06.03.19

Без пустых обещаний

1 марта  на региональном форуме «Социально-экономическое партнёрство-2019» обсудили Стратегию социально-экономического развития НСО до 2030 года

Председатель Законодательного собрания Андрей Шимкив и губернатор Андрей Травников.

 

Точечный подход

 

Выступление на форуме «Социально-экономическое партнёрство-2019» председателя Законодательного собрания Андрея Шимкива, по мнению многих, было одним из самых эмоционально насыщенных. Спикер областного парламента напомнил, что, принимая участие в работе над важнейшим документом, законодатели, как никто имеющие тесную связь со своими избирателями, исходили из принципа, что Стратегия социально-экономического развития  не должна содержать пустых обещаний. Потому что придёт время, когда за эти обещания придётся отвечать.

 

— Да, исходя из важности этого документа, оправданы термины с приставками «мега» и «макро», — сказал Андрей Шимкив. — Но для заксобрания и для меня лично не менее важно, как всё это сказывается на конкретных показателях развития: количестве новых рабочих мест, росте доходов бюджета региона и семей, квадратных метрах новостроек, на урожаях и привесах у сельхозпроизводителей. Словом, как Стратегия отразится на качестве жизни конкретного жителя  области.

 

Спикер заксобрания напомнил, что подготовленный документ не может отвечать на все воп­росы сразу. Возможны и ошибки, которые выявятся со временем, поэтому следующей важнейшей задачей является совместная работа над пошаговым планом её реализации. Это тактический, адресный этап, особенно важный сейчас, — когда стратегия региона будет идти параллельно с исполнением поручений  Президента и нацпроектами.

 

— Мы с вами должны принимать решения, исходя не из понятия «территория» вообще, а для конкретного села. Не из понятия «население», а для конкретного пенсионера с фамилией. Не для образования в целом — а для конкретной школы с людьми, работающими там. Я именно так понимаю свою персональную задачу по реализации Стратегии, и думаю, что вы понимаете её так же, — подчеркнул Шимкив.

 

Сделать область богаче — стратегически правильная задача, но глава заксобрания прав: любые программы хороши, когда работают точечно. Замечательно, что в этом смысле Стратегия развития региона тесно увязывается с программой наказов избирателей, с теми самыми конкретными «болевыми точками», которые нужно нейтрализовать, излечить, сделав здоровее и сильнее весь организм под именем «Новосибирская область». От общего к частному и наоборот — в этом и видят депутаты ключ к успеху.

 

 

Андрей ПАНФЁРОВ,
первый заместитель председателя Законодательного собрания:

— Стратегию можно назвать основным документом, который будет принят 6-м созывом Законодательного собрания. Работа над ней шла в постоянном взаимодействии с правительством Новосибирской области, она обсуждалась на комитетах и рабочих группах. Мнения депутатов нашли отражение в этом документе. Надо отдать должное и министрам правительства Новосибирской области, и губернатору Андрею Травникову, который поставил министерствам задачу взаимодействовать с депутатским корпусом и учитывать наши мнения при разработке этого документа. Кроме того, в Стратегии учтены и наказы, которые, по нашему твёрдому убеждению, являются одним из  элементов развития области.

Не бояться быть амбициозными

По словам губернатора Андрея Травникова, нашей области повезло: формирование областной Стратегии социально-экономического развития совпало по времени с разработкой национальных проектов. И это шанс, который нельзя упустить.

 

— Разработка нацпроектов стала решающим фактором для нас в выборе сценария внутреннего развития. Если все амбициозные задачи, которые мы определили, будут выполнены, то и область будет прирастать в экономике, в социальной сфере. Но для того, чтобы реализовать именно инновационный сценарий, регион должен быть первым и лучшим в реализации нацпроектов, всех обозначенных президентом инициатив и задач, — подчеркнул губернатор.

 

В ближайшие шесть лет — до 2024 года — валовой региональный продукт должен вырасти более чем в полтора раза, до 1,97 триллиона рублей. Доходы консолидированного бюджета области в 2019—2021 годах в общей сумме прогнозируются на уровне не менее 544 млрд рублей, а в 2022—2024 годах — уже около 697 млрд. До 2024 года в регионе появится более 570 новых социальных объектов — школ, детсадов, медицинских, спортивных и культурных учреждений. Ещё 350 будут отремонтированы и реконструированы. До 2021 года в регионе должно появиться 43 новых детских сада, что полностью закроет потребность как в основных, так и в ясельных группах, 45 новых школ к 2024 году. В регионе появятся четыре крупных объекта водоснабжения, 190 километров новых сетей, что позволит подключить к централизованному водоснабжению более 220 тысяч домохозяйств. Три миллиарда федеральных средств для организации водоснабжения на муниципальном уровне — беспрецедентные цифры, и это без учёта наших региональных программ.

