18.10.19

Подрезали крылья

Запущенный не по правилам беспилотник обойдётся владельцу в десятки тысяч рублей.

С 27 сентября вступил в силу обязательный порядок регистрации беспилотных летательных аппаратов массой от 250 г до 30 кг. Зачем это нужно, чем опасны неучтённые дроны и что грозит нарушителям правил?

 

Начальник отдела организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Сергей Андреев сообщил, что разработан чёткий регламент процедуры постановки беспилотников на учёт. Для этого владельцы — как частные лица, так и организации — должны направить в Росавиацию (Ленинградский проспект, 37, корп. 2, Москва, 125993) заявление установленной формы, где указаны все данные владельца и параметры устройства с приложением его фото. Пока такие заявления можно направлять, как бы это странно ни звучало, только «Почтой России» — для гарантии лучше всё же заказным письмом с уведомлением о вручении. На конверте нужно сделать пометку «учёт БВС». Заявление о постановке на учёт нового беспилотника необходимо подать в течение 10 дней после приобретения. На рассмотрение заявления отводится 10 дней, затем нужно ожидать ответа. Если в письме была указана электронная почта, ответ может прийти на неё, если нет — опять же «Почтой России».

 

Сергей Андреев рассказал, что в перспективе появится возможность регистрировать беспилотники и через сайт госуслуг, но назвать какие-то сроки затруднился.

 

Вид на здание Законодательного собрания «глазами» квадрокоптера

 

О том, какие правила надо соблюдать при запуске летательных аппаратов, рассказал начальник Новосибирского зонального центра единой системы организации воздушного движения филиала «Аэронавигация Западной Сибири» Роман Пашнин. Порядок использования воздушного пространства остаётся неизменным: для запуска беспилотника необходимо сообщить в органы контроля за воздушным движением время предполагаемого полёта и представить его план. Для полёта над населёнными пунктами требуется также получить разрешение органа местного самоуправления (в Новосибирске — департамента по чрезвычайным ситуациям мэрии). Разрешение выдаётся в день выполнения полёта, внешний пилот докладывает в органы контроля о его начале и окончании, после чего ограничения, накладывавшиеся в связи с этим на движение в этой части воздушного пространства, снимаются.

 

Для государственных органов в особых случаях предусмотрен уведомительный порядок использования беспилотников — например, в случаях чрезвычайных ситуаций или техногенных катастроф.

 

Ежедневно выдаётся около 40 разрешений на полёты беспилотников. В 2018 году было зарегистрировано 6 нарушений использования воздушного пространства, а в 2019-м, который ещё не кончился, уже 12.

 

Начальник отдела надзора за использованием воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по СФО Сергей Байкалов сообщил о том, чем чревато для владельцев беспилотников нарушение установленных правил. Летом этого года внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ. При нарушении правил использования воздушного пространства владелец беспилотника вместо 2—5 тысяч рублей, как было ранее, заплатит от 20 до 50 тысяч. Должностные и юридические лица будут оштрафованы на суммы 100—150 тысяч рублей и 250—300 тысяч рублей соответственно. Если помимо нарушения правил полётов, отсутствует и право запускать беспилотник, штрафы для частных лиц составят от 30 до 50 тысяч рублей, для должностных и юридических лиц — 50—100 тысяч и 300—500 тысяч соответственно. Если при этих нарушениях ещё и кто-то оказался пострадавшим, может наступить и уголовная ответственность.

 

Вопросов к экспертам возникло немало. Получается, что теперь простая и ставшая привычной съёмка свадеб или других торжеств оказывается вне закона? Именно так, поясняют специалисты: иначе как понять, кто виноват, если случится непредвиденное, и дрон, к примеру, упадёт кому-нибудь на голову. Что уж говорить об опасности для воздушных судов, для которых столкновение с беспилотником чревато самыми страшными последствиями.

 

Есть ли в регионе запретные зоны, разрешение на полёт над которыми можно и не пытаться запрашивать? Есть, отвечают специалисты: это все военные объекты и ряд предприятий — например, НЗХК. Но и над ними можно летать — по просьбе их же руководства, которое может дать разрешение на съёмку с воздуха.

 

Вопрос, сколько сегодня в России беспилотников находится в собственности частных лиц и организаций, пока остаётся открытым: статистики нет ни по стране в целом, ни по регионам. Есть лишь оценочные предположения. Так, сайт «Вести.ру» в сентябре со ссылкой на данные Росавиации сообщил: в России только по самым скромным подсчётам насчитывается около полумиллиона неучтённых беспилотных летательных аппаратов.

 

Вид на здание Законодательного собрания «глазами» квадрокоптера

Что думают о порядке учёта беспилотников и новых штрафных санкциях их рядовые владельцы? По мнению видеоблогера Станислава Ражева, регулярно выкладывающего на своём канале съёмки с квадрокоптера, решение о необходимости постановки на беспилотников на учёт — шаг вполне целесообразный. Идентификация владельца нужна, чтобы в спорных ситуациях можно было разобраться, кто виноват и с кого спрашивать. А вот согласование полётов — требование, на его взгляд, абсолютно избыточное. По его словам, самый популярный сегодня производитель беспилотников, чью продукцию использует большинство любителей, программирует свою продукцию на невозможность заходить в воздушное пространство, используемое авиацией: то есть, например, в районе аэропорта такой дрон попросту не взлетит. Вероятность падения на чью-то голову мизерная — даже если происходит технический сбой, аппарат переходит в режим посадки и плавно опускается на землю, никогда не падая камнем.

 

Станислав Ражев приводят в пример другие страны: например, в США просто существует ограничение высоты полёта (потолок —120 метров) и запрет на запуск в определённых зонах или во время проведения каких-то мероприятий. В Японии ограничение высоты — 150 метров — и также существуют запретные зоны.

 

Кстати, усиленные штрафные санкции могут стать далеко не самым суровым наказанием для владельцев беспилотников. На рассмотрении в Госдуме находится законопроект, который позволит силовым структурам — МВД, ФСБ, ФСО, Росгвардии и Службе внешней разведки — бороться с дронами-нелегалами. Если документ будет принят, силовики смогут пресекать незаконные полёты, подавляя сигналы дистанционного управления, принудительно сажая беспилотники, а при необходимости — уничтожая их. При этом наличие такой необходимости будут определять они сами.

 

Татьяна МАЛКОВА | Фото Станислава РАЖЕВА

back
up