В интересах бизнеса
Как в Новосибирской области обстоят дела с правами и свободами бизнеса и кто их защищает? Представляем выдержки из доклада Уполномоченного по правам предпринимателей в Новосибирской области за 2018 год
Институт Уполномоченного по правам предпринимателей создан в России для поддержки и помощи предпринимателям, если их законные права или интересы нарушаются действием или бездействием со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц. В Новосибирской области должность Уполномоченного была введена в 2013 году, и первым, кого заксобрание в декабре того же года выбрало региональным бизнес-омбудсменом, стал Виктор Вязовых. 31 января 2019 года депутаты заксобрания на сессии избрали нового Уполномоченного — своего бывшего коллегу Николая Мамулата. 28 марта он был назначен Уполномоченным постановлением губернатора области.
Должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области была учреждена 1 октября 2013 года. Сейчас его деятельность регулируется в первую очередь двумя законами: Федеральным законом от 07.05.2013 №78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» и Законом Новосибирской области от 01.10.2013 №364-ОЗ «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Новосибирской области». Эти законы определяют круг основных обязанностей Уполномоченного:
- защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на территории НСО;
- рассмотрение жалоб этих субъектов;
- их правовое просвещение по вопросам защиты их прав и законных интересов;
- содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту этих прав;
- взаимодействие с предпринимательским сообществом;
- участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности;
- содействие совершенствованию законодательства в этой сфере;
- участие в межрегиональном сотрудничестве по этому направлению и содействие его развитию;
- информирование населения о соблюдении и защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Для решения этих задач создан и действует аппарат Уполномоченного, его общественная приёмная, Общественный и Координационный советы. В состав Совета входят представители бизнеса, общественных объединений и отраслевых ассоциаций предпринимателей Новосибирской области, эксперты, обладающие знаниями и опытом работы в области защиты прав предпринимателей. Так, в 2018 году в состав Совета в качестве представителя организаций нестационарной торговли была включена вице-президент Ассоциации малоформатной торговли Наталия Кошелева. Всего в состав Общественного совета входят 15 человек, среди них — президент Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий Сергей Карпекин, президент НП «Новосибирский банковский клуб» Владимир Женов, президент Союза «Новосибирская городская торгово-промышленная палата» Юрий Бернадский, президент Союза «Новосибирская торгово-промышленная палата» Сергей Алтухов.
В 2018 году было проведено четыре заседания Общественного совета при Уполномоченном. Так, 17 апреля на заседании Совета тогдашний Уполномоченный Виктор Вязовых представил свой ежегодный доклад. В его обсуждении приняли участие представители крупнейших бизнес-объединений и ассоциаций региона, эксперты pro bono, председатели районных советов предпринимателей города Новосибирска. По результатам были сформулированы предложения по совершенствованию правового регулирования, которые вошли в ежегодный доклад Уполномоченного.
30 августа 2018 года состоялось заседание Совета по вопросу порядка формирования розничных цен на табачную продукцию и необходимости предотвращения её нелегального оборота. Член Совета предпринимателей Кировского района города Новосибирска Виктор Иванов в своём докладе отметил, что проблема формирования максимальных розничных цен на табачную продукцию складывается из двух составляющих. Первая связана с существующим законодательством в указанной сфере. Вторая — со сложившейся ситуацией на рынке табачных изделий. Действующим законодательством предусмотрены максимальная и минимальная розничные цены на табачные изделия. В соответствии с Налоговым кодексом РФ их устанавливает производитель табачных изделий. На табачном рынке на сегодняшний момент существуют два крупных производителя, которые совместно с компанией, являющейся их эксклюзивным дистрибьютером, контролируют более 70% рынка, в том числе и розничного. Так, определяя максимальные розничные цены, указанные табачные компании фактически пододвинули стоимость поставки до такого уровня, что для розницы осталось порядка 8-9% торговой надбавки. В связи с этим возникает ещё одна сторона проблемы — нелегальный оборот табачных изделий, объём которого постоянно возрастает. Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Ирина Игнатьева сообщила, что ведомство проводило проверку по обращению новосибирского Уполномоченного в отношении дистрибьютора табачных изделий и нарушений в его деятельности не выявило. Цены на табачные изделия в Новосибирской области идентичны ценам в других регионах России, компания уведомляет о них контрагентов путём публикации на своем официальном сайте. Кроме того, экономическая политика организации согласована с ФАС России. Анализ рынка, проведённый федеральной службой, подтвердил, что конкуренция на этом рынке недостаточно развита, это рынок с устойчивым высоким уровнем концентрации, в последние годы происходит уменьшение количества поставщиков и снижение объёма поставок.
