30.11.17

Бойцы железных дорог

Наравне с сотнями тысяч новосибирцев приближали Победу в Великой Отечественной войне преподаватели и слушатели НИВИТа — нынешнего СГУПСа.

Строители НИВИТа на военно-полевых сборах, 1940-е годы.

Когда началась война, Новосибирскому институту военных инженеров железнодорожного транспорта — единственному транспортному вузу Сибири — исполнилось только девять лет. Это был весьма престижный и хорошо оснащённый вуз: два учебных корпуса, три общежития, богатая библиотека, столовая. Готовили здесь не только инженеров для железных дорог, но и командиров взводов военных сообщений и службы тыла. К 1941 году в НИВИТе обучались 1 700 слушателей (так называли студентов этого вуза) со всей страны и работали 120 преподавателей.

 

Когда началась война, в НИВИТе в самом разгаре была сессия, как обычно и бывает в июне. Выпускники защищали свои дипломные проекты. И тут как гром среди ясного неба — страшные вести по радио. В тот же день, 22 июня, в вузе состоялся многолюдный митинг, на котором была принята резолюция в поддержку советского правительства, многие слушатели выразили желание немедленно пойти на войну. Второй и третий курсы в это время проходили военно-полевую практику на Юргинском полигоне — и они отреагировали на новость точно так же. На выпускном вечере 27 июня заместитель начальника института по военной работе генерал-майор технических войск А. В. Котюков объявил, что все выпускники подали заявление о призыве в Красную армию (на фронт). Военкомат удовлетворил просьбу 10 человек. 29 июня 1941 г. НИВИТ проводил на фронт первую десятку добровольцев. Живыми из них вернулись только пятеро…

В кабинете строительного производства, 1934 год.

 

В августе-сентябре в Новосибирск начали прибывать эвакуированные вузы. Сначала приехали титулованные профессора из Москвы и Ленинграда: член-корреспондент Академии наук СССР (будущий академик) Г. П. Передерий, доктора технических наук Н. Т. Митюшин, А. П. Норден, И. В. Урбан, М. М. Хазен. Если до войны в НИВИТе было только два своих профессора, то уже в первые месяцы войны их стало 11.

 

В сентябре 1941 года НИВИТ принял на свои площади Новосибирский институт инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии (НИИГАиК), помещения которого забрали для военных нужд, а чуть позднее — Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта (ДИИТ).

 

С начала учебного года начались призывы слушателей в ряды РККА. За первые четыре месяца на фронт были отправлены 129 слушателей и 20 преподавателей. Среди преподавателей «забирали» в первую очередь сотрудников военных кафедр — как подготовленных командиров, преподавателей кафедр гуманитарных дисциплин — как политруков и преподавателей физвоспитания. Забегая вперёд, скажем: всего за военные годы из НИВИТа были призваны 1 076 студентов (2/3 штатного состава) и 49 преподавателей (почти половина).

Занятия в поле.

В ноябре 1941 года почти все помещения НИВИТа (за исключением двух общежитий) были реквизированы и переданы эвакуированному из Красногорска оптико-механическому заводу (будущий завод им. Ленина). Институт переехал в центр Новосибирска, на ул. Советскую, 18 (здание управления «Кузбассуголь»). На выделенных двух этажах пришлось разместить и организовать занятия трёх вузов — НИВИТа, НИИГАиКА, ДИИТа. Эвакуированному в ноябре Московскому институту инженеров транспорта местные власти выделили отдельное здание. Кстати, согласно решению Новосибирского обкома ВКП(б) и горисполкома, в городе были оставлены только четыре вуза: НИВИТ, НИИГАиК, медицинский и строительный институты. Педагогический институт был эвакуирован в Колпашево, сельхозинститут находился в Черепаново.

 

Мощный научный потенциал НИВИТа сразу же был поставлен на службу городу и обороне страны. Профессора Г. П. Передерий и В. Е. Еврейсков вошли в состав городского комитета учёных (председатель — академик С. А. Чаплыгин), который был призван координировать усилия учёных и представителей военных организаций, разрабатывал конкретные меры помощи фронту. В начале 1942 года учёный совет НИВИТа рассмотрел и утвердил план научных исследований института, в котором акцентировал внимание учёных-преподавателей на тематике военного времени. Например, одной из актуальных была проблема перешивки одной железнодорожной колеи на другую. Российская колея (1 538 мм) была шире европейской (1 483 мм), и войска вермахта, захватывая территорию СССР, сужали её до своих стандартов. Для оперативности они широко использовали труд военнопленных, местного населения. Соответственно, после изгнания оккупантов требовалось снова расширять колею, и как можно быстрее, чтобы обеспечить материально-техническую поддержку наступающим частям. На своём полигоне слушатели НИВИТа опытным путём устанавливали, сколько нужно минимально забить костылей, чтобы путь не разошёлся под тяжестью состава из паровоза и двух-трех-четырёх вагонов. Преподаватели НИВИТа привлекались военными для испытания бетонных сооружений (дотов), пробивной мощи снарядов и т. д.

