16.01.17

В гостях у Ельцина

Корреспондент «Ведомостей» впервые посетил Екатеринбург и поставил свои оценки музею первого президента России.

Вопрос, как провести новогодние каникулы 2017 года, я решил для себя ещё месяца за два до конца 2016-го. Тогда интернет-пространство заполнили дискуссии по поводу высказываний Никиты Михалкова о Ельцин-центре в Екатеринбурге. Чью сторону принять — жёстко критикующего центр Михалкова или его защищающихся сотрудников? В таких случаях способ определиться для меня только один — посмотреть всё своими глазами, а не довольствоваться принципом анекдота про Рабиновича, напевшего арию Шаляпина. А тут ещё разноцветный холодильник во дворе, исполняющий обязанность местного шкафа для буккроссинга, подал мне «знамение» — в нём я обнаружил книжку первого президента «Исповедь на заданную тему». Так судьба моих каникул и решилась. Вперёд, на Урал!

 

Морозы и музеи
Урал в моём представлении всегда был царством снега, а Сибирь — царством морозов. Ломка стереотипов произошла сразу, как только самолёт приземлился в Кольцово — не новосибирском наукограде, а екатеринбургском аэропорту. Меня встретил мороз за двадцать градусов (в Новосибирске в этот день было минус три), на котором под солнцем приятно поблёскивал лежащий снежок. Его, снега, в столице Урала меньше, чем в столице Сибири, раз в десять. Ничего хотя бы близко напоминающего новосибирские сугробы за три дня прогулок по старинному уральскому городу я не увидел. Может быть, и потому, что по улицам я гулял гораздо меньше, чем по музейным залам.

В Екатеринбурге, как и в Новосибирске, много нестандартных памятников. Например, кухонной тёрке. В Екатеринбурге, как и в Новосибирске, много нестандартных памятников. Например, кухонной тёрке. Центр старого Екатеринбурга — никаких сугробов.Центр старого Екатеринбурга — никаких сугробов. На реке Исеть часто попадаются полыньи, которые в морозные дни служат традиционным «местом встречи» водоплавающих птиц. На реке Исеть часто попадаются полыньи, которые в морозные дни служат традиционным «местом встречи» водоплавающих птиц.


Екатеринбург, который через шесть лет отметит 300-летие, на музеи богат. Одни посвящены богатой истории города и области, другие — известным людям, связанным с уральской столицей. Таких «персональных» музеев особенно много. Есть музеи писателей Павла Бажова, Дмитрия Мамина-Сибиряка и Фёдора Решетникова, музеи Владимира Высоцкого и царской семьи, в отдельные музейные экспозиции превращены целые купеческие особняки, как, например, дом предпринимателя-поляка Альфонса Поклевского-Козелла. Цены сравнительно недорогие — не больше 200 рублей, бесплатно можно фотографировать всё, что угодно — если используете для этого мобильник. За два дня я успел обойти шесть музеев, хотя любому из них можно посвящать целый день. В каждом есть своя «изюминка». В музее природы это чучело крокодила Коли, который умер в 1995 году, прожив в зоопарке Екатеринбурга 59 лет (сколько было лет ему самому — никто не знает). В музее камнерезного и ювелирного искусства — карта Франции, которую уральские умельцы позапрошлого века сработали из 86 драгоценных камней (в аккурат по тогдашнему числу французских департаментов) и подарили президенту союзной державы. В музее царской семьи по соседству с тем местом, на котором стоял Ипатьевский дом, каким-то особым магнетизмом обладают предметы, которые были извлечены из камина, где сжигались вещи дочерей Николая II: остаток зубной щетки, обугленный обрывок ткани, булавки…
Музей истории города покажет великолепный фильм в формате 3D о том, как создавался и развивался Екатеринбург.

Нильский крокодил Николай — «любимец» посетителей Музея природы. Нильский крокодил Николай — «любимец» посетителей Музея природы. Дом Николая Севастьянова (1866 год). Пожалуй, самый красивый особняк старого Екатеринбурга. Дом Николая Севастьянова (1866 год). Пожалуй, самый красивый особняк старого Екатеринбурга. Хозяйку Медной горы в том или ином виде можно встретить едва ли не в каждом музее, эту, например — в музее камнерезного и ювелирного искусства. Хозяйку Медной горы в том или ином виде можно встретить едва ли не в каждом музее, эту, например — в музее камнерезного и ювелирного искусства.

