Ахтунг! Ахтунг! В небе Покрышкин!
Музею Александра Покрышкина исполнилось 20 лет. Какие экспонаты особенно поразили корреспондентов «Ведомостей»?
В этом году музею технического колледжа им. А. И. Покрышкина — 20 лет. Его «сердцем», главным героем является, конечно же, Александр Иванович Покрышкин, выпускник этого учебного заведения, в те годы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), лётчик-ас, трижды Герой Советского Союза, прошедший путь от рабочего до маршала авиации.
Центральный экспонат первого зала — личный генеральский мундир Александра Покрышкина — с 59 орденскими планками, тремя Звёздами Героя. Это подарок родственников Александра Ивановича.
Сейчас в основном фонде музея более 15 тыс. экспонатов и еще более 20 тыс. — во вспомогательном.
Фотографии, письма, альбомы. Кстати, первые экспонаты музею передал Сергей Устинов, тоже выпускник ФЗУ, друг Александра Покрышкина, много сделавший для увековечивания его памяти.
Уникальная фотография (её нет ни в одной книге), которую нашла экскурсовод Валентина Сбитнева, разбирая архив: Александр Покрышкин и Маша Корзун, его будущая супруга. Они познакомились на берегу Каспийского моря в августе 1942 года. Александр с друзьями пришёл в госпиталь проведать раненого товарища и увидел там симпатичную медсестру. В свободную между процедурами минуту она читала книгу, как оказалось, «Отверженных» Гюго. Он уговорил её дать ему почитать эту книгу. «Вот та, которую я всю жизнь искал», — описывал потом момент знакомства сам Покрышкин. На фронте они и поженились.
История колледжа начинается с 30-х годов, когда за парты нового ФЗУ сели 729 подростков, чтобы обучиться профессиям токаря, фрезеровщика, слесаря-сборщика и слесаря-инструментальщика. В этом зале — все ступеньки развития учебного заведения.
В 1932 году в ФЗУ профессию слесаря-лекальщика получил Александр Покрышкин (в первом ряду второй слева).
На счету лётчика-аса 650 вылетов, из которых 159 боевых. Он лично сбил 116 вражеских самолётов. Дважды сам был сбит, выходил из окружения. Не менее десяти раз лишь чудо его спасало от гибели: пули попадали в прицел, в наушник шлемофона, царапали подбородок.
На МиГе Александр Покрышкин бил врагов в начале войны. В конце 1941 года летчик получил первый из шести орденов Ленина: в тяжёлых погодных условиях при закончившемся топливе он сумел добыть важную информацию о расположении немецких танков.
Александр Покрышкин у МиГа-3. Март 1942 года.
Истребитель «Аэрокобра» с номером 100, на котором прославленный ас одержал в воздушных боях 48 побед.
Звёзды уже не умещаются на фюзеляже…
В диораме воздушного боя отражён весь драматизм этого события
Александр Покрышкин — создатель новой тактики советской истребительной авиации. Листы его фронтового блокнота были исписаны схемами, деталями воздушных боев, которые он потом скрупулёзно анализировал. Знаменитая формула воздушного боя по Покрышкину: «высота — скорость — маневр — огонь».
Германия основательно готовилась к войне, и видимо, ни один день. Для каждого солдата были подготовлены индивидуальные наборы столовых приборов,
… ручки,
… была даже индивидуальная капсула для борьбы со вшами.
И о лошадях не забывали. Это деталь специального «лошадиного» противогаза.
Всё делалось с немецкой тщательностью. Тушёнка в банке с датой «1936 год» и спустя много лет оказалось пригодной для пищи.
Среди немецких наград были «За успешную танковую атаку», «За рукопашный бой», и даже «За борьбу с партизанами». Медаль «Зимнее сражение на Востоке 1941/42» между солдатами Вермахта называлась «мороженое мясо», видимо, потому, что одним из оснований для награды являлось ранение или обморожение участника кампании.
Александр Покрышкин любил и умел дружить. Сам был очень скромным, а больше рассказывал о своих друзьях-однополчанах.
Герой Советского Союза Георгий Голубев с 1943 года был неизменным ведомым Покрышкина. Вместе они совершили более 100 боевых вылетов. Ведомый обеспечил Покрышкину сбитие (был такой термин в ВВС) 15 самолетов противника. Кстати, последний самолёт врага Голубев уничтожил 10 мая 1945 года.
Покрышкин сам предложил молодому лётчику (Голубев был на 6 лет младше) летать в паре: «Это не так трудно, Жора. Ты должен читать мои мысли, а я постараюсь угадывать твои».
Михаил Девятаев был командиром звена авиаполка в 9-й гвардейской истребительной дивизии гвардии подполковника Покрышкина. Летом 44-го в бою загорелся его самолет. Раненый и обгоревший Девятаев выпрыгнул с парашютом над вражеской территорией. Попал в плен. В феврале 1945 года 23-летний лётчик бежал. На секретной немецкой базе на острове Узедом в Балтийском море захватил немецкий бомбардировщик «Хейнкель»! Был осуждён военным трибуналом. Только через девять лет попал под амнистию и даже благодаря долгим хлопотам Александра Покрышкина получил звезду Героя.
Свою историю Михаил Девятов описал в книге «Побег из ада».
Вестники войны — фронтовые треугольники. Их отправляли за неимением конвертов: легко свернуть, прочитать, потом снова сложить. Не секрет, что все письма с фронта проходили цензуру. И кстати, в письмах-треугольниках солдаты отправляли родным даже деньги. И они доходили.
Подарки музею от участника войны, военного летчика дальней авиации майора Леонида Ильченко: штурманский портфель с вкладышем, часы, и прибор штурмовика-бомбардировщика «ветрочёт».
В музее много авиационной техники, макетов. Эта авиационная пушка — подарок ракетчиков Глуховской дивизии, которая дислоцируется в посёлке Гвардейском под Новосибирском. «Весит она 230 килограммов, — уточняет экскурсовод — В помещение её шесть солдат заносили».
Ещё совсем недавно информацию о воздушной обстановке диспетчер получал вот с такого экрана.
Выглядело это примерно так.
Модели французских самолётов из своей коллекции музею подарил Жан Муассон, друг летчиков из эскадрильи «Нормандия-Неман».
Макет российского штурмовика Су-25. На таком самолёте в феврале 2018 года погиб при выполнении боевого задания в Сирийской Арабской Республике гвардии майор Роман Филиппов.
Авиационные ракеты «земля-воздух» предназначены для перехвата воздушных целей. Так, ракета Р-20А развивает скорость 780 метров в секунду, на высоте от 100 до 30 тыс. метров, говоря профессиональными терминами, «навстречу и вдогон». Кстати, в 1960 году однотипной ракетой в районе нынешнего Екатеринбурга был сбит самолет американский самолёт-разведчик U-2, пилотируемый Френсисом Пауэрсом.
Высотный компенсирующий костюм летчика реактивного самолёта. Обеспечивает катапультирование с высоты 14 тыс. метров, то есть, с 14-и километров!
Катапультируется он вместе с креслом. Вес катапультного кресла вместе с лётчиком в «обмундировании» составляет 250 кг.
Образец палубной пушки
Любовь ЩЕРБАНЕНКО | Фото Валерия ПАНОВА