07.02.18

А вы правда доктор?

Какую помощь врач может оказывать дистанционно и почему не стоит доверять докторам из интернета?

В будущем для идентификации пациента и врача будет использован портал госуслуг — это выведет «из тени» виртуальные консультации.

 

С 1 января 2018 года вступил в силу закон о телемедицине, его полное название «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья». Значит ли это, что, сидя у себя дома, мы можем по телефону или скайпу получить консультацию не только своего врача, но и специалистов из других городов?

 

— Термин «телемедицина» — собирательный, предполагает оказание консультативной помощи по схеме «врач-врач» и «врач-пациент», — поясняет начальник отдела развития информационных технологий министерства здравоохранения Новосибирской области Сергей Ларин. — Это может быть дистанционное наблюдение хронических пациентов, скажем, скрининг суточной деятельности организма. Или дистанционное чтение рентген-снимков, результатов КТ, УЗИ, МРТ. Диагностику пациенту сделали, а специалиста с большим опытом определённого профиля, скажем, в районной больнице нет. Врач обращается за помощью к коллеге из другого медицинского учреждения.

 

Что касается режима «врач-врач», то в Новосибирской области по этому направлению накоплен большой опыт. На базе областной больницы даже создано отделение плановой и экстренной консультативной помощи. В его полномочия входит взаимодействие врачей-экспертов НГОКБ с коллегами из центральных районных и клинических больниц Новосибирска. То есть телемедицина в чистом виде.

 

— Заочные консультации с письменного согласия пациента — это уже повседневная практика, — говорит руководитель консультативно-диагностической поликлиники областной больницы Олеся Науменко. — Сам пациент тоже может присутствовать при таком разговоре. Чаще всего врачи ЦРБ просят поставить точный диагноз либо помочь скорректировать назначенное лечение. Проводим консультацию и для пациентов, которые по каким-то причинам сами не в состоянии прибыть в областную больницу.

 

В течение последних двух лет консультативно-диагностическая поликлиника проводит также еженедельные видеоконференции для врачей по самым разным направлениям: гематология, педиатрия, родовспоможение, организует показательные операции.

 

Всего в 2017 году дистанционно консультативная помощь оказывалась более 20 тысяч раз. В том числе её получили 10 тысяч пациентов с уникальными случаями.

 

На основе многолетнего положительного опыта в Новосибирской области, не дожидаясь выхода федерального закона, была организована «маршрутизация пациентов в электронном виде», говоря проще, запись пациентов на приём к врачу в учреждения 3-го уровня (областной кардиодиспансер и клиническую больницу №1, бывший клинико-диагностический центр). Если раньше люди, которых направляли на консультацию, везли результаты исследований с собой, а потом выяснялось, что необходимы какие-то дополнительные данные, то теперь уже при записи к врачу требуется приложить результаты анализов в электронном виде. Это позволяет специалисту заранее видеть картину заболевания, возможно, понадобится дополнительно привлечь эксперта по другому профилю и вместе осмотреть пациента и изучить его историю болезни.

 

В России активно развивается направление портативных медицинских приборов для удалённой диагностики. Таким способом уже сейчас можно снимать около 12 параметров: давление, ЭКГ, температуру, уровень сахара и пр. По экспертным оценкам, введение дистанционных технологий на 40% снижает уровень госпитализации и расходов на неё.

 

Специалисты подчёркивают: федеральный закон о телемедицине — базовый, требующий продолжения в дополнительных региональных и других правовых актах, над которыми и предстоит работать в 2018 году. Но какие-то шаги в Новосибирской области были предприняты ещё до выхода федерального закона. Так, в течение 2017 года региональный минздрав разрабатывал аппаратно-программные комплексы, которые позволили бы видеть картину диагностики при проведении хирургических вмешательств, эндоскопических исследований. Речь идёт о съёмке этих процессов.

 

Теперь на очереди следующий этап, у нас пока не опробованный. Это взаимодействие по принципу «пациент-врач».

 

— Не каждую консультацию доктор может проводить дистанционно, — говорит Сергей Ларин. — В порядке оказания медпомощи прямо указывается, что даже при обращении человека с простудой врач должен провести ему комплекс мероприятий. Разве можно дистанционно прощупать лимфоузлы? Поэтому телемедицинская неотложная помощь пока не предполагается. Будем ориентироваться на скрининг-диагностику. Например, при подготовке пациента к высокотехнологичной операции или постоперационное наблюдение, когда пациенту устанавливаются датчики и проводится мониторинг его состояния. Врачу необходимо убедиться, что нет осложнений, что идёт правильное течение реабилитации. В случае сбоев к пациенту может выехать медицинская бригада. По такому принципу уже работают в клинике Мешалкина. Но чтобы такие формы работы получили распространение, нужны нормативные документы, в которых надо прописать много нюансов: финансирование, ответственность пациента за аппаратуру, которая ему предоставляется бесплатно в рамках ОМС… Как вариант, за состоянием пациентов на дому могут следить через единый диспетчерский центр.

 

Важным требованием нового закона является соблюдение врачебной тайны, защита персональных данных пациентов. В интернете можно найти десятки виртуальных клиник, где вам в режиме онлайн ответят на любой вопрос, расскажут, как лечиться от той иной болезни.

 

— Моё мнение как специалиста — всё это профанация, если не шарлатанство, — комментирует Сергей Ларин. — Ничем не подтверждено, что с вами на самом деле общается доктор, а не робот (бот). Любая неверно переданная пациентом информация, когда врач её не может проверить, способна привести к обратному эффекту. На уровне экспертов рассматривается, что если и будет применяться такой элемент консультативной помощи — с помощью дистанционных средств, то по определённому, довольно узкому, перечню заболеваний. В этом случае для идентификации и пациента, и врача будет использован портал госуслуг, то есть авторизованы станут обе стороны. Но прежде необходимо, чтобы для такого общения на портале госуслуг появился инструмент. В регионе дорабатывать портал невозможно, это должно решаться на уровне государства.

 

На региональном уровне сегодня приоритетным является налаживание связи с удалёнными медицинскими учреждениями — участковыми больницами, амбулаториями, ФАПами. Высокоскоростными каналами связи в регионе обеспечены около 600 отдельно стоящих объектов, в том числе врачебные амбулатории и даже ФАПы. Только «Ростелеком» в 2017 году подключил 32 удалённые площадки, в этом году запланировано подключить ещё 50. Среди первоочередных задач также стоит оснащение этих площадок компьютерной техникой, обучение специалистов работе с информационной системой.

 

Любовь ЩЕРБАНЕНКО | Фото Валерия ПАНОВА

back
up