гуляем!


— Дважды за день вставал на переднее колесо перед детьми, гуляющими без присмотра на скоростном спуске возле моста! — негодует сорокалетний Владимир. — Не поленился — нашёл родителей: вы куда смотрите?! А они мне: вы куда едете? Мол, вы нас в городе достали, так уже и до парка добрались! Я в городе соблюдаю ПДД, а здесь — специализированная трасса! Это всё равно что выйти гулять на оживлённую магистраль в час пик! Штрафовать за такие нарушения нужно.


Граждане отдыхающие, лезущие под колеса, — это звено одной цепи, под названием — «бескультурье». Из этой же серии — велосипедисты, гоняющие по пешеходным тротуарам со сверхзвуковой скоростью.
Велопрокаты — это настоящая палочка-выручалочка для тех, кто хочет, но не может себе позволить. Но не все велопрокаты одинаково полезны. К примеру, в том же Заельцовском парке есть велопрокат с дорогим и новым инвентарём, а есть — с ветхими «старичками», из которых песок в виде деталей сыплется. И опять вопросы. Если велосипед — это средство передвижения, то существует ли для велопрокатов технический регламент? Кто следит за состоянием инвентаря?


— Это всё на совести велопрокатчиков, — говорит руководитель сети АбсолютПрокат Андрей Левачёв. — Никто не проверяет, и технического регламента не существует. Есть грамотные велопрокатчики, которые постоянно пополняют свой парк новыми моделями, они отвечают за техническую исправность своего инвентаря. А есть те, кто просто летом зарабатывает деньги, покупая дешёвые и старые модели. Вопрос совести, да.


Кстати, все велопрокаты сети АбсолютПрокат пополнились велосипедами для детей с диагнозом ДЦП — это специальный спортивный тренажёр, созданный для реабилитации людей с этим недугом. Прокат такого велосипеда абсолютно бесплатный, в рамках социальной акции, в которой сотрудники проката — молодые неравнодушные люди — с удовольствием принимают участие. Велком, на набережную и в Заельцовский парк!


А главная головная боль велопрокатчиков — это кражи велосипедов. Некоторые граждане считают, что оставленный в залог паспорт стоит (по сравнению с велосипедом!) сущие копейки, поэтому уезжают домой на великах.

 


Особое мнение


Оно есть у координатора новосибирской Авто-Мото Ассоциации Алексея Носова, который считает, что некоторые велоактивисты, вместо того чтобы заниматься общественной работой по разъяснению молодому поколению ПДД, участвуют в сомнительных акциях, раскалывая общество на тех, кто «за», и тех, кто «против».


— Я сам автомобилист и велосипедист, — говорит Алексей. — Но я не считаю велосипед городским средством передвижения, потому что, извините, у нас зима семь месяцев в году и температуры минусовые все девять. Для меня велосипед — это прекрасный способ поддержать себя в спортивной форме, но не образ жизни. И я считаю, что некоторые велоактивисты, которые собираются Красный проспект сузить и улицу Ленина в пешеходную зону превратить, лучше бы учили ПДД, а не раскачивали лодку, воздействуя на молодые и неокрепшие умы велоадептов.


По мнению Носова, новосибирские велосипедисты одинаково бескультурно ведут себя и на пешеходных дорожках, и на проезжей части: ПДД не знают, носятся в наушниках, создают аварийные ситуации. Сплошное стихийное бедствие. Что касается создания велоинфраструктуры, то, разумеется, она городу нужна. Но не за счёт автолюбителей, которые и так с каждым годом всё бесправнее.


— Кстати, в Академгородке уже существует своя велоинфраструктура — с 70-х годов прошлого века, — рассказывает Алексей. — Гениальная планировка, на мой взгляд, где учтены интересы и пешеходов, и автомобилистов. Да, велодорожками уже не пользуются — они разбиты. Но кто мешает тем же велоактивистам привлечь к этой проблеме общественное внимание и отремонтировать дорожки? Зачем изобретать новый велосипед?


Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА

 


Основные ошибки новосибирских велосипедистов

 

 

  • Он едет на неисправном транспортном средстве (не стоит снимать тормоза, потому что на самом деле это не круто).

  • У него не включены в тёмное время суток фары или фонари, а в светлое — ближний свет фар или дневные ходовые огни (если честно, я не видела в городе ни одного двухколёсного с фонарём, включённым днём).

  • Он перевозит пассажиров, а это не предусмотрено конструкцией транспортного средства (детей до 7 лет можно перевозить только пристёгнутыми, в детском сиденье, а про катания на раме нужно вообще забыть).

  • Он пересекает дорогу по пешеходным переходам на велосипеде (запрет введён неспроста — велосипедист имеет большую скорость и, выезжая на переход, не оставляет водителю времени на совершение манёвра для предотвращения аварии).

  • Он поворачивает налево и разворачивается на дорогах, имеющих больше одной полосы в данном направлении (то есть поворот налево в городе велосипедисту запрещён практически на всех крупных улицах).

  • Он едет пьяным.
back

Новости  [Архив новостей]

up