28.06.18

В Новосибирске не разводятся мосты…

Родной город всегда становится источником вдохновения: о нём складывают стихи и песни, пишут в его честь картины и ставят спектакли. Кто и в каких произведениях увековечил Новосибирск?

«Новосибирск мистический» художника Владимира Курилова.

След Вознесенского

Поэтов в Новосибирске много, все они талантливы и самобытны, но первым романтизировал образ родного города поэт-фронтовик Иван Ветлугин, в чьих стихах жила целая эпоха — с ратными и трудовыми подвигами, любовью и сложным жизненным выбором. Затем к нему присоединилась плеяда новосибирских поэтов, которая до сих пор черпает вдохновение в родном городе.

 

Но новосибирский след замечен и в большой поэзии. А именно — в стихотворении «Ода сплетникам» Андрея Вознесенского, где есть такие строки: «Я жил тогда в Новосибирске / В блистанье сплетен о тебе. / Как пулеметы, телефоны / Меня косили наповал. / И точно тенор — анемоны, / Я анонимки получал». Андрея Вознесенского пригласил в 1967 году в Новосибирск Советский райком комсомола, чтобы «похвастаться» перед знаменитым поэтом кафе-клубом «Под интегралом» и будущим фестивалем бардов. Но перед самым приездом Вознесенского в «Литературной газете» была опубликована заметка о том, что английские рабочие выражают возмущение визитом в Англию поэта, общавшегося лишь с «буржуями». В тот же день райкому комсомола пришлось срочно телеграфировать Вознесенскому: не приезжайте! А он всё равно прилетел. Жил какое-то время в Новосибирске и общался с творческой интеллигенцией. Как человек романтичный и влюбчивый имел лирическую историю с новосибирской поэтессой, которая нашла отражение в стихах — его и её.

Известный писатель и поэт Дмитрий Быков тоже увековечил Новосибирск: жена литератора — писатель и журналист Ирина Лукьянова — из «наших», выпускница гуманитарного факультета НГУ. Поэтому не удивительно, что он пишет: «Сердце моё улетело в Новосибирск. / Там и живёт теперь неизвестно с кем».

Сюжет для детектива

В славной писательской шеренге Новосибирска — Анатолий Иванов, Илья Лавров, Юрий Магалиф, Геннадий Прашкевич, Николай Самохин — сей список длинен, как перечисление кораблей у Гомера. Но среди них есть мастера пера, которые сделали Новосибирск местом действия своих произведений.

В 1980-х годах на вершину читательской популярности поднялись мастера детективного жанра Михаил Михеев и Михаил Черненок, поместившие своих героев в реалии Новосибирска и его области. Михеев написал детективную трилогию «Хищники», объединённую главным персонажем лейтенантом милиции Евгенией Грошевой: действие происходит в Новосибирске, и главные герои иногда встречаются на конспиративной квартире в знаменитом Доме с часами. А «Сименон из Тогучина» Михаил Черненок писал детективы, события которых разворачивались исключительно в Новосибирской области. Оба писателя снискали любовь читателей всего Советского Союза, а их произведения неоднократно экранизировались. В 1990-х эстафету новосибирского детектива принял Александр Духнов, но фильмов по его книгам уже не снимали. Кстати, известная российская детективщица Полина Дашкова в одном из своих романов тоже упомянула Новосибирск, но лучше бы она этого не делала. Главный герой едет в Новосибирск из местного аэропорта через дремучую тайгу. Оказалось, что вековые сосны и раскидистые кедры «охраняют» просёлочную дорогу в Толмачёво.

Главный редактор «Сибирских огней», известный писатель Михаил Щукин славен своими историческими романами, в том числе и о Новониколаевске — к примеру, действие «Конокрада и гимназистки» происходит именно в дореволюционных реалиях нашего города.

Бэтмен в городе

Интересный просветительский проект реализовал Новосибирский государственный художественный музей и НПЦ по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области: творческая группа выпустила календарь с узнаваемыми видами Новосибирска в картинах местных художников. Календарь содержит репродукции уникальных работ — это улицы довоенного Новосибирска, его мосты, дворики и площади.