Члены Общественного совета также подтвердили наличие проблем на рынке табачных изделий и, поскольку для их решения необходимо изменение федерального законодательства, высказали предложение об обращении к Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей с просьбой об оказании содействия в этом. Такое обращение было направлено, а впоследствии вопрос роста доли незаконного оборота подакцизной продукции по инициативе Уполномоченного был рассмотрен на совещании в прокуратуре Новосибирской области.
В Координационный совет входят представители районных советов предпринимателей Новосибирска.
Осуществление Уполномоченным своей деятельности невозможно без экспертной оценки поступающих жалоб и предложений. К работе Уполномоченного на безвозмездной основе привлекаются наиболее авторитетные юристы и юридические организации, имеющие разносторонний опыт правозащитной деятельности. В период с 2014-го по 2019 год Уполномоченным заключено 11 базовых соглашений о безвозмездной экспертной правовой помощи.
В 2018 году эксперты не только содействовали в рассмотрении жалоб предпринимателей, но и готовили заключения по системным проблемам предпринимательства. Так, в аппарат бизнес-омбудсмена поступило обращение индивидуального предпринимателя — владельца кафе о предъявлении Общероссийской общественной организацией «Российское Авторское Общество» требований о выплате авторского вознаграждения за работающее в кафе радио. Позиция РАО сводится к тому, что, по мнению организаций, осуществляющих управление правами на коллективной основе, любое использование произведений возможно только с согласия автора или иного правообладателя. Следовательно, если в зале включён радиоприёмник или иное техническое средство, с помощью которого осуществляется публичное исполнение произведения, владелец должен урегулировать вопросы соблюдения авторских прав с РАО как организацией, представляющей интересы российских и иностранных правообладателей. После изучения материалов экспертом ООО «Алавар.ру» было дано заключение, что такой подход представляется излишне широким, а категоричные утверждения РАО — сделанными без учёта действующего законодательства. Включение радио- или телеприёмника на территории предприятия общественного питания со свободным входом не образует использования сообщения радио- или телепередачи в смысле, придаваемом статьёй 1330 Гражданского кодекса РФ, не требует платы и не предполагает заключения договора с вещателем или организацией, осуществляющей коллективное управление авторскими и смежными правами. Попытки РАО представить радио- или телетрансляцию как совокупность использования музыкальных произведений, по мнению эксперта, не учитывают специфику такого самостоятельно охраняемого результата интеллектуальной деятельности, как сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания) и не основаны на законе.
В августе в Новосибирской области прошло выездное заседание Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. В рамках этого проекта 16 августа Комиссия по социальной политике, здравоохранению и трудовым отношениям Новосибирской области в составе Мавлюды Джурабаевой и Романа Бубенова (адвоката Калининской коллегии) совместно с членом Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Ириной Киркорой и региональным Уполномоченным по защите прав предпринимателей Виктором Вязовых провели встречу на базе Калининской коллегии адвокатов с представителями адвокатского сообщества и профессиональными медиаторами Новосибирской области. На встрече были подняты вопросы размера оплаты труда адвокатов по назначению; налогообложения адвокатов; развития процедуры медиации в регионе; разработки закона о медиации в Новосибирской области.
В рамках XII Всероссийской конференции уполномоченных Роман Леонов, работающий с аппаратом омбудсмена практически с его основания, был отмечен Благодарностью Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова. За вклад в осуществление деятельности по защите прав и законных интересов предпринимателей эксперту Уполномоченного — адвокатскому бюро «Соломон» — была объявлена Благодарность губернатора Новосибирской области.
