07.06.18

Без лишних движений

Как японские технологии помогают делать первичную медицинскую помощь более доступной? «Ведомости» побывали в новосибирской «бережливой» поликлинике №27.

Заместитель главного врача по медицинской части Светлана Тогобицкая (справа) и заведующая отделом организационно-методической работы поликлиники Ольга Вылегжанина обсуждают результаты исследований рабочих групп.

 

Мы уже подробно рассказывали о том, как в Новосибирской области реализуется проект Министерства здравоохранения НСО «Бережливая поликлиника». В 2017 году к его реализации приступили два медучреждения: поликлиника №7 (детское отделение) и №16 (взрослое терапевтическое отделение). С 2018 году к проекту, официальное название которого «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», подключились ещё 22 медицинские организации региона. Одна из них — поликлиника №27 на ул. Рельсовой в Заельцовском районе. Медучреждение обслуживает детей и взрослых, всего к нему прикреплены 152 тыс. пациентов.

 

Как отмечают специалисты, участие поликлиник в проекте — это не исполнение циркуляров сверху: поменяйте «то» и «это», а вовлечённость в процесс самого коллектива. Они, прежде всего, должны сами увидеть и най­ти свои «узкие» места, предложить пути их исправления, выработать свои правила игры. Только тогда работа даст настоящий эффект.

 

В поликлинике №27 выбрали три основных направления, которые хотят совершенствовать. Это работа регистратуры, льготное лекарственное обеспечение, прохождение диспансеризации. По каждому создана своя рабочая группа, которая по сантиметрам и минутам просчитывает маршрутизацию пациентов, проводит опросы, смотрит на каждый участок работы взглядом «со стороны», анализирует, вносит предложения. В актовом зале в подвале поликлиники вся стена в стикерах, графиках, диаграммах.

 

— Люди жалуются, что им приходится долго проходить диспансеризацию, иногда на это уходит до трёх дней. Чтобы минимизировать время, сделать комфортным пребывание в поликлинике, мы решили создать блок диспансеризации. Чтобы кабинеты первоначального осмотра, забора крови, кабинет терапевта находились рядом, — рассказывает об одном пути решения проблемы заведующая отделом организационно-методической работы поликлиники Ольга Вылегжанина. — Пройтись придётся только на флюорографию и маммографию, кого это касается, — эти кабинеты нельзя перенести.

 

По словам специалиста, есть предложения и о том, как минимизировать льготное лекарственное обеспечение. Для выписки льготных лекарств пациенту в обязательном порядке необходимо ежемесячно приходить на осмотр врача. Что делается дальше? Пациент идёт с направлением к оператору, который выписывает льготный рецепт, потом вновь возвращается к врачу — за подписью. Идеальный вариант — пациент выходит от врача уже с льготным рецептом.

 

— Для этого решили также создать блок выписки льготных рецептов, совместить кабинеты врача и оператора, — говорит Ольга Вылегжанина.

 

Однако, по словам специалиста, сама выписка рецепта, передвижение пациента по поликлинике — это не главная проблема направления. Льготники приходят в поликлинику в определённые дни, и тогда у регистратуры возникает столпотворение.

Дежурный администратор подскажет, куда и в какой кабинет обратиться.

 

Совершенствование работы регистратуры — пункт №1 практически в каждой поликлинике медицинских организаций. В 27-й планируют сделать её открытого типа, освободить регистраторов от общения с пациентами по телефону, создав колл-центр. При вызовах врача на дом записи всегда заносили в «бумажный» журнал, на каждого пациента уходило до шести минут, сейчас переходят на электронную запись, на что уходит максимум две минуты. А это означает, что у людей будет больше возможностей дозвониться в поликлинику.

 

Первый шаг в улучшении работы регистратуры, не требующий никаких вложений, уже сделан — в холле стал работать администратор. Людям теперь не требуется стоять в регистратуру, чтобы спросить, в какой кабинет идти, работает ли сегодня тот или иной врач, или получить ответ на другие вопросы организационного характера. Из заданий на завтра — изменить «входную группу» (сейчас все пациенты проходят через маленький тамбур), сделать отдельный вход для детского отделения, колясочную.

 

Одним из инструментов бережливого производства является оптимизация рабочего места и рабочего пространства. «Это элементарный инструмент, который позволяет без финансовых затрат повлиять на качество оказания медицинской помощи», — говорит руководитель регионального центра первичной медико-санитарной помощи министерства здравоохранения Новосибирской области Елена Белугина.

