08.08.19

Люди театра

08.08.2019

Живые истории о тех, кто скромно служит искусству

Акт четвёртый.
Продюсер, директор, режиссёр и актёр Александр Кобец

Продюсер в театре — одна из главных фигур. От предприимчивости этого человека зависит успех будущей постановки. Он делает ставку на материал, ведёт переговоры с автором, приглашает режиссёра, формирует команду, наконец, отвечает за финансовый результат. В советском театре экономический результат не имел большого значения, не было и такой должности, впрочем, нет её и сейчас. И сегодня опыт продюсерства театральной постановки — «сын ошибок трудных»: результат невозможно предугадать. 

 

Александр Кобец в своём театре «На окраине» — един в четырёх лицах, но главная его роль сегодня — продвижение коллектива в самом широком смысле слова. Каково это — двигать театр из маленького городка?

 

В начале лета театр «На окраине» приезжал в Новосибирск на гастроли. На сцене Дома актёра играли два спектакля. Аншлагами сопровождались оба показа детского спектакля «Тайна злой колдуньи» И. Егоровой и А. Чубаровой по народной сказке «Мешочек соли». А на спектакль «Вольница» по Островскому с качественными декорациями, созданными по федеральному проекту, билеты были проданы на 80%.

 

 

— В итоге заработали мы чуть больше, чем затратили. Цифры называть не буду, деньги смешные, — признаётся Александр Петрович. — В нашем репертуаре русская классика — Чехов, Гоголь, Пушкин, Островский, Достоевский, Катаев, Шукшин. Работаем и с современными авторами — покупаем авторские права, заключаем договор через Российское авторское общество, а затем платим проценты с каждого показа. К примеру, «Тайну злой колдуньи» авторы нам отдали бесплатно, но с каждого показа платим 6 процентов. И Антон Финк, руководитель народного театра из Куйбышева, наш давний друг, часто даёт нам свои пьесы бесплатно, только за проценты от показов. А вот за пьесу «Детектор лжи» Василия Сигарева, по мотивам которой мы поставили спектакль «БоряНадя: любовь и пылесос», пришлось заплатить 40 тысяч рублей и потом с каждого показа по 10 процентов отдавать, только этот спектакль у нас недолго просуществовал, оно того не стоило.

 

«...Каждый художественный руководитель в театре должен работать рука об руку с жёстким бизнесменом, чья основная работа будет состоять в том, чтобы урезать все расходы бюджета наполовину». Бернард Шоу.

 

 

Большая часть труппы — ученики директора, окончили класс драматического актёра Александра Кобеца, отучились в вузах и вернулись к нему работать. Прошлой осенью 11 артистов (всю труппу) приняли в Союз театральных деятелей РФ. В Год театра перед коллективом открылись большие перспективы: «дорожная карта» гастролей по области, увеличение штата почти вдвое и новое оборудование по проекту «Театры малых городов». И это в городке с населением не более 30 тысяч человек на окраине области, где Россия граничит с Казахстаном. Как удалось директору «окраинного» театра заполучить такую поддержку?

Достопримечательность Карасука и единственный профессиональный театр в области за пределами Новосибирска вырос из маленькой студии, основанной четверть века назад Александром Кобецом. В декабре 2018 года Молодёжный театр «На окраине» получил статус государственного. Инициативу проявил министр культуры Новосибирской области Игорь Решетников — он сумел доказать в правительстве и заксобрании области, что театру не просто существовать на средства и без того скромного муниципального бюджета маленького городка.

 

 

Выпускник Алтайского института культуры по специальности «режиссёр театра» Александр Кобец заболел театром в детстве, ходил в кружки, показывал представления на лестничной площадке своего дома. Хотя, казалось бы, откуда: папа — крестьянин, председатель колхоза, мама — учительница. После окончания 10 классов спортсмен-разрядник Саша Кобец устроился работать в сельскую школу преподавателем физкультуры — нужно было помогать семье, отца уже не было в живых. Практически сразу его пригласили в самодеятельность, и юный талант поставил в сельском ДК спектакль про геолога, исполнив в нём главную роль. Спектакль выставили на районный конкурс, где артиста Кобеца заметил сам Степан Фёдорович Чернышев и пригласил в свой народный театр.

 

 

Театральная самодеятельность в Карасуке складывалась десятилетиями. Драмкружок в местном Доме культуры работал ещё с 1930-х годов. Когда вышло постановление о создании в стране народных театров, карасукский коллектив получил звание народного одним из первых в Новосибирской области — в 1959 году. Для руководства им в Карасук приехал артист новосибирского ТЮЗа Степан Чернышев. После того самого приглашения Александр Кобец долгое время, с конца 1970-х, работал у него в народном театре актёром, ставил спектакли, а в эпоху развала, в 1990-е, успел поработать главным режиссёром, но «не сошлись взглядами со старшими артистами», и Александр Петрович ушёл строить свой театр.