 

Чёрное и белое
Но основным предметом для изучения у меня всё-таки был назначен Ельцин-центр, точнее, одно из его многочисленных подразделений — музей первого президента России. Впечатление он действительно производит очень сложное. Но обо всём по порядку.


Плюсы. Каждый из них, замечу, сам по себе настолько хорош, что сюда впору приезжать всем музейщикам страны для приобретения опыта. Самый жирный плюс — полнейшая интерактивность экспозиции. Нигде пока что больше я не видел ничего даже близко подобного. Множество аудио- и видеоинформации с возможностью выбора интересующего видеоролика или аудиотрека. Пространства, создающие полный эффект присутствия. Можно посидеть в настоящем троллейбусе, который ходил по московским улицам во второй половине 80-х или записать настоящее радиообращение к стране, как Борис Ельцин делал каждую неделю в 1996-1997 годах. Поэтому неудивительно, что в музее очень много детей, которые от всего этого приходят в полный восторг.
Для меня самым потрясающим фрагментом экспозиции стал зал, посвящённый августу 1991-го.

Вначале посетитель попадает в маленькую уютную комнату – стенка, диван, столик, телевизор. По телевизору, естественно, «Лебединое озеро». На стене висит отрывной календарь 91-го года, на котором 19 августа. Вдруг на маленьком столике звонит телефон. Посетитель снимает трубку и слышит голоса людей из того времени: «Слышал, что происходит?» «Как думаешь, кто за этим стоит?» «Да какая разница, танки в Москве!» и так далее. Рядом с телефоном — обычная дверь, которую надо открыть. За ней сразу попадаешь на московскую улицу, перегороженную баррикадами из кирпичей, дорожных знаков, кусков арматуры и бетона — с соответствующей музыкой и освещением. Всё это вместе взятое настолько передаёт атмосферу тревоги тех дней и абсурдности происходящего, что пробирает до мурашек и заставляет «зависнуть» надолго, размышляя: а стоил ли результат того, что происходило, или всё же нет?


Ещё один плюс – сама концепция подачи биографического материала, делящаяся на две части: до 1985 года мы видим жизнь человека на фоне событий эпохи, после 1985 года – жизнь человека, лично создающего сложную и противоречивую эпоху. И тут уже можно начинать говорить о минусах.


Минусы. Первый – максимальное сглаживание этой самой противоречивости. Оно начинается уже на входе в экспозиционное помещение, где одна из стен коридора полностью отдана цитатам мировых политиков с их мнением о Борисе Николаевиче. Мнения подобраны исключительно положительные. Тут закономерно ожидаешь, что на другой стене будут собраны негативные отзывы, но их нет, вместо этого там размещена совершенно не сочетающаяся с контентом противоположной стены информация о спонсорах создания музея.


Второй – содержание того самого мультфильма, о котором резко отозвался наш именитый кинорежиссёр. Тому, кто знаком с историей, здесь многое будет резать глаз. Что-то откровенно притянуто за уши (как, например, Смута названа прямым следствием опричнины), а о чём-то умалчивается. Например, полностью отсутствует период 1613-1682 годов, на протяжении значительной части которого монархия первых Романовых всё-таки серьёзно считалась с мнением постоянно действующих Земских соборов. А чем это не элемент свободы и народовластия, истории которых в России мультфильм и посвящён?


Третий – почти ничего не говорится о негативных последствиях экономических реформ Ельцина и его младореформаторов и сопутствовавших им социальных протестах. Мельком показана первая чеченская война – как ни крути, главнейшая ошибка Ельцина. Второй чеченской нет совсем.
И странное ощущение оставляет финальный аккорд экспозиции – огромный пустой зал со стеклянной стеной, за которой открывается красивый панорамный вид, и с колоннами, каждая из которых подписана одной из конституционных свобод: собраний, мысли, передвижений...Зал так и называется — «Зал Свободы». Кому как, но первая мысль, пришедшая мне там на ум — если у вас есть свободы, больше не будет вообще ничего (в смысле, материального). А стоят ли такие свободы того, чтобы просто бродить между ними и питаться воздухом?


