04.05.17

Алёша из блокадного

Недавно созданный в Академгородке театр рассказал о большой войне глазами маленького человека.

«В осаждённом городе самое опасное — быть мальчишкой… Солдаты умирают в бою, дорого отдав свою жизнь, а мальчиков Ленинграда выкашивает голод, как траву… И хотя хлебный паёк они получают наравне с солдатами, им трудней. Беда в том, что дети растут, от нехватки пищи их организмы начинают пожирать сами себя. Вначале жировые запасы, затем клетки тела. Мускулы слабеют, мясо начинает отставать от костей. Наступает сонливость, неподвижность и вечный сон…»


Алёша жив тем, что каждое утро слышит горниста. Он верит, что это тот самый мальчик, которому он передал свой горн, когда сам уже почти не мог ходить. Рассказ Николая Богданова «Бессмертный горнист» запомнился Ире Према с детства. На полках новосибирских магазинов тогда стояли банки с минтаем, водка и лапша, всё остальное — по талонам; казалось, хуже уже некуда.


— После прочтения рассказа, я поняла, что всё не так уж плохо. А сейчас мы живём в изобилии, хлеб и продукты нередко выбрасываем. Наши дети растут в обществе потребления, вещи быстро обесцениваются. Хотелось, чтобы ребятишки поняли, каково это — когда ничего нет. Как люди выживали, не теряя достоинства, оставались верны своей идее, — говорит режиссёр-постановщик спектакля и руководитель театра «VitaBravo» Ира Према.


Театр и одноимённый Центр кинематографии и театрального искусства она организовала год назад. Вся её судьба связана с кино. Долгое время работала режиссёром-документалистом, в Новосибирске у неё была своя студия «Золотой век», уехала в Москву, окончила Высшие режиссёрские курсы, мастерскую игрового кино Владимира Фенченко, сценарному мастерству училась у Александра Митты, приёмам игрового кино — у голливудских мастеров Пола Брауна и Марка Трэвиса, сняла несколько короткометражек с успешной фестивальной судьбой. Вернулась в Новосибирск и два года назад начала снимать полнометражную игровую картину. «Книга Первых Событий» — философская сказка для взрослых, в которой снялись актёры из Новосибирска и Барнаула.


— Сейчас уже всё готово: фильм озвучен, композитор Андрей Молчанов написал к нему музыку, работаем с хромакеем — технологией совмещения кадров. Всё это очень долго, в Новосибирске нет специалистов, потому что нет практики. До этого семь лет искала деньги на фильм как продюсер. Одним словом, мне хотелось делать дело, поэтому и создала театр. За год мы сделали четыре постановки, готовим пятую. И люди подобрались профессиональные, творческие, — продолжает режиссёр.


Сегодня в афише театра детские спектакли — «Приключения лягушат» и «Волшебное платье для Звезды» с использованием планшетных кукол, недавняя премьера в духе современного европейского театра на основе музыки и пластики — «Ах, Париж, Париж!», а теперь ещё драматический спектакль «Алёша из блокадного Ленинграда».

 

Премьера состоялась 2 мая на сцене Дворца молодёжи «Юность». Свою поддержку оказала администрация Советского района. В Академгородке это не первое театральное образование, но «VitaBravo» — театр профессиональный. Существует он пока на частные средства. В спектаклях заняты выпускница Новосибирского театрального института Ева Халикова, студент того же института Александр Цветков, студент консерватории Василий Юрченко, признанный мастер сцены Виктор Пиджаков, много лет работавший в театре «Старый дом».


— Здесь всё происходит легко и непринуждённо, такая очень домашняя обстановка. Мы друг другу помогаем. Одно дело, когда человек начинает играть, что-то изображать из себя; другое дело, когда он старается играть в полную силу, насколько может, — говорит Виктор Александрович. — А в этом спектакле нам особенно важно быть убедительными…


Исполнителю главной роли Саше Кутепову 14 лет, его герою Алёше — 11. Готовиться к роли особенно не нужно было, они с дедом часто смотрят фильмы о войне, любимый предмет в школе — история. На сцене самым трудным для него было преодолеть путь от лежанки до стола: измождённый голодом мальчик делает это с помощью взрослых или, оставаясь один, сам мучительно продвигается, чтобы продолжать жить. Худеть для роли не пришлось — Саша активно растёт, так что мышцы не успевают за этим ростом. В зале среди зрителей был и его тренер по крав-мага — вид самообороны, девиз которой «Не будь жертвой!».


— Моих тут много было — знакомые, репетитор, бабушка, родители. Стоят теперь, ревут, — признаётся нам Александр после окончания спектакля. — Сам я минут за десять до премьеры почему-то совершенно не волновался, а потом началось…


Это не первый его спектакль: четыре года Саша Кутепов занимается в новосибирской театральной студии Хабенского, был занят в спектакле «Красного факела», снимался в фильме Иры Према. Волнение юного артиста в зале не увидели, но внутренняя вибрация передалась как напряжение героя. Всё время спектакля (1 час 10 минут) в зале стоит полная тишина, молчат даже самые маленькие, у взрослых ком к горлу подступает не однажды. И метроном, и кадры страшной хроники с уходящими под лёд машинами на «Дороге жизни», и свист падающих бомб, от которых хочется спрятаться, пригнуться, как будто в каждом из нас сидит этот ген — «страх войны».


Спектакль планируют показать в школах, разрабатывается положение о конкурсе сочинений и литературно-сценических композиций. Через год лучшие детские сочинения зачитают со сцены и в том же заключительном концерте покажут самые интересные из подготовленных композиций. Так «Алёша» продолжит свою жизнь уже в осмыслении детей...


Следующий показ спектакля «Алёша из блокадного Ленинграда» состоится 13 мая на родной сцене театра «VitaBravo» по адресу: ул. Гнесиных, 10/1, зал 301.

 

Марина ШАБАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика