07.06.19

«Величайший кутюрье»

Фильм о непревзойдённом модельере перед российской премьерой в Новосибирске представил сам режиссёр Оливье Мейру.

 

Кадр из фильма «Величайший кутюрье». 

 

4 июня, после предпоказа фильма «Величайший кутюрье» («Celebration») о Сен-Лоране, состоялась пресс-конференция с режиссёром. Французский модельер, работавший в мире высокой моды с конца 1950-х до конца 1980-х годов, создатель модного дома своего имени. Это он ввёл в женскую моду такие элементы мужского гардероба, как высокие сапоги и смокинг, и считается основателем стиля унисекс, а также был первым, кто пригласил тёмнокожих моделей для участия в показах своих коллекций. В 1960-1970-е годы в период своей молодости Ив Сен-Лоран фотографировался голым на фоне духов, и, возможно, чтобы дать более полное представление о личности этого человека, необходимо было запечатлеть моменты его старости. Фильм «Величайший кутюрье» был снят по просьбе близкого друга Сен-Лорана Пьера Берже.

 

— Я думаю, что Пьер Берже понимал, что скоро наступит завершающий этап жизни этого дома и что Ив Сен-Лоран скоро прекратит работать, он хотел сохранить эти кадры, которые свидетельствуют о работе Ива, — рассказывает Оливье Мейру. — Я начал снимать этот фильм в 1998 году, о моде я тогда не знал ничего, и в первый же день съёмки, когда я вошёл в дом, у меня сложилось ощущение, что я попал в XIX век. Это была Франция в миниатюре, на Парижской улице стоял частный особняк, в котором всё распределялось по этажам: на самом верхнем этаже, под крышей, работали швеи, этажом ниже находились кабинеты Сен-Лорана и Берже, на первом располагался магазин, где продавали платья, а в самом низу, в подвальном помещении, были водители.

 

«Величайший кутюрье» — это попытка запечатлеть в одном фильме две стороны одной личности: исторической персоны и обычного человека, с головой погружённого в работу.

 

— С одной стороны, Ив Сен-Лоран был обычным работающим человеком, а с другой, он уже стал частью французской истории. Чтобы показать это временное измерение, мы выбрали двухплановую съёмку. Чёрно-белые кадры должны были обозначать уже утвердившуюся в истории фигуру, а цветные — создать ощущение близости и эмпатии по отношению к хрупкому, но полному жизненной энергии человеку, которым он был на момент съёмок.

 

По своей натуре Ив Сен-Лоран был очень тихий, спокойный и скромный человек, который, как и полагается творческому человеку, находился в своём мире. За время работы над фильмом Оливье Мейру ни разу не заговорил с модельером.

 

— Все работники, находящиеся рядом с Сен-Лораном, чувствовали себя недостаточно комфортно. Я хотел передать это в фильме, но ещё до начала съёмок решил, что не буду брать у маэстро интервью, поскольку каждый раз, когда ему приходилось это делать, он выглядел как загнанное животное. Тогда я задал себе вопрос: как передать это ощущение не через изображение? Мы с композитором фильма решили, что можно сделать это через музыку, потому что от Сен-Лорана исходили очень сильные волны, хотя он физически был, наверное, самым слабым человеком в этом модном доме. Получалось так, что все люди вокруг него ходили на цыпочках, ощущали сильное напряжение, при этом сам он, как ни удивительно, был очень мощным человеком в своей хрупкости.

 

Фильм снимали на 16-миллиметровую плёнку, с полным погружением в происходящее. Самое главное было передать атмосферу этого легендарного места. Режиссёр и съёмочная группа провели в модном доме Сен-Лорана три года, за это время было отснято всего 18 часов.

 

— С начала съёмок прошло уже два месяца, а мы ни разу не сняли самого мастера. Я пошёл к Пьеру Берже и сказал: «У нас маленькая проблема». Он прекрасно понимал, о чём шла речь, поскольку даже сам в присутствии Сен-Лорана чувствовал себя недостаточно комфортно. Он сказал: «Хорошо, завтра вы идёте снимать в его кабинет», — продолжает Оливье Мейру. — Его кабинет — это примерно четверть кинозала. Мы приходим, ставим камеру, звукоинженеры с микрофонами залазят под стол, прочие микрофоны мы прячем в пепельницы и близлежащие предметы, чтобы по минимуму беспокоить кутюрье. Через месяц, в июле, у него должна выйти новая коллекция, поэтому приходилось ждать. Ждём день, второй, третий, он так и не зашёл. Было ощущение, что мы снимаем фильм в Африке про животных. Потом как-то утром в кабинет забежала его собака по имени Мужик, и это был очень хороший знак, потому что, если прибежал Мужик, значит, сам Ив Сен-Лоран где-то недалеко. Мужик пришёл и тут же сгрыз микрофон, который мы положили на пол. И сейчас, на звуковой дорожке, я до сих пор слышу, как Мужик грызёт этот микрофон. Через 10 минут пришёл Ив Сен-Лоран, сел за свой стол, так началась съёмка.

Режиссёр фильма Оливье Мейру на сцене кинотеатра «Победа» в Новосибирске

 

«Величайший кутюрье» был запрещён к показу на протяжении почти 20 лет из-за разногласий режиссёра с Пьером Берже, который был не согласен с открытостью и бескомпромиссностью подачи материала в фильме. За это время фильм показали лишь однажды на Берлинском кинофестивале в 2007 году.

 

— Вообще фильм не должен был появиться, он был «приговорён к смерти» Пьером Берже, но я всё-таки его смонтировал. И так получилось, что в 2006 году на Берлинском фестивале мне дали приз за другой фильм, но организаторы предложили показать «Величайшего кутюрье» в следующем году... А на экраны фильм выходит только сейчас. Это связано с тем, что в 2015 году Пьер, будучи уже больным, захотел всё-таки посмотреть его, после чего дал разрешение на показ.

 

Документальный фильм «Величайший кутюрье», повествующий о последних годах работы великого модельера ХХ века Ив Сен-Лорана в своём модном доме. Смотрите фильм в кинотеатре «Победа» с 13 июня.

 

Александра МЕНЬЩИКОВА

Фото Евгения БЕКАРЕВА

back
up