11.05.17

Агрономы из 8 «А»

Во Всероссийском этапе чемпионата JuniorSkills, который пройдёт с 14 по 19 мая в Краснодаре, примут участие и две команды из Баганского района.

Теренгульская школа: морковь, выращенная своими руками.

На региональном этапе соревнований, проходившем в Новосибирске в рамках Международной выставки «УчСиб-2017», баганские школьники участвовали в трёх номинациях и в каждой добились успеха. Так, в категории «технопредпринимательство» у них два вторых места, «кровельные работы по металлу» — третье, а в компетенции «агрономия» в двух возрастных группах 10+ и 14+ учащимся из Баганского района не было равных: им достались все призовые места.

 

— По таким направлениям, как прототипирование, мехатроника, сельской глубинке сложно соперничать с городскими образовательными учреждениями, лицеями, гимназиями, но нашли себя в другом, — говорит руководитель управления образования Баганского района Юлия Лысенко. — Участие в новой компетенции «агрономия», которая в этом году впервые в России появилась в JuniorSkills (между прочим, с нашей подачи), позволяет нашим детям выходить на совершенно новый этап своего развития, открывать новые горизонты. Как и технопредпринимательство. Из 25 школьных компаний, представленных на «УчСибе-2017», семь были из Баганского района.

 

По словам министра образования, науки и инновационной политики НСО Сергея Нелюбова, Новосибирская область в числе 16 регионов России получила статус региона национальной технологической инициативы (НТИ). А одним из ресурсов развития талантов НТИ, несомненно, являются инженерные классы в школах региона, в том числе агротехнологического направления.

В этом учебном году в Баганском районе в 7 из 12 образовательных учреждений открыты 11 специализированных классов: по два математических и инженерно-технологических, один биотехнологический и шесть агротехнологических (это более половины всех открытых в области агроклассов). Что примечательно, появились они даже в небольших малокомплектных школах в отдалённых сёлах.

 

Как говорят специалисты, агрономические спецклассы — это не только углублённое изучение биологии, физики, химии, но и такие спецкурсы, как социальный инжиниринг, проектирование, бионика.

 

— Уникальность нашего подхода в том, что мы не замыкаемся на одном спецклассе, — говорит Юлия Лысенко. — Если в образовательном учреждении открыт агрокласс, то это по сути уже агрошкола нового типа, над задачами которой работают все учащиеся.

 

В рамках агроклассов школьники занимаются агротехнологическим производством в созданных лабораториях. Спецкурс технопредпринимательства предполагает создание школьной компании. И здесь у каждого своя изюминка. В Вознесенской средней школе осваивают выращивание растений на акваферме, основанной на аквапонике.

 

— Аквапоника — это процесс совместного выращивания растений и рыб, — поясняет восьмиклассник Евгений Кушваев. — Для осуществления процесса используются две ёмкости — для растений и рыб, одна под другой. Рыбы выделяют продукты жизнедеятельности, которые для них самих вредны, но являются идеальным удобрением для растений. Поэтому вода из резервуара с рыбами при помощи насоса закачивается в верхнюю ёмкость с растениями, там фильтруется, а затем очищенная возвращается снова к рыбам. Такой сити-парник можно использовать и в городских условиях.
Сегодня школа заключает договор аренды местного озера, в которое хочет запустить мальков.

Ивановская школа: зелёный урожай с «огорода на подоконннике».

 

Андреевская школа специализируется на вешенках. По словам семиклассницы Виктории Шевченко, выращивать их несложно. Необходимы лишь мицелий (семена) и субстрат; уход, конечно, тоже важен. Под производство грибов в школе отведены две комнаты. Итог первых двух месяцев работы — 30 килограммов экологически чистых грибов. Их школьники вместе с книгой рецептов продают — по 300 рублей за килограмм. Говорят, что уже есть очередь из заказов. Кстати, вешенки — продукт уникальный: грибы не надо отваривать, сразу жарить на сковородке. Их можно замораживать.

 

В Ивановской средней школе организовали фирму «Росточек» по выращиванию рассады. Со своим проектом в составе сборной команды Новосибирской области ивановцы летом прошлого года побывали на Филиппинах, где проходил заключительный этап международной некоммерческой образовательной программы «SAGE — Школьники за продвижение глобального предпринимательства». «Росточек» активно развивается.
Его следующий этап — проект «огород на подоконнике».

