В преддверии «Хаоса»
Театр «Старый дом» учредил Международный фестиваль актуального театра и начал большую превью-программу
Во время бар-хоппинга в одном из баров Новосибирска рассказывали истории факапов, или неудач. Главный посыл вечера: без ошибок нет движения вперёд.
Для Новосибирска, где давно обосновались такие крупные театральные форумы, как Рождественский фестиваль искусств и «Ново-Сибирский транзит», фестиваль актуального театра «Хаос» — новое направление. Хотя спектаклей такого рода новосибирцы видели немало. Тот же театр «Старый дом» больше десяти лет последовательно реализует художественные проекты, открывающие новые тексты и альтернативные театральные формы, давая возможность режиссёрам показать то, как они ощущают сегодняшний мир. Теперь же театр планирует формировать это пространство системно в международном масштабе, представляя опыт коллег, показывая знаковые современные постановки. «Думаю, мы были одним из первых театров в городе, кто ступил на территорию документального театра, на территорию науки и инновационных технологий. Мы первые в городе вышли на новые нетеатральные площадки, — заметила на презентации “Хаоса” гендиректор фестиваля, директор театра “Старый дом” Антонида Гореявчева. — У нас сильная команда, и мы подумали: почему бы и нет?»…
Почему же фестиваль назван «Хаосом»? В его айдентике — пульсирующие в беспорядке летающие буквы и цвета, которыми сегодня оперирует сам «Старый дом», — благородный светлый и насыщенный серый, вызывающий красный. В названии слышится и «арт-хаус» как явление, и современное искусство, и собственно уютное помещение — дом, и некое неорганизованное пространство, подобно чёрной воронке затягивающее и магнетизирующее.
— Мы долго выбирали название, и всё-таки остановились на “Хаосе”, — говорит Андрей Прикотенко, главный режиссёр театра «Старый дом». — Это слово достаточно точно определяет то, что мы хотим транслировать. Последние лет двадцать современный российский театр развивается в самых разных направлениях, но главенствующей всё равно остаётся наша русская театральная традиционная школа — в вузах артистов и режиссёров учат по системе Станиславского. А дальше мы относимся к этой системе как к универсальному языку. Смотрим, что происходит в мире, в европейском театре, находим то лучшее, что есть в российском театре, и делимся опытом — происходит диффузия. Вот мы и хотим нашим фестивалем представить максимально широкую палитру направлений, в которых развивается сегодня российский театр. Это очень интересно. Так из «Хаоса», который состоится в октябре, должен выстраиваться какой-то определённый порядок.
Свою историю рассказывает Владимир Лемешонок, заслуженный артист России.
В начале 2000-х годов в Новосибирске уже был свой фестиваль актуального театра — «СибАльтера», организатором которого была Виктория Холодова, в то время заведующая литературной частью театра «Старый дом». Об этом напомнила арт-директор фестиваля «Хаос» Оксана Ефременко. «Могу сказать, что тот фестиваль меня воспитал. У него была большая аудитория, мы видели, что Новосибирск готов к тому, чтобы воспринимать искусство, может быть, находясь на грани актуальности в самых ярких, острых формах. Мне хочется опереться на тот опыт, и в каком-то смысле мы продолжаем эту традицию, — говорит Оксана Ефременко. — Современное искусство — опыт, требующий коммуникации со зрителями. Спектакли программы, которые мы отбирали для нашего фестиваля, создают поле нового мира, нового человека, нового искусства».