В 2018 году бизнес-омбудсмен Новосибирской области Виктор Вязовых выступил с инициативой о создании Межрегионального центра по защите прав бизнеса, его поддержали коллеги — Уполномоченные по защите прав предпринимателей Сибирского федерального округа. 5 октября приказ Уполномоченного об открытии этого центра был подписан. Сопредседателями Центра, наравне с новосибирским омбудсменом, стали Уполномоченные шести регионов Сибирского федерального округа, с которыми были заключены соглашения о взаимодействии в сфере защиты прав и законных интересов бизнеса. 24 октября в Новосибирске состоялось первое открытое заседание Экспертного совета Межрегионального центра по защите прав бизнеса, которое было посвящено проблемам незаконного уголовного преследования в сфере долевого строительства.
Правовое, организационное, информационное и иное обеспечение деятельности бизнес-омбудсмена осуществляет аппарат Уполномоченного. Его штатная численность составляет 11 человек, 9 из которых имеют высшее юридическое образование и обладают опытом и знаниями, достаточными для рассмотрения обращений предпринимателей и выработки предложений по изменению законодательства. В аппарате Уполномоченного постоянно действует Общественная приёмная (ул. Сибиряков-Гвардейцев, 45). Институт общественных помощников Уполномоченного в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области из числа авторитетных местных предпринимателей начал развиваться в 2014 году. По состоянию на 1 января 2019 года назначено 39 общественных помощников в 30 муниципальных районах и городских округах Новосибирской области.
27 февраля 2018 года состоялся визит Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова в Новосибирскую область. Борис Титов встретился с тогда врио губернатора Новосибирской области Андреем Травниковым, посетил Технопарк Академгородка и встретился с учёными СО РАН и новосибирскими бизнесменами. Также состоялась встреча Бориса Титова с деловым региональным сообществом, в которой приняли участие более 100 человек, в том числе представители крупнейших региональных ассоциаций и отраслевых союзов, предпринимательских объединений. Были рассмотрены вопросы снижения административного давления, доступности кредитных ресурсов, регулирования тарифов естественных монополий, развития статуса «самозанятых» граждан.
Для обеспечения учёта интересов предпринимательского сообщества и сокращения административных барьеров продолжено взаимодействие Уполномоченного с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами законодательной и исполнительной власти и местного самоуправления, общественными объединениями предпринимателей. В основу этой работы положены 14 соглашений о взаимодействии: с прокуратурой НСО, Западно-Сибирской транспортной прокуратурой, Государственной жилищной инспекцией НСО, Новосибирской городской торгово-промышленной палатой, Управлением Федеральной налоговой службы по НСО, Следственным управлением Следственного комитета и др. В 2018 году подписано соглашение с президентом Адвокатской палаты Новосибирской области Андреем Жуковым.
25 декабря в прокуратуре Новосибирской области состоялось совещание по вопросам защиты прав хозяйствующих субъектов. По предложению Уполномоченного в повестку дня был включён вопрос по жалобам предпринимателей на увеличение доли нелегального рынка и возможных мерах реагирования. Незаконное предпринимательство, в том числе в сфере незаконного оборота подакцизной продукцией, — одна из ключевых проблем бизнеса. Она неоднократно обозначалась предпринимательским сообществом на различных площадках с участием регионального омбудсмена. На личных приёмах к Уполномоченному поступали обращения о фактах массовой незаконной торговли алкогольной продукцией, табачными изделиями и продуктами питания, оказания бытовых услуг лицами, не зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в Барабинском, Чановском, Купинском и Татарском районах. Незаконно продаваемые товары, как правило, дешевле: их продавцы не платят налоги и страховые взносы, не тратятся на оформление лицензий и приобретение онлайн-касс. Поэтому спрос на них выше, чем на легальную продукцию. Аналогичные проблемы существуют и в сфере грузоперевозок. Виктор Вязовых обратил внимание надзорных и правоохранительных органов на распространение фактов мошенничества в сфере страхования (подставные ДТП) и отсутствие эффективного расследования таких преступлений. Руководство регионального филиала одной из страховых компаний обратилось к бизнес-омбудсмену за помощью. По факту мошенничества компания неоднократно направляла заявления в правоохранительные органы в отношении конкретных физических лиц, однако мер по расследованию не принимается. Заявления о возбуждении уголовных дел отправляются на рассмотрение участковым уполномоченным, которые по факту не занимаются оперативно-розыскной деятельностью.
