14.12.20

Трамплин на Берлин

Как власть может помочь бизнесу, выходящему на международные рынки? Что нужно, чтобы нарастить продажи за рубеж?

Реальным и будущим экспортёрам рассказали, какие особенности необходимо учитывать при налаживании деловых отношений с той или иной страной.

В Новосибирске прошла конференция «Дни участников внешнеэкономической деятельности Новосибирской области». Её организовал Центр поддержки экспорта Новосибирской области — структурное подразделение центра «Мой бизнес» — в партнёрстве с главным организатором Сибирского экономического форума АО «ВЭД Агент». Панельные дискуссии на самые злободневные темы, семинары, презентации, мастер-классы, воркшопы — каждый участник мог посвятить время тому направлению и формату, которые ему наиболее интересны. По замыслу организаторов, «Дни ВЭД» должны были стать трамплином для выхода на зарубежные рынки и для тех, кто уже экспортирует свою продукцию, и для компаний, которые только рассматривают для себя такую возможность.

Реальным и будущим экспортёрам рассказали, как искать импортёров за рубежом, заключать внешнеэкономические сделки, продвигать свою продукцию через электронные площадки, какие особенности необходимо учитывать при налаживании деловых отношений с той или иной страной.

10 декабря участники получили советы по быстрому поиску клиентов за рубежом, смогли узнать, как наилучшим образом адаптировать свою продукцию для внешнего рынка, ознакомиться с логистикой экспортных поставок в изменившихся реалиях. Специалисты Центра поддержки экспорта рассказали о том, какую государственную помощь могут получить экспортёры. В частности, это консультации по вопросам экспорта, организация участия в бизнес-миссиях за рубежом и на территории области, международных выставках, акселерационных программах. Центр оказывает содействие в обеспечении защиты интеллектуальной собственности, в получении сертификатов и разрешений, необходимых для экспорта, в поиске зарубежных партнёров.

В ходе воркшопа «Этапы экспортной сделки» участники могли смоделировать весь путь экспортного проекта, тренируясь на реальных «граблях», на которые уже наступали другие.

11 декабря большой интерес вызвала панельная дискуссия «Изменения структуры экспорта НСО и каналов продаж на внешних рынках в период пандемии и после неё», заявленная как открытый диалог власти и бизнеса.

Начальник управления маркетинга региона, внешнеэкономической деятельности и туризма министерства экономического развития Новосибирской области Анастасия Ивашина напомнила, что у региона есть свой экспортный бренд — товарный знак Made in Novosibirsk region, которым уже пользуются предприниматели, нанося его на упаковку своей продукции. Ранее министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников сообщал, что в 2021 году планируется заключить 10 соглашений по использованию товарного знака, а общее их количество стало новым целевым индикатором программы по стимулированию инвестиционной активности.

Анастасия Ивашина выделила три основных направления для продвижения региона в информационном поле: медицина, образование и IT-технологии. Это сильные стороны региона, которые могут эффективно работать на продвижение его бренда как в России, так и на зарубежном уровне.

Участники дискуссии отметили, что у экспортно-ориентированного бизнеса есть очевидный запрос на создание свободной экономической зоны — например, на территории промышленно-логистического парка. Однако представители областного минпромторга разъяснили: регион может играть только по правилам, установленным Правительством РФ, которые не предусматривают подобных мер. Предпринимателям напомнили о других существующих мерах поддержки бизнеса в регионе. В частности, их может оказывать Фонд развития промышленности, созданный в области два года назад, — его помощью могут воспользоваться и экспортно-ориентированные предприятия.

Что касается отдельных направлений, перспективных для экспорта, то в их числе были названы фармацевтика, пищевая промышленность, продукция сельского хозяйства.

Однако агрокомплекс уже не раз сталкивался с тем, что, получив богатый урожай, предприятия не могут отправить его за пределы региона, — железнодорожные станции не справляются, и эту проблему надо как-то решать. Прозвучала и другая точка зрения — сегодня надо говорить уже об экспорте не зерна, а продукции, которая из него производится.

Предприниматели также обратились к представителям власти с просьбой помочь в ускорении получения всех необходимых согласований их инициатив — сейчас на это уходит очень много времени, что, конечно, не способствует динамичному развитию.