Центр притяжения

Очевидно, что без сильной, инновационной, конкурентоспособной экономики рассчитывать на полноценную реализацию региональной Стратегии невозможно. За любыми экономическими прорывами, за всем, что построено, выращено на полях и придумано в лабораториях, всё равно стоит человек. Неслучайно, среди трёх основных приоритетов нашей Стратегии, именно развитие человеческого капитала стоит первым. «Слаженная работа, развитие области — это слагаемые усилий всех её жителей. И сколь бы масштабной ни была Стратегия, самая важная строчка в ней — именно эта», — со словами спикера заксобрания Андрея Шимкива спорить невозможно. Как невозможно спорить и с теми цифрами, которые озвучил губернатор Андрей Травников, объясняя, как мы будем прирастать объектами в социальной сфере. Ведь там тоже кто-то должен работать…

По словам губернатора, уже в ближайшие годы региону понадобятся около 3 500 медицинских работников, 3 300 учителей и 1 500 воспитателей в детских садах, тренеры в спортивные секции, рабочие на новые предприятия, инновационные кадры, за которыми идёт «охота» на российском и мировом уровнях. Решать эту проблему уже начали, причём комплексно: это и региональные программы целевой подготовки, и такие федеральные проекты, как «Земский врач» и «Земский фельдшер», которые окажутся как нельзя кстати.

 

Но мало поманить только рабочим местом: если вокруг нет никакой инфраструктуры, возможностей для досуга, для развития, то рано или поздно любая работа наскучит, и человек начнёт искать, где лучше.

 

— Комфортная и безопасная среда по понятным причинам так широко и разносторонне представлена в Стратегии, — убеждена ректор Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств Наталья Багрова. — Чистая вода, воздух, хорошие дороги и нормально работающий транспорт, комфортные общественные пространства — это базовые понятия, и в идеале они должны быть по всей области, а не тяготеть только к Новосибирской агломерации. Неслучайно при разработке Стратегии было так много предложений из районов. Все и везде хотят жить комфортно, и устранение дисбаланса в этой сфере — действительно важнейший приоритет. Мы говорим о Стратегии развития региона, и поэтому вся область должна быть местом максимальной реализации потенциала людей.

 

С этим согласна и руководитель некоммерческого партнёрства «СибБиоМед» Мария Галямова, но призывает не забывать о развитии области как места приложения сил в  инновационной экономике:

 

— Развитие системы высшего образования даёт нам неоспоримое преимущество на старте: минимум пять лет огромное количество ребят из других регионов — «наши». За это время город и область должны им понравиться, они обрастут тут знакомствами,  у них будет огромный выбор мест развлечения и досуга. Но если под конец обучения студент не увидит здесь себя как профессионала, то это наше упущение, мы его, скорее всего, потеряем. Комфорт — понятие многогранное, оно включает в себя, в том числе, и комфорт профессиональной реализации. В этом плане Стратегия должна сделать Новосибирскую область привлекательной как для коренных жителей, так и центром притяжения для людей из других регионов.

Где резервы для роста?

Как отметил в своём выступлении губернатор Новосибирской области Андрей Травников, даже после принятия Стратегии многие её целевые показатели кажутся очень амбициозными и труднореализуемыми, но, подчеркнул глава региона, это было осознанное решение всех людей, участвовавших в разработке главного документа развития региона. Заложена высокая планка, но все целевые показатели Стратегии объединены главной задачей — жизнь в регионе должна ощутимо измениться.

 

По словам спикера Законодательного собрания Андрея Шимкива, слаженность работы — это суммы слагаемых всех людей на своих местах, на каждом предприятии, в каждой отрасли.

 

«Ведомости» спросили у депутатов Законодательного собрания Новосибирской области — не просто представителей, но и практиков в разных отраслях экономики региона, о том, что сегодня более всего сдерживает темпы роста: нехватка инвестиций и доступных заёмных средств, кадровый голод, пробелы законодательства? И что необходимо, чтобы Стратегия была не набором лозунгов, а реальным инструментом?

 

Евгений ПОКРОВСКИЙ,
председатель комитета по строительству, ЖКК и тарифам, генеральный директор ГК «КПД-Газстрой»:

— Ситуация с кадрами в строительной отрасли более-менее удовлетворительна. Однако законодательная база остаётся несовершенной. Строители работают сегодня в условиях становления новых законов, а всегда непросто «жить в эпоху перемен». После принятия федерального закона №214-ФЗ они находятся в состоянии неопределённости: ни строители, ни банки до конца не понимают, как будет происходить процесс строительства жилья в новых условиях, как будет работать этот закон.

 

Что касается инвестиций, то направление их вложений должно быть обосновано. Сегодня их хотелось бы большей частью направлять в жилищное строительство, но пока трудно об этом говорить. Законодательная база настолько несовершенна, что инвестиционный процесс в нашей сфере экономики из-за этого сильно тормозится.