Эффективным механизмом по разрешению текущих вопросов защиты законных интересов бизнеса является практика совместных приёмов. 26 июля такой приём прошёл в аппарате Управления Федеральной службы судебных приставов. А 29 ноября бизнес-омбудсмен провел личный приём граждан в Региональной общественной приёмной председателя партии «Единая Россия» Дмитрия Медведева.
Выстраивается конструктивное взаимодействие Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области с научным сообществом. Совместными усилиями проводятся форумы для субъектов малого и среднего предпринимательства, обучающие семинары, круглые столы, рабочие встречи и совещания по обсуждению актуальных проблем предпринимательства, а также точек роста бизнеса на территории региона. С 3 по 10 декабря при поддержке регионального аппарата омбудсмена в Новосибирске прошёл Второй Всероссийский правовой (юридический) диктант, посвящённый 25-летию Конституции РФ. Его цель — оценка уровня правовой грамотности населения, а задачи — повысить мотивацию людей к изучению права, привлечь внимание к вопросу повышения уровня правовой культуры.
В 2018 году сотрудники аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области впервые провели ряд семинаров для государственных и муниципальных служащих в рамках программы повышения квалификации «Контрольно-надзорная деятельность органов государственной власти (органов местного самоуправления), уполномоченных на осуществление государственного (муниципального) контроля и надзора». Семинары проходили в Сибирском институте управления — филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, а прошли через них 74 человека.
О соблюдении и защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности рассказывает сайт Уполномоченного www.ombudsmanbiz.nso.ru. В течение года аппаратом Уполномоченного были подготовлены несколько справочно-информационных изданий, которые размещались на сайте и распространялись в 42 филиалах «Мои документы» ГАУ НСО «МФЦ», направлялись общественным помощникам для ознакомления субъектов предпринимательской деятельности в муниципальных образованиях и городских округах:
- листовка в помощь предпринимателю «Технологическое присоединение к электрическим сетям»;
- лифлет «День российского предпринимательства»;
- брошюра «Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области: итоги»;
- рекомендации по определению площади торгового зала в целях расчёта ЕНВД (в электронном виде).
Одним из основных направлений деятельности Уполномоченного по предотвращению нарушений прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности является мониторинг разработки и принятия нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской деятельности. В 2018 году рассмотрено 57 нормативных актов — как проектов, так и действующих, было дано 51 замечание на положения, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, и столько же предложений по их исправлению. 75% замечаний было учтено разработчиками актов.
Муниципальных правовых актов и их проектов Уполномоченный рассмотрел 21. В 2018 году аппарат Уполномоченного принимал участие в публичных консультациях в рамках оценки регулирующего воздействия и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов города Бердска, посёлка Кольцово, Искитимского района. Замечания и предложения Уполномоченного учитываются.
В целях предотвращения нарушений прав предпринимателей аппарат Уполномоченного проводит совместно с органами власти, местного самоуправления, территориальными ведомствами и общественными организациями выездные встречи, круглые столы, совещания и семинары. В 2018 году региональным бизнес-омбудсменом было организовано и проведено 65 мероприятий, в которых приняли участие около 1 000 представителей малого и среднего бизнеса. Например, в рамках мероприятий, приуроченных ко Дню российского предпринимательства, 25 мая состоялся Единый день приёма предпринимателей. В течение дня любой предприниматель мог лично задать вопросы представителям органов власти, инфраструктуры поддержки, обсудить интересующие темы с несколькими практикующими бизнес-экспертами и разобрать частные ситуации.
Обращение в адрес Уполномоченного может быть направлено в письменной форме почтовым отправлением, факсимильной связью, через ГАУ НСО «МФЦ», либо сдано лично в приёмную Уполномоченного или в форме электронного документа — через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», электронной почтой. В 2018 году непосредственно в региональный аппарат Уполномоченного поступило 277 обращений субъектов предпринимательской деятельности, 3 жалобы были перенаправлены из аппарата Бориса Титова.
Больше всего жалоб поступает от предпринимателей Новосибирска, также активны предприниматели города Бердска, города Оби, Барабинского, Искитимского, Татарского и Купинского районов. Первое место по количеству жалоб в 2018 году занимают обращения в сфере контрольно-надзорной и разрешительной деятельности – 23%, далее следуют жалобы в сфере уголовного преследования — 14,5%, земельных и имущественных отношений — 13,5%, государственных и муниципальных закупок — 9,5%, предложения по изменению правового регулирования и жалобы на незаконное предпринимательство по 4% и 3,5% соответственно.
Результатами рассмотрения обращений предпринимателей аппаратом Уполномоченного в 2018 году стало:
- оказание помощи в создании, сохранении и развитии 88 субъектов предпринимательской деятельности;
- предотвращение ликвидации 21 субъекта предпринимательской деятельности;
- прекращение уголовного преследования в отношении 3 предпринимателей;
- замена меры пресечения с заключения под стражу и домашнего ареста на не связанные с лишением свободы в отношении 4 предпринимателей;
- погашение задолженности по государственным и муниципальным
- контрактам на сумму 7 220 тысяч руб.;
- избежание доначисления налогов, штрафов, пеней, необоснованного взыскания страховых взносов на сумму 4 021,7 тысячи руб.;
- предотвращение материального ущерба на сумму 26 479,7 тысячи руб.;
- предотвращение необоснованных взысканий административных штрафов на сумму 1 008 тысяч руб., в том числе путём замены штрафа на предупреждение, а также прекращения производства по делам об административных правонарушениях;
- устранение препятствий в использовании 15 земельных участков и иных объектов недвижимости, в том числе предоставленных для размещения нестационарных объектов;
- изменение правового регулирования в сфере размещения рекламных конструкций, пассажирских перевозок, аудиторской и кадастровой деятельности, оказания государственной поддержки;
- дача консультаций 120 предпринимателям о действиях в различных ситуациях, позволяющих не допустить причинение вреда бизнесу.
Примеры:
- 27 декабря 2017 года в полицию поступила жалоба о нарушении тишины в розничном магазине в Кольцово. Наряд полиции приехал по вызову, но магазин был уже закрыт. Сотрудники полиции факт нарушения тишины не зафиксировали, так как нарушения не было. Тем не менее в феврале владельцу магазина пришло письмо, в котором содержалось постановление о наложение штрафа. Предприниматель обратился к Уполномоченному. Изучение обращения показало, что фактически событие правонарушения отсутствовало, и производство по его делу должно быть прекращено. Эти обстоятельства и было рекомендовано изложить заявителю при рассмотрении дела в Новосибирском районном суде. Суд действительно отменил постановление административной комиссии Кольцово о назначении административного наказания.
- Другой предприниматель обратился к Уполномоченному после того, как в его магазине был выявлен факт продажи алкоголя в запрещённое время. Выплата штрафа в 300 тысяч рублей повела бы к прекращению деятельности организации и увольнению 40 её сотрудников. Уполномоченный, обратив внимание на то, что организация является малым предприятием и подобное нарушение на нём произошло впервые, подготовил заключение о возможности применения в отношении нарушителя минимального наказания — предупреждения без конфискации продукции. Такое наказание и было вынесено и. о. министра промышленности, торговли и развития предпринимательства. Предприятие работает до сих пор.
- В ноябре 2012 года компания по договору купли-продажи приобрела павильон площадью 120 квадратных метров и заключила договор аренды земельного участка. Павильон находился в плачевном состоянии, и купивший его предприниматель сделал в нём ремонт, открыл там ресторан, благоустроил территорию. В августе 2017 года он внезапно получил из мэрии Новосибирска уведомление об одностороннем расторжении договора аренды – из-за самовольного переустройства временного объекта в объект капитального строительства. При этом экспертиза 2013 года показывала, что павильон капитальным сооружением не является. Закрытие ресторана повлекло бы потерю более 10 миллионов рублей инвестиций и увольнение более 30 сотрудников. Уполномоченный рекомендовал оспорить решение мэрии об отказе от исполнения договора в арбитражном суде. Суд в итоге признал этот отказ недействительным.