 

В основу взята японская философия, кайдзен-технология (Kaizen с японского — непрерывное улучшение). Система 5S — это seiri (сортировка, удаление ненужного), seiton (саморганизация, соблюдение порядка), seiso (cоблюдение чистоты, систематическая уборка), seirttsu (стандартизирование процесса) и shitsuke (совершенствование порядка и дисциплина). Порядок начали наводить с кабинетов участковых терапевтов. Никаких нагромождений карточек пациентов на столах и кушетке, больших стопок бланков. Лишние минуты от общений с пациентом у доктора может отнимать даже неудобно расположенный компьютер. Всё должно быть под рукой, чтобы не было лишних хождений, движений, поисков нужного документа. Стандартизация — это когда бланки, ручки, карточки лежат на определённых местах, чтобы, если даже врач перешёл в другой кабинет, ему и здесь было привычно, удобно и комфортно.

 

— Программу 5S оцениваю как функциональную, рациональную, безопасную, здоровую организацию рабочего места, — говорит «хозяйка» одного из кабинетов, где уже навели порядок, врач-терапевт Елена Цветкова. — У нас на пациентов стало больше времени. Внедрение информационных систем позволяет быстрее получать информацию об обследованиях — некоторые анализы (например, биохимические исследования крови) сразу поступают в электронном виде, — быстрее заполнять амбулаторные карты.

 

— Внедрение системы 5S позволяет добиться высоких результатов без вложения больших финансовых средств в материально-техническую часть медорганизации, — говорит заместитель министра здравоохранения Новосибирской области Елена Аксёнова. — Об этом свидетельствуют позитивные отклики от пациентов и врачей поликлиник, участвующих в проекте с прошлого года. Из 15 минут приёма 8 уделяется непосредственному взаимодействию пациента и врача, раньше на это затрачивалось на 20 процентов времени меньше.

 

По словам замминистра, новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, направлена не только на стандартизацию кабинета врача, обучение медицинских работников новым стандартам, но и на создание комфортных пространств, в том числе открытой регистратуры; на внедрение медицинской информа­ционной системы внутри самих организаций; переход на единый интернет-сервис для записи на приём к врачу через портал госуслуг или мобильное приложение.

Регистратуру в поликлинике №27 спланируют сделать другой — открытого типа.

 

АКТУАЛЬНО

Как записаться к врачу?

Как заявили в министерстве здравоохранения Новосибирской области, сайт zdravnsk больше работать не будет.

 

В качестве альтернативы предлагается использовать портал госуслуг www.gosuslugi.ru, где записаться к врачу либо вызвать врача на дом можно через личный кабинет «Моё здоровье». Для этого необходимо быть прикреплённым к поликлинике, иметь СНИЛС и зарегистрироваться на портале госуслуг. К системе ЕГИС СЗ сегодня подключены все медицинские организации региона, кроме ФАПов.

 

— Буквально вчера через мобильное приложение я записалась к врачу — надо же было проверить, как работает система, — говорит заместитель министра здравоохранения Новосибирской области Елена Аксёнова. — И тотчас мне пришло сообщение на электронную почту о том, когда и куда я должна подойти.

 

По словам Аксёновой, личный кабинет на портале госуслуг в будущем будет сформирован как кабинет здоровья гражданина. В нём появятся данные об осмотрах, обследованиях, результаты анализов. Это будет своеобразная единая медицинская карта человека. Также в будущем станет возможным через портал госуслуг прикрепление к поликлинике.

 

В минздраве региона напоминают, что записаться к врачу по-прежнему можно по единому номеру 124, а также через регистратуры в поликлиниках.

 

Голосуем за самых достойных!

14 июня будут подведены итоги очередного областного конкурса профессионального мастерства «Врач года-2018».

 

Он проводится с 2003 года по инициативе областной ассоциации врачей при поддержке прави­тель­ства региона и министерства здравоохранения Новосибирской области.

 

В этом году на II этап конкурса было подано 125 работ. Компетентная конкурсная комиссия выбрала 21 лауреата по различным специальностям. 10 из них прошли в финал конкурса «Врач года-2018», которые и будут бороться за главный приз. В их числе врачи следующих специальностей: педиатр, невролог, терапевт, онколог, фтизиатр, инфекционист, хирург, акушер-гинеколог, физиотерапевт, а также представители амбула­торно-поликлинических отделений.

 

Конкурсной комиссией также определены победители в специальных номинациях — «За верность профессии», «Молодость. Новаторство. Талант», «Нашему учителю», «За проведение уникальной операции, спасшей жизнь человека». Номинация «Приз зрительских симпатий» будет проводиться на торжественном мероприятии финала конкурса.

 

За финалистов можно проголосовать на сайте Новосибирской областной ассоциации врачей.


Любовь ЩЕРБАНЕНКО | Фото Валерия ПАНОВА

 

back
up