Люди театра
Живые истории о тех, кто скромно служит искусству
Акт десятый.
Директор театра Юлия Чурилова
В театральном мире существует мнение, что директор — это театральная «тяжёлая артиллерия», симбиоз завхоза, завпоста и продюсера, «главный по тарелочкам» с волевым характером и тяжёлой рукой. Это главному режиссёру по штатному расписанию положено рефлексировать, а у директора нет на это времени — ему нужно вести «утлое судёнышко» искусства сквозь финансовые и экономические бури российской действительности. Но директор Молодёжного драматического театра «Первый театр» Юлия Чурилова рвёт все возможные шаблоны — впрочем, как и её театр, умеющий работать и в тупиковых ветках метро, и в «чистом поле» мегаполиса, и на площадке обычного ДК. А ещё она очень красивая.
На фоне своей почтенной театральной родни «Первый театр» выглядит бунтарём-подростком, сбежавшим из дома: прописан в концертно-театральном центре «Евразия», но тусит где придётся, говорит на собственном сленге, считает, что «сайт-специфик» — это наступившее будущее, ходит в дерзких одеждах метасмысла и эпатирует публику. И получает в конце 2019 года премию «Парадиз» за лучший спектакль сезона 2018-2019 за променад-спектакль «Время ожидания истекло», чем окончательно вводит в ступор всю театральную общественность. Подростки — они такие. Неожиданные и глубокие.
— В 2008 году Новосибирский театральный институт сделал в статусе высшего учебного заведения свой первый выпуск, — говорит Юлия. — Тогда одновременно завершили обучение четыре курса артистов театра и кино. Для театрального училища это был приличный объём и Сергей Николаевич Афанасьев, тогдашний ректор НГТИ, принял решение: создаём новую студию, в которую бы вошли ученики не одного мастера — что для театрального мира привычно, — а представители разных мастеров и курсов. Павел Южаков был назначен худруком. Студия как-то неожиданно получила государственный статус, и на карте Новосибирска в 2009 году появился ещё один театр.
ДОСЬЕ
Юлия Чурилова в 2003 году окончила Институт филологии, психологии и массовой информации Новосибирского государственного педагогического университета, а в 2012-м — школу театрального лидера в Москве. С 2010 года возглавляла творческий отдел Новосибирского отделения Союза театральных деятелей РФ. В качестве театрального продюсера инициировала разные проекты, среди них — Международный фестиваль уличных театров «Три вороны», который вернулся в город в 2019 году. Участница международных семинаров и творческих резиденций в Финляндии, Сингапуре, Великобритании, Германии, России. С 2018 года — директор «Первого театра».
Сегодня из того легендарного набора в «Первом театра» никого не осталось, кроме Павла Южакова, — все полетели по собственным творческим маршрутам. Но, как считает Юлия, в этом-то и есть предназначение «Первого театра», его внутренний смысл — актёрская ротация, движение, энергия молодости, «песочница» для первых творческих амбиций: поиграли и полетели дальше. Театральная лаборатория, где кипят идеи в незашоренных головах и иногда получаются взрывоопасные смеси вроде променад-спектакля «Время ожидания истекло», во время которого зрители перемещаются по локациям лофта «Подземка» и ищут в них свой собственный смысл. Это спектакль по тексту Владимира Антипова, парафраз на тему знаменитой пьесы Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо».
Для Юлии Чуриловой «Первый театр» — первый опыт работы в государственной организации, где всё устроено иначе, чем в каком-нибудь продюсерском проекте. Она признаётся, что первое время было очень страшно: боже, откуда появилась вся эта кипа бумаг и документов?! А их же все нужно вдумчиво изучить, заполнить, подписать, отчитаться, прикрепить, не забыть, не потерять. Но сейчас в театре работает отличная команда профессионалов, которая помогает молодому директору справляться с бумажной волокитой. Правда, недавно Юлия поймала себя на мысли, что в прошлом году очень мало ездила в командировки и на фестивали. И даже испугалась немного: отстаю от времени? перестаю понимать, что такое современный театр? Российский театр сегодня находится на пике своих преобразований, поэтому пора усовершенствовать административную работу и начать вникать в тренды.
— Думаю, я человек проектного мышления, — отвечает Юлия на вопрос «где ты взяла решимость стать директором «Первого театра». — Я не стратег. Но время от нас требует постоянной прокачки каких-то новых скилов, поэтому мне было интересно начать мыслить другими категориями. А ещё я к тому времени поняла, что пространство независимых проектов в России сужается: государство взяло курс на консервативность и решило, что право на жизнь имеет только традиционное искусство. Возможности у частных инициатив сузились. И в этот момент мне сказали: хочешь стать директором «Первого театра»? Думала-думала. Я же никогда прежде не работала в госструктуре. Союз театральных деятелей — это общественная организация, где никто не ограничивал мою свободу. Было мало ресурсов для осуществления каких-то интересных проектов, и я эти ресурсы искала. А работа в «Первом театре» – это совсем другая история.