 

В издание вошли работы известных местных художников — Анатолия Гажинского, Николая Грицюка, Василия Касаткина, Владимира Копаева, Григория Ликмана, Анатолия Никольского, Анатолия Пяткова, Александра Силича, Шавкета Якубова.

Художник Владимир Курилов любит писать виды Новосибирска, но с ноткой ироничной мистики: его акварельный цикл так и называется — «Новосибирск мистический».

Сюжеты его картин довольно незатейливы: то он пририсует к бизнес-центру «Кобра» настоящую кобру, то нахлобучит на дом с башнями ушки Бэтмена. Сам художник, когда его спрашивают о наивности сюжетов, отвечает, что это связано с молодостью Новосибирска и бедностью городской мифологии.

Почти Булгаков

Режиссёр Михаил Патласов поставил в театре «Старый дом» документальный спектакль «Пыль» — его литературной основой стало исследование исторического и мифологического контекстов Новосибирска, а сценические диалоги рождались из интервью с его жителями. Вопросы творческая группа поднимала актуальные: инклюзивная адаптация через театр, выход на пенсию, а заодно пыталась проследить связь новосибирца и денисовского человека.

 

В январе 2018 года в зале краеведческого музея прошла премьера первого спектакля о Новониколаевске «Красная полынья». Пьесу написала новосибирский драматург Елена Богданова, которая сумела победить во всероссийском конкурсе по поддержке современной драматургии и получила один миллион рублей федерального гранта от Министерства культуры России.

Исторический спектакль «Красная полынья» перенёс зрителей в Новониколаевск 1917 года. Бунты возле хлебной лавки, митинги железнодорожников, перевыборы городской Думы, обычная суета — горожане ещё не осознали, что их жизнь разделена революцией на «до» и «после».

Как сказали эксперты, настроение и сюжет приближают пьесу к булгаковским «Дням Турбиных», но реальный исторический контекст превращает её в достоверное отражение эпохи. В спектакле приняли участие ведущие артисты Городского драматического театра под руководством Сергея Афанасьева.

По ночному городку

В Академгородке, на улице Терешковой, установлен памятник бывшему лидеру рок-группы «Иван-Кайф», музыкальному руководителю команды КВН НГУ Михаилу Зуеву и его песне «Иду один».

Лирическую композицию Зуев исполнил на капустнике в НГУ в 1991 году. Она сразу стала неофициальным гимном Академгородка, а новосибирская рок-группа засияла на российском рок-небосводе. Памятник, изготовленный скульптором Алексеем Агриколянским, — это, по выражению близкого друга Зуева и одного из авторов проекта Марьяны Безносовой, «аллегорическая долговязая фигура молодого парня, озабоченно движущегося к романтической цели с букетиком цветов».

Памятник был создан полностью на деньги поклонников и друзей лидера «Иван-Кайфа». На работу по изготовлению монумента было потрачено 500 тысяч рублей, которые в течение полугода собирали участники КВН НГУ Владимир Дуда и Владимир Руднев. Значительную часть средств перечислил ещё один бывший новосибирский кавээнщик Александр Пушной.

Песню «В Новосибирске не разводятся мосты» сейчас поют не только на городских площадках во время праздников. Неофициальный гимн Новосибирска, который сочинили Татьяна Диканская и композитор Владимир Черныш, распевают и в соседнем Красноярске, и в Тюмени, и в Екатеринбурге — только слова заменяют по ходу текста. Первый раз хит был исполнен на празднике, посвящённом 110-летию Новосибирска. Песня взорвала все радиостанции, а создатель группы Hi-Fi Паша Есенин даже хотел её перекупить. Но компаньон Есенина Эрик Чантурия поставил условие: вычеркнуть из текста Новосибирск, чтобы жителям других городов хит тоже пришёлся по душе. Черныш и его команда не согласились, родина-то не продаётся.

 

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

up