В программе первого фестиваля «Хаос», который состоится 18—27 октября, двенадцать спектаклей. Мы ещё расскажем о каждом из них. Пока же только список:
- «Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому в постановке режиссёра Константина Богомолова в Санкт-Петербургском драмтеатре «Приют комедианта»;
- «Чапаев и Пустота» по Виктору Пелевину, режиссёр — Максим Диденко, Экспериментальный театральный центр новой драмы «Практика» (Москва);
- «Зощенко, Зощенко, Зощенко, Зощенко» — автор инсценировки и режиссёр Андрей Прикотенко, Театр-фестиваль «Балтийский дом» (Санкт-Петербург);
- два спектакля Александра Артёмова и Настасьи Хрущёвой в «Независимом театре “ТРУ”» (Санкт-Петербург) — «Молодость жива» и «Российская А. Азбука»;
- «Диджей Павел» по пьесе Павла Пряжко, режиссёры Ксения Волкова, Дмитрий Волкострелов, Максим Петров и другие, Независимая театральная группа «театр post» (Санкт-Петербург);
- «Хорошо темперированные грамоты» по материалам новгородских берестяных грамот, режиссёр — Дмитрий Волкострелов, Независимая театральная группа «театр post»;
- «Индивиды и атомарные предложения», режиссёр — Всеволод Лисовский, Творческая лаборатория «Угол» (Казань);
- «Персона» по пьесе Евгения Казачкова, режиссёр — Лера Суркова, «Гоголь-центр» (Москва);
- «Фрекен Жюли» по драме А. Стриндберга, режиссёр — Радослав Степин, Театр Ludowy (Краков);
- «Радио “Прудок”» по книге Андруся Горвата, режиссёр — Роман Подоляко, Национальный театр им. Янки Купалы (Минск).
- Сам театр «Старый дом» представит спектакль «Идиот» по Ф. М. Достоевскому, над которым сейчас работает Андрей Прикотенко.
Для организации Международного фестиваля актуального театра «Хаос» театр «Старый дом» заручился поддержкой министерства культуры Новосибирской области. Такой фестиваль станет крупнейшим событием, формирующим и продвигающим бренд Новосибирска как влиятельного центра современного искусства, и привлекательным поводом для развития культурного туризма, утверждают организаторы. Газета «Ведомости» выступает информпартнёром фестиваля «Хаос».
Оксана Ефременко, Антонида Гореявчева, Евгений Сазонов и Андрей Прикотенко на презентации фестиваля «Хаос» на сцене театра «Старый дом».
В Год театра у Новосибирска самая насыщенная театральная повестка за всю историю города, напомнил Евгений Сазонов, замминистра культуры Новосибирской области. Он провёл аналогию с университетом, где одним из критериев оценки является наличие масштабных международных конференций.
— Каждый серьёзный театр должен иметь свой фестиваль. В этом году три наших театра будут проводить фестивали. Театр кукол — «Перекрёсток», в третий раз организует свой фестиваль «Другие берега» Новосибирский музыкальный театр. И «Старый дом» подошёл к своему фестивалю в очень правильной точке, театр несомненно находится на творческом подъёме, что демонстрирует каждой своей премьерой. Мы со своей стороны будем всемерно это поддерживать. Но хотелось бы, чтобы помощь фестивалю оказывалась не только силами государства, но и бизнес-сообществом.
До старта «Хаоса» ещё полгода, но уже объявлено о большой подготовительной превью-программе. И первое событие состоялось в тот же день, что и презентация фестиваля, — бар-хоппинг «О чём говорят люди?». Создатели фестиваля побывали в трёх барах Новосибирска, развивая идею: всё, что нас окружает, и есть театр. На любой диалог в барах можно посмотреть как на настоящий документальный театр, или пьесу, созданную в технике вербатим. В апреле по городу начинает движение первая гастролирующая медиа- и саунд-инсталляция «В преддверии ХАОСА», авторами которой стали Андрей Лохонин, Андрей Шумилов, Нино Чагалидзе и Андрей Некрасов. Объявлено также о наборе в Школу-лабораторию актуального театра по мотивам произведения Умберто Эко «История красоты», куда приглашаются молодые драматурги, режиссёры, художники, композиторы, дизайнеры, актёры, программисты, журналисты, филологи. Среди кураторов проекта — режиссёр Михаил Патласов, драматург Алина Шклярская. Обучение в школе бесплатное, но количество участников ограничено. Заявки можно подать на сайте фестиваля до 14 мая. «Ведомости» будут рассказывать о дальнейших превью-проектах, инсталляциях и художественных акциях, которые команда фестиваля готовит совместно с новосибирскими художниками и музыкантами. Официальный сайт фестиваля: www.chaos.old-house.ru
Марина ШАБАНОВА | Фото Виктора ДМИТРИЕВА