 

В Баганской средней школе №1 занялись изучением технологии производства мёда. Свою вкусную продукцию успешно реализуют. В феврале 2017 года баганские школьники приняли участие в технопредпринимательской ярмарке в Берлине. А в Баганской средней школе №2, где работает инженерно-технологический спецкласс, создают игровое оборудование для детей.

 

— Изготавливаем тренажёры, детские настольные игры для развития мелкой моторики у детей, — рассказывает учитель технологии школы Юрий Шевченко. — Пока для внутреннего пользования — детского сада при школе, летней школьной площадки. Мы только в начале пути.

 

К труду детей в Баганском районе приучают с детства. Опытную работу на участках ведут даже дошколята, а овощеводческие бригады есть во всех школах. Выращенные капуста, свёкла, морковь идут в столовые — стоимость питания учащихся удешевляется. В Теренгульской и Мировской школах не ограничиваются работой на пришкольных участках, здесь созданы производственные бригады.

 

— Овощами на опытном участке занимаются школьники с 5 по 8 классы. Урожай оставляем школе, излишки продаём детским садам района. На вырученные средства закупаем для школьной столовой продукты, — раскрывает «кухню» директор Теренгульской малокомплектной школы Анатолий Мартыновский. — А старшеклассники работают в производственной бригаде, которая существует с 1983 года. Под её началом сегодня — сто гектаров земли. На четырёх выращиваем картофель, остальные заняты под зерновые. Полученные от продажи пшеницы деньги идут на нужды школы, приобретаем запчасти для техники — у нас есть свой комбайн.

 

У Мироновской школы угодья немного скромнее — 51 гектар. Как рассказал директор образовательного учреждения Сергей Ширяев, на этих сотках по заказу акционерного общества «Надежда» они выращивают тыкву, сахарную свёклу, а также зерновые. Тыква идёт на корм первотёлкам для увеличения надоев молока, сахарная свёкла также очень полезна животным — сохраняет стабильный надой у коров в течение длительного периода. За свою работу в школьные каникулы ребята (их устраивают через центр занятости) получают деньги. И для школы это прибыльно. Например, тыквы в этом году произвели на 14 тыс. рублей. По словам директора школы, за качество продукции ручаются — первую пробу он всегда лично везёт в лабораторию для проверки.

 

— Здорово, что мы имеем возможность заработать. Но не только из-за денег трудимся на полях: нам это интересно, из маленького семечка появляются огромные тыквищи, — делятся впечатлениями восьмиклассницы Риана Усманова и Олеся Рыбина. — Самые крупные были 25—30 килограммов. Сейчас мы также семена тыквы продаём. Она очень вкусная.

 

Как говорит Юлия Лысенко, почти у всех школ есть дуальные партнёры (то есть на отношениях полного согласия и взаимопонимания) — руководители хозяйств, акционерных обществ. У Мироновской школы — это АО «Надежда» во главе с Иваном Красильниковым. У ивановских школьников — АО «Ивановское», которым руководит Виктор Бамбух. Хозяйство это инновационное, и дети имеют возможность по курсам, которые они изучают, выходить на производство, чтобы всё «пощупать» своими руками.

 

— Если ещё пару лет назад некоторые родители сомневались, нужен ли агрокласс в школе, теперь такого отношения нет, — говорит Юлия Лысенко. — И выпускники наших школ не боятся идти получать агрономическое образование. При этом мы понимаем, что не все юные технопредприниматели выберут профессию агронома или зоотехника. Но знания по социальному проектированию, инжинирингу всегда им пригодятся. Как и знания, полученные от участия в проекте «Инженерные компетенции — сила развития Родины», инициатором которого является депутат Законодательного собрания Юрий Зозуля. Школы района второй год в этом проекте: участвуют в проектных сессиях, мастер-классах, практикумах, защищают проекты своих компаний.

 

Любовь ЩЕРБАНЕНКО

 


КОММЕНТАРИЙ

 

Юрий ЗОЗУЛЯ, депутат заксобрания:
— Задача проекта по инженерно-технологическому образованию школьников — выработать у детей навыки лидерства, что очень важно сегодня, когда от выпускников требуются мобильность, креативность, умение мыслить нестандартно, применять свои знания на практике. И, судя по успехам школьников Баганского района, мы выбрали правильные подходы и ориентиры.

back
up