 

Сотрудники института принимали самое активное участие в решении неотложных производственных и народнохозяйственных проблем Новосибирска, управления Томской железной дороги. Например, в городе остро стоял вопрос очистки питьевой воды из реки Обь. Два преподавателя НИВИТа предложили для обеззараживания воды применять местные материалы — железный купорос (отходы производства) и известь. Благодаря этому рацпредложению на 30% увеличилась производительность городского водопровода, и город сэкономил значительную сумму бюджетных средств. Горисполком объявил благодарность Н. М. Федиченко, Г. С. Лейбович и выписал денежную премию новаторам.

 

В июне 1942 года в стенах вуза прошла V научно-техническая конференция, посвящённая вопросам организации научно-исследовательских работ высших учебных заведений в условиях военного времени. Практические результаты этой конференции выразились в налаживании тесных связей вузов Новосибирска с заводами оборонного значения, увеличении пропускной способности Западно-Сибирской железной дороги, оптимизации графиков движения угольных составов с Кузбасса, реальной помощи железнодорожникам в организации движения тяжеловесных поездов.

 

Преподаватели НИВИТа проектировали и курировали строительство подъездных путей к оборонным заводам, которые, как правило, размещались на окраинах нашего города. Своими руками нивитовцы построили трамвайную линию №7 (нынешняя линия по ул. Д. Ковальчук — ул. Б. Хмельницкого). По их предложению трамвайные пути стали активно использоваться для перемещения грузов промышленного значения. В сентябре-октябре 1943 года слушатели НИВИТа под руководством преподавателей построили с нуля девятикилометровую углевозную железнодорожную ветку от станции Мереть до шахты «Грамотейная» (Кузбасс), что решило проблему снабжения высококалорийным углём предприятий Новосибирска. В военные годы слушатели НИВИТа постоянно работали в вечерние и ночные смены на оборонных заводах, регулярно выходили на борьбу со снежными заносами, помогали убирать урожай в сельских районах области. При этом продолжали напряжённо учиться, особенно военному делу. На военных кафедрах слушателей учили сооружать и разрушать железнодорожные пути, ставить на них заграждения; сооружать и взрывать искусственные сооружения (мосты, переправы, запруды); обеспечивать войска надёжными сообщениями в условиях обороны, отхода или наступления. В вузе регулярно проводились военно-оперативные, военно-тактические игры с участием 300—400 человек, где будущих офицеров учили на практике военному искусству.

 

Как и вся страна, преподаватели, сотрудники и слушатели НИВИТа отчисляли часть своей зарплаты в Фонд обороны, собирали тёплые вещи, посылки для бойцов Красной Армии. В 1943 году коллектив института получил персональную благодарность председателя Государственного Комитета Обороны СССР И. В. Сталина за сбор средств (259 тыс. рублей) на постройку самолета «НИВИТовец». Текст телеграммы по сей день хранится в музее современного вуза.

 

С начала 1942 года на фронт стали призывать  преподавателей — специалистов по строительству и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, чьи знания и опыт были нужны для восстановления разрушенной инфраструктуры. В мае 1942 года состоялся самый массовый призыв слушателей в ряды РККА — буквально за четыре дня (18—22 мая) из НИВИТа забрали на фронт 412 студентов (все они попали в горнило Сталинградской битвы). В августе ещё 163 человека (слушатели 3-х курсов) были призваны в армию и направлены на учёбу в Днепропетровское артиллерийское училище (размещалось в Томске). Буквально через год 19-летние Владимир Безукладников, Юрий Дерябин, Ефим Стерин будут удостоены высшего звания — Героев Советского Союза — за форсирование Днепра и бои в Левобережной Украине. Ефим Стерин погиб в марте 1944 года, остальные встретили Победу и благополучно прожили почти до начала XXI века.

 

НИВИТ «прогремел» в 1944 году, когда четверокурсники строительного факультета выехали на практику в освобождённые районы Белоруссии и невольно стали участниками знаменитой стратегической наступательной операции «Багратион». Некоторым слушателям пришлось поработать в прифронтовой полосе, а некоторым «посчастливилось» заниматься ремонтно-восстановительными работами во фронтовых условиях и даже на передовой: мостить гати, наводить переправы, строить мосты. За четыре месяца слушатели получили навыки и опыт, ценный материал, которые пригодились им при будущем дипломном проектировании. Несколько слушателей вернулись с практики с боевыми медалями.