Исправить ситуацию может новый сервис Российского экспортного центра — цифровая платформа «Мой экспорт», работающая в режиме одного окна. О ней рассказала заместитель руководителя Центра поддержки экспорта Алина Мусиенко. Все операции, связанные с экспортом, можно будет осуществить через одну точку входа, без отнимающего массу времени и сил сбора огромного количества бумаг.

Руководитель Центра поддержки экспорта Сергей Иванов подчеркнул: такие мероприятия особенно ценны тем, что помогают наладить обратную связь с бизнесом, понять его запросы и потребности. Он обратился к участникам дискуссии с призывом:

— Наша поддержка зависит от вас. Скажете: давайте поедем во Вьетнам — мы организуем поездку во Вьетнам. Скажете: в Антарктиду — будем думать. Давайте взаимодействовать. Мы будем работать на основе ваших обращений.

Участники в ответ высказали пожелание активнее продвигать Центр и его услуги, включая размещение на баннерах вдоль городских улиц. Они также подчеркнули: компании должны понимать, какая продукция будет наиболее востребована для экспорта, что именно из производимого в регионе имеет наиболее реальные перспективы для продвижения за рубеж.

Об особенностях совершенствования таможенных операций при декларировании через электронную таможню и о нюансах оформления товаров, экспортируемых в международных почтовых отправлениях, рассказал первый заместитель начальника таможни Василий Костомаров. Участников познакомили с особенностями сотрудничества с топ-5 стран, наиболее интересных для экспорта из Новосибирской области: это Китай, Казахстан, Индия, Вьетнам и Германия.

Были представлены подробные презентации стратегий экспортных поставок на эти перспективные рынки. Участники конференции отметили, что вопросы, обсуждавшиеся в её ходе, для них были действительно важными и интересными.

— Мы занимаемся выведением российских производителей на китайский рынок, — рассказал директор компании «Поток на восток» Сергей Кулешов. — Активно сотрудничаем с Центром поддержки экспорта, участвуем во всех мероприятиях по теме экспорта, знакомимся и с потенциальными экспортёрами, и с уже действующими, помогаем решать проблемы, поскольку у всех, кто работает с Китаем, без них не обходится.

По мнению заведующего кафедрой мировой экономики, международных отношений и права НГУЭиУ Дениса Борисова, такие площадки по обмену мнениями сегодня очень нужны:

— Для представителей и государства, и бизнеса, и научного сообщества они как сверка часов. Очень важно, что этот диалог состоялся. Дискуссия была очень живая, со сложными вопросами, без пиетета перед властью. Ключевой вопрос, который был поднят, — о синхронизации господдержки экспортной и импортной деятельности. Бизнес говорит: нужны какие-то понятные долгосрочные горизонты, чтобы компании могли планировать свою деятельность на основе этих приоритетов. Как мне показалось, представители государства услышали их и задумались над этим, что уже хорошо.

Оценивая эффективность конференции и интерес к ней, Алина Мусиенко высказала мнение, что она, безусловно, имела большой успех:

— Мы даже не ожидали такого ажиотажа, сейчас ведь очень сложно привлечь компании на очные мероприятия. Думаю, это потому, что в рамках конференции обсуждаются самые болезненные для экспортёров вопросы. Идёт диалог с компаниями, чтобы мы понимали, что им нужно. Дискуссия была очень оживлённая, всё что нам сказано, мы рассмотрим в ближайшее время. Видно, что компании заинтересованы, они идут навстречу, готовы принимать активное участие. И нам, нашим министерствам экономического развития и промышленности нужно этим пользоваться.

Замглавы Центра поддержки экспорта выделила наиболее актуальные для экспортёров вопросы, которые задавали наиболее часто. Это консультации по сертификации, по таможне, по логистике, по форс-мажорам, каким стала, например, пандемия коронавируса.

— Понятно, что в такой ситуации все хотят минимизировать риски при продаже своей продукции на зарубежных рынках, — отметила она. — Это сложно, так как сейчас почти нет очных мероприятий, но в ходе диалога с нашим Центром, с Российским экспортным центром, с нашими министерствами компании получают возможность доступа к полезным ресурсам, которые они могут использовать, но не всегда о них знают.

Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

up