 

Дмитрий КОЗЛОВСКИЙ,
зампредседателя комитета по строительству, ЖКК и тарифам, генеральный директор ООО ТД «Бухгалтер»:


— Мы сегодня отстаём от ведущих городов России по количеству квадратных метров торговых площадей на душу населения. Чтобы этого отставания не было, нужны инвестиции и торговые кадры. При этом одно дело торговля — сейчас не 90-е годы и торговать есть чем, но надо ещё обратить внимание на производство. Это очень важный компонент, поэтому инвестиции нужны не только в торговые площади, но и в производство товаров народного пот­ребления. Есть и ещё один фактор, который тормозит развитие торговли, но не настолько, как предыдущие, — это зарубежные санкции. С одной стороны, мы успеваем развивать собственное производство и импортозамещение; с другой, помимо собственной продукции, мы при свободной торговле обязаны предоставлять гражданам и продукцию мировых брендов. Пока обеспечить это мы не можем.

 

Виктор КУШНИР, член комитета по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению, генеральный директор ОАО «Сибиар»:


— Всё в комплексе, я думаю. То, что на поверхности, безусловно, — это кадры. Особенно не хватает квалифицированных техников, технологов, конструкторов, инженеров. Ни в городе, ни в области сейчас нет ни одного завода, который был бы на 100 процентов укомплектован подобными специалистами. За них идёт борьба, их переманивают, а нужно готовить кадры, создавать условия. Что касается инвестиций — а в большей степени господдержки промышленности, — то она нужна, но распределять её необходимо под жёстким контролем, по факту выполнения конкретных задач.

 

Даже в одном нашем регионе предприятия нельзя привести к единому знаменателю. У кого-то более востребованная сейчас продукция, а другим не хватает заказов. При этом промышленный рост в регионе есть, и если мы решим ключевые проблемы, то он станет ещё более ощутимым.

 

Глеб ПОПОВЦЕВ, зампредседателя комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям, директор СХП «Ярковское»:


— Международные санкции, на которые жалуются другие отрасли, сельскому хозяйству точно не навредили, скорее — наоборот, а все остальные проблемы решаются потихоньку: где-то самими хозяйст­вами, где-то на областном уровне. Главная проблема в другом — отсутствует чётко проработанная региональная программа, своеобразный госзаказ, который исключил бы регулярные ценовые скачки на рынке сельхозпродукции. У нас была и частично сохраняется традиция бросаться выращивать то, что сейчас востребовано. То рожь была в фаворе, то рапс, то гречиха; потом рынок затаривался, что приводило к падению цен. Если иметь продуманный план действий как минимум на 3—5 лет и заказ с фиксированными ценами, то это позволит сельхозпроизводителям чётче рассчитывать рентабельность своего хозяйства, видеть перспективу.

 

Денис ПОВОЛОЦКИЙ,
член комитета по транспортной, промышленной и информационной политике, генеральный директор ООО «ТехнодорПро»:


— В идеале, конечно, должен быть комплексный подход к развитию любой отрасли, но если говорить о нашей отрасли, то начинать нужно с такого шага, как подготовка качественных дорожно-строительных и ремонтных проектов. Чтобы они были актуальны географии и геологии нашей области, нашим дорожным покрытиям. Эта сфера динамично развивается, инновации внедряются постоянно, а мы сегодня зачастую пользуемся проектами разработки 2014—2015 годов. За это время и уровень решений может измениться, и технологии, и инфраструктура. Получается, мы изначально обрекаем себя на отставание и, как следствие, последующую доработку или даже переделку выполненных работ. Поэтому под проектно-изыскательские работы должны быть заложены средст­ва в программах Новосибирской области.

 

Олег КОЧЕРГА, член комитета по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению, директор по развитию фармацевтической компании «Фарм-Про»:


— Сейчас у людей много претензий к качеству лекарств. Это проблема глобальная и может быть решена только политическим способом. Экономика падает, доходы населения снижаются. В силу этих обстоятельств потребитель хочет качественную таблетку, чтобы она работала и при этом стоила два рубля. Но так в принципе невозможно. Поэтому волей-неволей производители идут на поводу у потребителя, пытаются минимизировать издержки. Соответственно, страдает эффективность этой таблетки. И пока не вырастет покупательский спрос, пока люди не смогут покупать нормальные лекарства, так и будет.

 

Производителей нужно поддержать преференциями, дотациями, как-то стимулировать: сокращать налоги, растягивать их, давать возможность развиваться. Потому что развитие — это опять же деньги. Будут они — будем развиваться.

 

Александр ШПИКЕЛЬМАН, председатель комиссии
заксобрания по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции, директор ООО «Байт»:


— Мне кажется, что рост экономики у нас в большей степени сдерживает отсутствие заинтересованности в её росте. Как считают аналитики, у нас около 85 процентов экономики сейчас управляется государством, которое в большей степени решает свои большие государственные задачи, а до мелких дел у него руки часто не доходят.


Как сказал президент в своём Послании Федеральному собранию, мы работаем не для того, чтобы копить деньги, наращивать капитал, а для того, чтобы больше внимания уделялось простым людям.

 

Когда мы будем работать не только для того, чтобы зарабатывать, но и для того, чтобы приносить пользу и радость обычным людям, тогда и экономика у нас будет эффективной. Мы должны сами понимать, для чего нужно лучше работать. И задача каждого главы региона, каждого руководителя — заинтересовать в этом людей.

 

 

Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика