10.03.20

В поиске утерянных смыслов

В художественном музее выставляются молодые художники, которые «устали» от постмодернизма и ищут новые смыслы с помощью технологий старых мастеров.

В художественном музее открылись две выставки молодых московских художников — «История смыслов» Ивана Коршунова и «Повседневные бесценности» Анастасии Кузнецовой-Руф. Как пишут эксперты музея, «оба автора принадлежат к новой волне современных художников, осознавших исчерпанность модернизма и постмодернизма».

Иван и Анастасия — муж и жена, в своё время получили образование в Московском художественном институте имени Сурикова и поняли, что найти человека с его страстями, страхами и надеждами можно с помощью фигуративной живописи, когда на первый план выходит реальный объект, а не его «художественный образ». Женщины, мужчины, дети — как замершие в одной «точке сборки» миры, вписанные в контекст сегодняшнего дня с помощью техники старых мастеров — Рембрандта, Тициана и Караваджо. Старая школа, получившая современное и остросоциальное звучание.

— Караваджо — один из моих любимых художников, — сказал Иван Коршунов. — Я и работаю в том же самом трёхслойном методе живописи, что он. Вообще, старые мастера работали в технике 3Д, когда картина состояла из трёх слоёв: гризайля, цветных прописей и лессировки, когда ты пишешь маслом тонким слоем, чтобы добиться свечения. Помните, какое сияние исходит от картин старых мастеров?

«Человек опустошённый» — так можно назвать картины из цикла Ивана Коршунова, посвящённые вечным библейским сюжетам, — парафразы на известные классические произведения, известные нам с детства из энциклопедии «Всемирная история искусства». Но ошеломляющая сила внутренней экспрессии художника заставляет публику посмотреть на «вечное и привычное» под другим углом зрения и испытать что-то похожее на «локальный катарсис». Мы — одинокие, бесприютные странники на этой планете, потерявшие веру в бога, но уповающие на него.

— Для многих из нас божественный образ превратился лишь в рисунок на стене — в граффити, которое мы уже не замечаем, — рассказывает художник. — Мы живём с богом, но общество потребления, наше равнодушие и пресыщенность, не дают нам увидеть его. Поэтому основные библейские сюжеты представлены на моих картинах в виде фонового граффити.

Анастасия Кузнецова-Руф и Иван Коршунов входят в Народный арт-рейтинг популярных художников современного российского искусства по версии Российского инвестиционного художественного рейтинга 49 ART, а также в ТОП-100 признанных художников России по версии аналитического портала современного искусства InArt.

Молодой человек на картине «Приложение» стоит с айфоном в руках на фоне городского парафраза известного полотна «Положение во гроб» — художник считает это произведение самым неоднозначным. Парень похож на Иисуса, есть даже след-стигма от тернового венка на лбу, но в ушах — наушники, а взгляд вперен в экран. Это современный мессия, который устал от этого мира и людского несовершенства и ему больше нет дела до нас? У него есть смартфон и ему надоело проливать за нас кровь? Или это просто парень, для которого библейский сюжет — что-то ветхозаветное, исторически фоновое и не актуальное?

Или картина «Шопинг», на которой девушка гордо везёт продуктовую тележку на фоне граффити «Несение креста». Как разгадать её иносказательный шифр: мы тащим на себе «крест» общества потребления или в погоне за «продуктовым набором» перестали устремляться в духовные поиски самого себя?

— Вы можете «разговаривать» с картиной на своём языке, — уверен художник. — Это не просто обычный променад по выставочному залу, это поиск утерянных нами смыслов. Что касается православных активистов, то они пока молчат. Думаю, я смогу им объяснить, что в этих картинах говорится о боге и о нашем поиске его.

Анастасия Кузнецова-Руф использует уникальную технику вирированной живописи, когда художник работает всего лишь с несколькими художественными материалами – углём и одним цветом темперы или акрила. Серо-серебристые миры Анастасии как квинтэссенция женской сущности — прозрачной и неуловимой.

Выставка будет работать до 5 мая. Вход со стороны ул. Свердлова, 10.

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА

back
up