 

 

— Сначала был самодеятельный коллектив, потом я создал «Театральную мастерскую КАПа» со своими инициалами в названии. И уже в 1997 году мы получили звание народного коллектива. Два года спустя мы получили заброшенное здание сельского клуба на окраине Карасука и взялись за его восстановление. Горожане в шутку называли нас строительно-художественной бригадой. А в 2005-м театр признали профессиональным коллективом — решение о создании муниципального театра приняла сессия Совета депутатов города Карасука, учредителем выступила администрация города. С этого времени и ведём свой отчёт, каждый год празднуем день рождения 15 июня, — рассказывает Александр Петрович Кобец. — И вот полгода назад театр под своё крыло приняло министерство культуры Новосибирской области, распоряжение губернатор Андрей Травников подписал 25 декабря 2018 года.

 

Зарплаты в театре низкие: оклад у артиста около 8 тысяч рублей, со стимулирующими выплатами в среднем получается 18 тысяч в месяц. Директор старается организовать какие-то доплаты. Особенно непросто семейным с маленькими детьми. Кому-то приходится снимать жильё, кто-то выплачивает ипотеку.

 

 

Главные помощники Александра Петровича — сыновья. Старший сын Александр Александрович Кобец пришёл в театр отца в 16 лет, окончил Алтайскую академию культуры и искусств, у него две профессии: актёр театра и кино и режиссёр-педагог. Сан Саныч — главный режиссёр театра «На окраине». Жена сына — Наталья Кобец — актриса, зав литературной частью и дизайнер театра. Младший сын Александра Петровича Кирилл Кобец — заведующий постановочной частью и художник по свету, помогать отцу он начал с шестого класса, а в 15 лет уже озвучивал все мероприятия в районе, и сейчас в своём деле бог: вся техника на нём, когда приезжают со спектаклем в село, непременно что-то чинит и приводит в рабочее состояние.

 

 

С переходом в новый статус зарплаты подросли, вдвое планируют увеличить штат. Сегодня в штатном расписании 33 единицы, актёрская труппа — 10 человек, включая главного режиссёра и художественного руководителя. Оставшаяся часть — финансовая группа и обслуживающий персонал. В театре «На окраине» до сих пор не было своих декораторов, гримёров-постижёров, монтировщиков сцены. Теперь, говорит директор, будут «приглашать, сами готовить и отправлять на целевое обучение».

 

 

Декорации и реквизит делают своими руками. Здесь у каждого несколько профессий. Актёр Иван Караченцев ставит спектакли, актриса Юля Толоконникова по совместительству ещё и костюмер, Антон Сигутенко — актёр и преподаватель студии. К слову, обучение в студии бесплатное, в ней занимаются около 20 человек, принимают всех желающих с 12 лет. Кобец мечтает открыть группу при местном педагогическом колледже и «растить своих доморощенных артистов».

 

back
56

В Заксобрании


14.11.19
32

В 2020 году дорожный фонд НСО уменьшится, а с 2021-го регион может остаться без средств на ремонт и реконструкцию сельских дорог

14.11.19
41

Проект бюджета области на 2020 год представили на публичных слушаниях, сейчас его рассматривают все комитеты заксобрания

07.11.19
663

Заксобрание предложило разрешить людям ездить зимой по льду водоёмов за пределами специальных переправ

Политика


14.11.19
43

В Новосибирске прошла межрегиональная научно-практическая конференция, посвящённая гражданскому активизму в Сибири

29.10.19
373

Отменят ли партийные списки на выборах в городской Совет Новосибирска, которые пройдут в 2020 году

29.10.19
395

«Единую Россию» на выборы в 2020 году поведут сразу два региональных лидера

Экономика


21.10.19
603

Будет ли Новосибирская область продавать больше зерна за границу?

25.09.19
1307

Что должно стать основным драйвером развития инноваций в России и почему здесь не может быть единственно правильного ответа?

23.09.19
1252

Зачем в основание будущей арены нового ледового дворца забьют 1 500 свай длиной от 16 до 35 метров?

Общество


14.11.19
43

Сфотографироваться и посчитать до десяти: зачем банки подключаются к Единой биометрической системе?

14.11.19
48

Депутаты согласовали новую 6-летнюю программу развития торговли в регионе

12.11.19
246

В 52 многоквартирных домах Новосибирска, Бердска и Искитима в этом году установили новые лифты

Культура


14.11.19
8

Старейшей библиотеке Новосибирска на днях исполняется 125 лет

13.11.19
133

Звёзды с мировым именем: Вадим Репин анонсировал главные события Транссибирского арт-фестиваля-2020

13.11.19
215

Сергей Афанасьев объяснил, почему он написал заявление об увольнении и при каком условии он может его забрать

Спорт


12.11.19
287

Ещё пару лет назад о детском следж-хоккее в Новосибирской области ничего не знали, а сегодня ребята выходят на совместные тренировки с игроками ХК «Сибирь»

06.11.19
514

В Новосибирске в 18-й раз прошёл один из крупнейших в России боксёрских турниров — памяти мастера спорта СССР Дмитрия Панова

29.10.19
349

В Сибирской академии самбо прошло крупнейшее региональное соревнование по этому виду спорта

x

Сообщите вашу новость:

up