Не будем забывать о том, что сколько людей, столько и мнений. А цена в 200 рублей – не такая уж и высокая для того, чтобы сформировать своё собственное…

Храм-на-Крови, построенный рядом с местом, где стоял до 1970-х годов Ипатьевский дом. Храм-на-Крови, построенный рядом с местом, где стоял до 1970-х годов Ипатьевский дом. Здание Законодательного собрания Свердловской области. Здание Законодательного собрания Свердловской области. Толковое Евангелие 1786 года, изданное в Клинцовской типографии – центре старообрядческого книгопечатания. Один из выставленных в музее подарков Ельцину во время его нахождения на посту президента. Толковое Евангелие 1786 года, изданное в Клинцовской типографии – центре старообрядческого книгопечатания. Один из выставленных в музее подарков Ельцину во время его нахождения на посту президента.

 

Цены, мультифора и шаурма
Кстати, о ценах. Поездив в екатеринбургском транспорте — наземном и подземном — я понял, что подорожания проезда, который нам обещают в феврале, можно не бояться: до 26 рублей Екатеринбурга эти цены всё равно не дотянут. Хотя в целом екатеринбургские цены выше новосибирских, но приличный отель «три звезды» в самом центре можно найти и за 2 300 рублей в сутки, если речь идёт об одноместном номере.

Фасад Ельцин-центра. Фасад Ельцин-центра.


Удивила местная вода из-под крана, которая подвигла снова вспомнить добрым словом Новосибирск: там она имеет слабый, но вполне ощутимый запах сероводорода. Как утверждают знающие люди, это «фирменная» черта местной воды ещё с тех времён, когда Екатеринбург был Свердловском. По словам других, вода в каждом районе Екатеринбурга имеет свой вкус и запах, которые ещё улучшились за последние двадцать лет — было время, когда они прямо зависели от ближайшего завода.

Первая мировая война и революция — с этих эпохальных событий начинается «отсчёт времени» в музее. Первая мировая война и революция — с этих эпохальных событий начинается «отсчёт времени» в музее. Создатели экспозиции постарались отобразить светлые и тёмные стороны каждой эпохи в истории Советского Союза. Насколько это у них получилось — судить посетителям. Создатели экспозиции постарались отобразить светлые и тёмные стороны каждой эпохи в истории Советского Союза. Насколько это у них получилось — судить посетителям. Телефонный аппарат из кабинета первого секретаря Свердловского обкома. Телефонный аппарат из кабинета первого секретаря Свердловского обкома.


И напоследок пара лингвистических наблюдений. В столице Урала прозрачная папка для складывания бумаг, которую в Сибири называют мультифорой, всё ещё именуется файлом — так же, как и в Москве. А вот по поводу одного из кулинарных терминов на Урале до сих пор не определились: на киоске под вывеской «Шаверма» может продаваться самая обыкновенная шаурма. Но про все эти мелочи совсем не хочется думать, когда смотришь на залитый огнями вечерний город с высоты 51-го этажа небоскрёба «Высоцкий» — высочайшего здания России по эту сторону Уральских гор. В этот момент понимаешь одно: Екатеринбург — город старинный и в то же время проникнутый духом двадцать первого века.

«Зал Свободы», которым заканчивается музейная экспозиция. «Зал Свободы», которым заканчивается музейная экспозиция. «Чайка» (ГАЗ-14), которую первый секретарь Свердловского обкома КПСС Борис Ельцин использовал для поездок по городу и области, а также во время визитов в Свердловск видных советских партийных и государственных деятелей и зарубежных гостей. «Чайка» (ГАЗ-14), которую первый секретарь Свердловского обкома КПСС Борис Ельцин использовал для поездок по городу и области, а также во время визитов в Свердловск видных советских партийных и государственных деятелей и зарубежных гостей. Эти бюллетени в 1991 году в конце концов «сделали» Ельцина президентом. Эти бюллетени в 1991 году в конце концов «сделали» Ельцина президентом.


Виталий СОЛОВОВ

back
up