- Некое ООО заключило с неким ЗАО договор поставки станков, аванс получило, но по объективным причинам не смогло выполнить поставку. ЗАО взыскало в судебном порядке с ООО сумму аванса, а также направило заявление в Генеральную прокуратуру о мошеннических действиях со стороны ООО. Против гендиректора ООО было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ. Сотрудниками аппарата Уполномоченного был проведён тщательный анализ ситуации. К рассмотрению обращения привлечён pro bono эксперт. Уполномоченным было направлено мотивированное обращение в Главное Управление МВД России по Новосибирской области о прекращении уголовного дела, возбужденного в отношении заявителя. Также направлено обращение в прокуратуру Новосибирской области с просьбой дать оценку законности и обоснованности уголовного преследования предпринимателя. На стадии прений сторон прокурор переквалифицировал статью обвинения на п. «б» ч. 2 ст. 165 УК РФ. Решением Центрального районного суда Новосибирской области уголовное дело прекращено в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
В 2018 году на 5% выросли качество и своевременность ответов должностных лиц на запросы Уполномоченного, достигнув 80%. Уполномоченный принял участие в 225 судебных заседаниях арбитражных судов и судов общей юрисдикции, в том числе в 63 — по уголовным делам.
В 2018 году Уполномоченным впервые была использована практика участия в рассмотрении в суде уголовного дела в качестве защитника предпринимателя.
Важным моментом, выводящим качество реализации полномочий Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области на новый уровень, стало участие помощника Уполномоченного в уголовном процессе в качестве защитника.
Участие сотрудников аппарата Уполномоченного в качестве третьих лиц на стороне предпринимателей становится хорошо отработанной практикой — суды в подавляющем большинстве случаев допускают такую форму участия Уполномоченного в процессе, позволяя существенно повысить вероятность положительного решения в пользу предпринимателя.
В 2015 году к Уполномоченному обратился предприниматель с жалобой, в том числе на незаконное уголовное преследование. После начала судебного производства по делу в отношении предпринимателя, Уполномоченным было принято решение об участии в деле в качестве защитника.
Дважды ходатайства о допуске Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области в качестве защитника были отклонены судом. В связи с этим направлялись обращения председателю Новосибирского областного суда, прокурору Новосибирской области.
15 марта помощник Уполномоченного была допущена к участию в уголовном деле в качестве защитника наряду с адвокатом. Такое участие позволило донести до внимания суда подготовленную позицию по уголовному делу. В результате в отношении предпринимателя, который изначально обвинялся в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 УК РФ (2 эпизода), п. «б» ч. 4 ст. 174.1 УК РФ (2 эпизода), был вынесен приговор, которым он признавался виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 2 ст. 165, п.п. «а, б» ч. 2 ст. 165 УК РФ с назначением наказания в виде лишения свободы сроком на 3 года условно. По изначальным статьям предприниматель был оправдан. Консолидированные усилия сотрудника аппарата Уполномоченного, выступающего в процессе в качестве защитника и адвоката, осуществляющего защиту на профессиональной основе, позволили не только минимизировать наказание, назначенное предпринимателю, но и доказать его невиновность в ряде инкриминируемых ему преступлений.
В 2018 году Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Новосибирской области было направлено 9 мотивированных предложений в органы государственной власти о принятии нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности Уполномоченного, внесении в них изменений или признании их утратившими силу, что превышает показатель 2017 года на 18%.
Уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте РФ предоставлено право при исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения. В 2018 году Уполномоченный по защите прав предпринимателей в НСО два раза посетил следственные изоляторы и исправительные учреждения, встречался с четырьмя обвиняемыми в совершении экономических преступлений, обсуждая вопросы их защиты.
Четырём предпринимателям мера пресечения с заключения под стражу изменена на более мягкую.
