Люди театра
Живые истории о тех, кто скромно служит искусству
Акт восьмой.
Мастер по костюмам и изготовлению мягких декораций
В костюмерных «Глобуса» живёт театральная История: чихает от запаха камфоры, пудрит нос сценической пылью, смотрится в бутафорское зеркальце из фольги, а по ночам выходит на пустую сцену, чтобы рассказать очередную историю… И оживают за красным бархатом кулис забытые спектакли, ушедшие голоса, песни, обрывки монологов и детский смех тех, кто давно уже вырос. Костюмеры театра «Глобус» лично знакомы с этой героиней, прячущейся от посторонних глаз в складках старых костюмов
На самом деле должность Натальи Катеренюк называется «менеджер по костюмам и изготовлению мягких декораций», но мы сегодня имеем дело с театральной Историей, поэтому позволим себе старомодное — мастер. Тем более что сама Наталья Викторовна и не возражает — за два года «менеджерства» так и не привыкла к модному термину, который «усредняет» всё и всех. Себя она в шутку называет «главной по тряпочкам», говорит, что должность ответственная, нервная, но любимая. Впрочем, как показывает практика, в театре невозможно работать «по расчёту» — все герои нашего проекта живут по заветам Станиславского и «любят искусство в себе, а не себя в искусстве».
— Театр — это навсегда, если пришёл в него, то останешься на долгие годы, — Наталья Викторовна ведёт нас узкими коридорами закулисья. — Это же другая вселенная, параллельный и чудесный мир. Вот, к примеру, я руковожу производством костюмов и мягких декораций, всё, что сшито или сделано из ткани, — моя вотчина. Работаю напрямую с художником по костюмам, и моя главная задача — понять и воплотить образ, который он вместе с режиссёром придумал.
Наталья Викторовна говорит, что обожает современные технологии. Вот, к примеру, сейчас режиссёр «Глобуса» Иван Орлов готовит к выпуску сказку «Морозко», а художник Оксана Столбинская живёт в Санкт-Петербурге — как говорится, не наездишься. Поэтому всё согласование костюмов происходит по вотсапу: вжуух — и костюм Бабы-Яги «улетел» в Питер! Самое главное, чтобы не случился «глухой телефон», когда режиссёр в голове «нарисовал» один образ, художник-сценограф его воплотил, мастерские расстарались, а на выходе получилось «что-то не то». Вот как было на спектакле «Ревизор»: костюм Анны Андреевны был задуман с пышной юбкой, а получился «ансамбль Берёзка» — пришлось всё переделывать.
Театр «Глобус» — это небольшое суверенное государство, где есть все мастерские для «производства» спектакля. Понятное дело, что бутафорским и художественно-декорационным цехом театрала не удивить, но в «Глобусе» есть своя красильня! Она спряталась в узком подземном «аппендиците» — две чистенькие комнатки с «допотопным» оборудованием, на котором практически вручную красятся ткани.
— В последний момент Иван Орлов придумал, что в «Морозко» должны быть массовые сцены с «народом», — раскрывает тайны наш экскурсовод. — Было решено народ одеть в костюмы из подбора (подбор — это костюмы со старых спектаклей, которые сняты с репертуара. — Прим. автора). Но художник решил весь спектакль в одной цветовой гамме, и наш подбор сильно из неё выбивался. Поэтому решено было эти костюмы покрасить.
Сцена – белый лист бумаги и может служить и возвышенному и низменному, смотря по тому, что на ней показывают, кто и как на ней играет. Константин Сергеевич Станиславский
На стене красильни висит тряпичная кукла — её оставила на память самый легендарный мастер по окрашиванию костюмов Сабина Генриховна. Когда в магазинах «Ткани» продавался лишь унылый ситец, а художник по костюмам требовал «сказочного фейерверка», то на помощь приходила Сабина Генриховна, «живущая» на самом первом, подземном, этаже театра. Она умела превращать «магазинную безнадёгу» в роскошные фактуры.
В маленькой прачечной — небольшой перерыв. Только что ушла «наверх» свежевыстиранная партия костюмов. Наталья Викторовна рассказывает, что нагрузка у прачечной огромная — нательные вещи (рубахи и блузы) стираются практически после каждого спектакля. Сушить бельё иногда негде — в прачечной от силы 8 квадратных метров. Вообще, здание театра «Глобус» — это одна большая иллюзия. Для зрительского глаза он просторен и величав, а для людей театра — узок и миниатюрен. За кулисами — не разбежишься. И если актёр во время спектакля несётся со сцены в свою гримёрку на переодевание, лучше ему на пути не попадаться. Но есть в этом и своё очарование: если ты оказался за кулисами «Глобуса», то не удивляйся, когда с тобой все будут здороваться. Включая заслуженных, главного режиссёра и директора. В этом театральном государстве так принято.
Есть в «Глобусе» и своя обувная мастерская — здесь шьют обувь из натуральной кожи на актёрскую ногу. А ещё мастера-обувщики рассказали, что в Новосибирске практически не осталось специалистов по пошиву обуви — всех «забрал» Китай..
В театральной пошивочной — светло и уютно, здесь оборудована настоящая «дамская комната», с примерочной-будуаром, зеркалом и прочими, милыми женскому сердцу штучками. Здесь и воплощаются в жизнь самые смелые режиссёрские замыслы, которые иногда доставляют актёрам страшные неудобства. В спектакле «Том Сойер» художник придумал для одной дамы-героини гигантский воротник из перьев, а чтобы он не свалился с хрупкой актрисы, закрепил его на металлическом каркасе. Понятное дело, что актриса жаловалась, что ей не удобно таскать на себе «железо», но искусство требует жертв, а как иначе? А в спектакле «Алые паруса» продавщица галантереи носила на своей шляпе пару килограммов ниток, иголок и булавок. И не просто носила, а ещё держала равновесие, чтобы вся эта роскошь вместе с ней не завалилась набок.