 

С 1942 года в институт начинают возвращаться фронтовики — студенты и преподаватели, демобилизованные в результате тяжёлых ранений. Бывшие фронтовики пользовались особым уважением: они отличались серьёзным отношением к учебе, приказам и поручениям, нетерпением к нарушителям дисциплины. Они стали реальной опорой профессорско-преподавательского коллектива в воспитании кадров будущих военных инженеров. Среди славной плеяды студентов-фронтовиков заметный след в истории НИВИТа оставили слушатели В. Белых, И. Богданов, А. Горбунов, Л. Геронимус, Г. Бредюк, Н. Зарубин, В. Окунцов, Н. Рязанцев, И. Миронов, Ю. Докучаев и многие другие. После коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны студентов технических вузов перестали брать на фронт, за исключением тех, кто шёл по спецнабору в войска особого назначения или в распоряжение особого отдела Сибирского военного округа, а также тех, кто был отчислен из института.

 

За три года войны вузы Новосибирска дали стране 2 801 молодого специалиста, в том числе мединститут — 1 116 врачей, строительный — 393 инженера-строителя, институт инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии — 71, сельскохозяйственный — 287 специалистов. За это же время НИВИТ подготовил и выпустил 1 048 военных инженеров. Эти цифры наглядно демонстрируют, что фронту в первую очередь требовались специалисты, которые спасали жизнь солдат и обеспечивали непрерывное снабжение армии боеприпасами, продовольствием, оперативно перебрасывали воинские части и соединения для сосредоточения войск в зоне стратегического развёртывания, театре военных действий. Более 150 питомцев НИВИТа стали старшими офицерами — от майора до полковника. 12 дослужились до генеральских званий, стали видными начальниками железнодорожных войск: генерал-лейтенант А. П. Рагозин, генерал-майоры В. К. Вдовенко, Е. Т. Ядов, Н. А. Соколов, Н. Н. Карпенко, В. А. Архипов, Л. Б. Кучеров, В. С. Прохоров, Ю. С. Кононов, В. И. Нестеров, И. И. Петрович, А. Л. Яковлев. И не вызывает никаких вопросов такой факт, что в 1943 году девять преподавателей военных кафедр НИВИТа были награждены орденом Красного Знамени, двое — орденом Красной Звезды, четверо — медалью «За боевые заслуги», а спустя полгода генерал-майор А. В. Котюков, полковники Н. А. Блистинов, Д. И. Заречанский, подполковник Н. П. Гвоздиковский, майоры В. П. Розов и К. А. Лялин получили по ордену Ленина. До сих пор в СГУПСе живёт «детище» заместителя начальника института по военной работе генерал-майора технических войск Аркадия Васильевича Котюкова — военно-спортивная оборонная эстафета. Ему же принадлежали идеи проведения военно-полевых сборов слушателей на базе Юргинского полигона, а также организации и проведения конференций преподавателей военных кафедр вузов Новосибирска на базе НИВИТа.

 

В 1944 году Новосибирск стали покидать эвакуированные вузы. Сначала из города уехал Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, потом — ДИИТ, который все годы эвакуации возглавлял Всеволод Арутюнович Лазарян и руководил им вплоть до 1958 года. Теперь Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта носит имя академика В. Лазаряна.

 

Связаны с НИВИТом военных лет и другие имена, вошедшие в историю нашего города. Профессор Владимир Еврейсков, начальник кафедры «Изыскания и проектирования», курировал многие проекты, связанные со строительством подъездных путей и трамвайных линий, а в 1950-е годы активно продвигал идею строительства в Новосибирске метрополитена. В военные годы в вузе работал профессор Михаил Кошурников, отец погибшего при проведении изыскательских работ на линии Абакан — Тайшет инженера Александра Кошурникова; в НИВИТе учился Михаил Перевозчиков, именем которого названа одна из новосибирских улиц. В 1944 году при военной кафедре формируется группа для сбора и изучения материалов об участии слушателей вуза в войне — так началось формирование будущего институтского музея, ставшего составной частью учебно-воспитательного процесса будущих военных инженеров железнодорожного транспорта.

 

Шли годы, НИВИТ стал НИИЖТом, потом СГУПСом, но до сих пор в университете хранится память о героических свершениях слушателей военного института, их преподавателей и наставников в самые тяжёлое время — в годы Великой Отечественной войны. И эта связь времён уже не прервётся. *

 

Виталий СОЛОВОВ

back
up