Одним из обращений, связанных с неправомерным применением меры пресечения в виде заключения под стражу субъекта предпринимательской деятельности, стало обращение директора новосибирской строительной фирмы, встреча с которым состоялась в СИЗО. Как указывал заявитель, обвиняемый в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, несмотря на то, что заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного в том числе статьей 159 УК РФ, если это преступление совершено в сфере предпринимательской деятельности, находится под стражей с сентября 2018 года. Ни следователь, ни суд не связывали инкриминируемое предпринимателю преступление с предпринимательской деятельностью.
Уполномоченным были подготовлены письменный ответ обвиняемому с обоснованием связи деяния, в котором обвиняется предприниматель, с предпринимательской деятельностью, и обращение в адрес председателя Новосибирского областного суда. Адвокатом было заявлено ходатайство о приобщении мнения Уполномоченного к материалам дела, которое было удовлетворено судом. И 5 декабря мера пресечения предпринимателю была изменена на домашний арест.
Президент РФ Владимир Путин называет строительную отрасль стратегическим направлением социально-экономического развития страны, на которую приходится почти 6 процентов ВВП страны. Но ещё в 2016 году он отмечал, что «ситуации с недостроенными, брошенными домами, с фирмами, которые прикарманили, если прямо сказать, чужие деньги и, как в народе говорят, смылись после этого, — всё это подрывает доверие граждан к долевому строительству, а значит, снижает их возможности улучшить жилищные условия».
Рост количества так называемых «проблемных домов» потребовал внимания и реакции властей, были инициированы и обращения в правоохранительные органы. В 2018 году в аппарат Уполномоченного обратились руководители нескольких строительных компаний по вопросу уголовного преследования, связанного со строительством многоквартирных домов и привлечением денежных средств участников долевого строительства. В большинстве случаев их действия квалифицируются по ч. 4 ст. 159 УК РФ, предусматривающей ответственность за мошенничество, совершённое организованной группой либо в особо крупном размере или повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение. У мошенничества всегда есть прямой умысел и корыстная цель, оно совершается путём обмана или злоупотребления доверием. У застройщиков проблемных домов очень часто такого умысла нет. Но правоохранительные органы и суд при квалификации действий застройщика не всегда учитывают фактические обстоятельства, предшествующую деятельность застройщика и его попытки всеми способами завершить строительство. При совершении мошенничества в сфере долевого строительства преступные действия совершаются, как правило, в отношении строящегося жилого помещения, и поэтому признавать его предметом преступления по ч. 4 ст. 159 УК РФ невозможно, так как отсутствует запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и, соответственно, оно не обладает признаками как жилого помещения, так и жилища. Кроме того, с 2016 года глава 22 Уголовного кодекса дополнена специальной статьей 200.3, предусматривающей ответственность за привлечение денежных средств граждан для строительства в нарушение требований законодательства РФ об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в крупном размере.
Однако в большинстве случаев действия руководителей застройщиков по-прежнему квалифицируются по ч. 4 ст. 159 УК РФ. Так, Центральный районный суд Новосибирска рассматривает уголовное дело в отношении бывшего генерального директора строительной компании по этой статье и п. «б» ч. 4 ст. 174.1 УК РФ. Возбуждая уголовное дело, следствие не учло, что договоры участия в долевом строительстве были заключены в соответствии с законом и не оспаривались участниками долевого строительства, многоквартирный дом в значительной степени был построен (стадия готовности 85%), в ходе рассмотрения дела о банкротстве компании все недостроенные жилые помещения, а также несколько земельных участков были переданы в собственность участникам долевого строительства. То есть — ущерб у граждан отсутствует.
В отдельных случаях по уголовным делам в отношении субъектов предпринимательской деятельности, связанных с совершением преступлений по ч. 4 ст. 159 УК РФ в строительной отрасли, в качестве меры пресечения по-прежнему применяется заключение под стражу. При этом, согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ, заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений по этой статье, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности. Такая ситуация приводит застройщиков к несостоятельности, а также к отсутствию возможности дальнейшего выполнения принятых на себя обязательств по заключённым договорам, а это негативно сказывается и на самих участниках долевого строительства.
Ещё одной проблемой, приводящей к сокращению рынка долевого строительства многоквартирных домов, является постоянно меняющееся законодательство. Это и ужесточение требований к юридическому статусу, опыту в строительной отрасли, порядку взаимодействия с подрядчиками и банками, привлечению и использованию кредитов, наличию финансовых резервов, страхованию ответственности застройщиков. Также это касается перехода на заключение договоров участия в долевом строительстве с использованием механизма счетов эскроу, обязательных отчислений в компенсационный фонд, введения принципа «один застройщик — одно разрешение на строительство». Эти нововведения приведут к усложнению администрирования, увеличению сроков строительства, росту издержек и, следовательно, к снижению объема ввода жилья, а также увеличению его стоимости, что в итоге негативно отразится на конечном потребителе.
В 2018 году шла работа по решению проблем, обозначенных Уполномоченным в докладе 2017 года. Среди этих проблем Уполномоченный называл размер тарифа на пассажирские перевозки по городу общественным транспортом. С 2015 года максимальный тариф равнялся 19 рублям. По мнению бизнес-омбудсмена, такой тариф не только не давал возможности для обновления подвижного состава, но и вообще не позволял предпринимателям нормально работать. Муниципальные перевозчики, находясь в такой ситуации, накопили задолженность, в том числе по налоговым платежам. Размер тарифа, обеспечивающий покрытие экономически обоснованных расходов (затрат) перевозчиков, по отдельным расчётам превышал действовавший тариф в 2 и более раза. В 2018 году тариф был поднят до 22 рублей.
До недавнего времени государство стимулировало модернизацию и покупку нового оборудования с помощью льготы по налогу на движимое имущество. Льгота касалась имущества, поставленного на баланс после 2013 года, и была направлена на стимулирование предприятий к приобретению новых основных средств, техническому перевооружению производств, обновлению парка транспортных организаций. Пользуясь этой льготой, многие предприятия осуществили инвестиции в обновление основных средств. Однако Федеральный закон от 30.11.2016 №401-ФЗ изменил порядок действия такой льготы. Если до сих пор она была федеральной, то с 1 января 2018 года право предоставления такой льготы передано регионам. Новосибирская область не воспользовалась этим правом сразу и налог здесь в 2018 году продолжили платить по ставке Налогового кодекса —1,1%. Президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев в обращении в аппарат Уполномоченного указал, что сумма налога на имущество организаций для современного автопоезда составит порядка 130—150 тысяч рублей в год, что многократно превысит исчисляемый транспортный налог. Необходимость уплаты дополнительных налоговых платежей в таком размере приведёт к дальнейшему ухудшению финансового положения автотранспортных компаний, в том числе к возможному уходу с рынка отдельных перевозчиков и росту теневого сектора при оказании автотранспортных услуг.
Проблема в итоге решилась на федеральном уровне: Федеральным законом от 03.08.2018 №302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, в соответствии с которыми с 1 января 2019 года движимое имущество не признаётся объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.
В 2015 году был принят Федеральный закон №232-ФЗ, предоставляющий субъектам РФ право уменьшать ставки по налогам (режимы УСН и ЕНВД). Этим правом воспользовались более 25 регионов. Новосибирская область в их число пока не вошла, но, по мнению Уполномоченного, Установление пониженных ставок в Новосибирской области будет способствовать выходу предпринимателей из «серой» зоны экономики, доходы в которой скрыты от налоговых органов, снижение ставок станет достаточным стимулом для таких предпринимателей к декларированию своих доходов и повышению размера поступающих в бюджет налогов. Кроме того, это, безусловно, положительно скажется на инвестиционной привлекательности Новосибирской области и создаст условия для повышения темпов экономического роста региона. Письмом от 24 апреля Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области сообщило, что принятие решения по установлению пониженных, дифференцированных налоговых ставок по упрощённой системе налогообложения возможно при наличии компенсации выпадающих доходов областного бюджета НСО.
Подготовил Виталий СОЛОВОВ