Люди театра
Живые истории о тех, кто скромно служит искусству
Акт четвёртый.
Продюсер, директор, режиссёр и актёр Александр Кобец
Продюсер в театре — одна из главных фигур. От предприимчивости этого человека зависит успех будущей постановки. Он делает ставку на материал, ведёт переговоры с автором, приглашает режиссёра, формирует команду, наконец, отвечает за финансовый результат. В советском театре экономический результат не имел большого значения, не было и такой должности, впрочем, нет её и сейчас. И сегодня опыт продюсерства театральной постановки — «сын ошибок трудных»: результат невозможно предугадать.
Александр Кобец в своём театре «На окраине» — един в четырёх лицах, но главная его роль сегодня — продвижение коллектива в самом широком смысле слова. Каково это — двигать театр из маленького городка?
В начале лета театр «На окраине» приезжал в Новосибирск на гастроли. На сцене Дома актёра играли два спектакля. Аншлагами сопровождались оба показа детского спектакля «Тайна злой колдуньи» И. Егоровой и А. Чубаровой по народной сказке «Мешочек соли». А на спектакль «Вольница» по Островскому с качественными декорациями, созданными по федеральному проекту, билеты были проданы на 80%.
— В итоге заработали мы чуть больше, чем затратили. Цифры называть не буду, деньги смешные, — признаётся Александр Петрович. — В нашем репертуаре русская классика — Чехов, Гоголь, Пушкин, Островский, Достоевский, Катаев, Шукшин. Работаем и с современными авторами — покупаем авторские права, заключаем договор через Российское авторское общество, а затем платим проценты с каждого показа. К примеру, «Тайну злой колдуньи» авторы нам отдали бесплатно, но с каждого показа платим 6 процентов. И Антон Финк, руководитель народного театра из Куйбышева, наш давний друг, часто даёт нам свои пьесы бесплатно, только за проценты от показов. А вот за пьесу «Детектор лжи» Василия Сигарева, по мотивам которой мы поставили спектакль «БоряНадя: любовь и пылесос», пришлось заплатить 40 тысяч рублей и потом с каждого показа по 10 процентов отдавать, только этот спектакль у нас недолго просуществовал, оно того не стоило.
«...Каждый художественный руководитель в театре должен работать рука об руку с жёстким бизнесменом, чья основная работа будет состоять в том, чтобы урезать все расходы бюджета наполовину». Бернард Шоу.
Большая часть труппы — ученики директора, окончили класс драматического актёра Александра Кобеца, отучились в вузах и вернулись к нему работать. Прошлой осенью 11 артистов (всю труппу) приняли в Союз театральных деятелей РФ. В Год театра перед коллективом открылись большие перспективы: «дорожная карта» гастролей по области, увеличение штата почти вдвое и новое оборудование по проекту «Театры малых городов». И это в городке с населением не более 30 тысяч человек на окраине области, где Россия граничит с Казахстаном. Как удалось директору «окраинного» театра заполучить такую поддержку?
Достопримечательность Карасука и единственный профессиональный театр в области за пределами Новосибирска вырос из маленькой студии, основанной четверть века назад Александром Кобецом. В декабре 2018 года Молодёжный театр «На окраине» получил статус государственного. Инициативу проявил министр культуры Новосибирской области Игорь Решетников — он сумел доказать в правительстве и заксобрании области, что театру не просто существовать на средства и без того скромного муниципального бюджета маленького городка.
Выпускник Алтайского института культуры по специальности «режиссёр театра» Александр Кобец заболел театром в детстве, ходил в кружки, показывал представления на лестничной площадке своего дома. Хотя, казалось бы, откуда: папа — крестьянин, председатель колхоза, мама — учительница. После окончания 10 классов спортсмен-разрядник Саша Кобец устроился работать в сельскую школу преподавателем физкультуры — нужно было помогать семье, отца уже не было в живых. Практически сразу его пригласили в самодеятельность, и юный талант поставил в сельском ДК спектакль про геолога, исполнив в нём главную роль. Спектакль выставили на районный конкурс, где артиста Кобеца заметил сам Степан Фёдорович Чернышев и пригласил в свой народный театр.
Театральная самодеятельность в Карасуке складывалась десятилетиями. Драмкружок в местном Доме культуры работал ещё с 1930-х годов. Когда вышло постановление о создании в стране народных театров, карасукский коллектив получил звание народного одним из первых в Новосибирской области — в 1959 году. Для руководства им в Карасук приехал артист новосибирского ТЮЗа Степан Чернышев. После того самого приглашения Александр Кобец долгое время, с конца 1970-х, работал у него в народном театре актёром, ставил спектакли, а в эпоху развала, в 1990-е, успел поработать главным режиссёром, но «не сошлись взглядами со старшими артистами», и Александр Петрович ушёл строить свой театр.
— Сначала был самодеятельный коллектив, потом я создал «Театральную мастерскую КАПа» со своими инициалами в названии. И уже в 1997 году мы получили звание народного коллектива. Два года спустя мы получили заброшенное здание сельского клуба на окраине Карасука и взялись за его восстановление. Горожане в шутку называли нас строительно-художественной бригадой. А в 2005-м театр признали профессиональным коллективом — решение о создании муниципального театра приняла сессия Совета депутатов города Карасука, учредителем выступила администрация города. С этого времени и ведём свой отчёт, каждый год празднуем день рождения 15 июня, — рассказывает Александр Петрович Кобец. — И вот полгода назад театр под своё крыло приняло министерство культуры Новосибирской области, распоряжение губернатор Андрей Травников подписал 25 декабря 2018 года.
Зарплаты в театре низкие: оклад у артиста около 8 тысяч рублей, со стимулирующими выплатами в среднем получается 18 тысяч в месяц. Директор старается организовать какие-то доплаты. Особенно непросто семейным с маленькими детьми. Кому-то приходится снимать жильё, кто-то выплачивает ипотеку.
Главные помощники Александра Петровича — сыновья. Старший сын Александр Александрович Кобец пришёл в театр отца в 16 лет, окончил Алтайскую академию культуры и искусств, у него две профессии: актёр театра и кино и режиссёр-педагог. Сан Саныч — главный режиссёр театра «На окраине». Жена сына — Наталья Кобец — актриса, зав литературной частью и дизайнер театра. Младший сын Александра Петровича Кирилл Кобец — заведующий постановочной частью и художник по свету, помогать отцу он начал с шестого класса, а в 15 лет уже озвучивал все мероприятия в районе, и сейчас в своём деле бог: вся техника на нём, когда приезжают со спектаклем в село, непременно что-то чинит и приводит в рабочее состояние.
С переходом в новый статус зарплаты подросли, вдвое планируют увеличить штат. Сегодня в штатном расписании 33 единицы, актёрская труппа — 10 человек, включая главного режиссёра и художественного руководителя. Оставшаяся часть — финансовая группа и обслуживающий персонал. В театре «На окраине» до сих пор не было своих декораторов, гримёров-постижёров, монтировщиков сцены. Теперь, говорит директор, будут «приглашать, сами готовить и отправлять на целевое обучение».
Декорации и реквизит делают своими руками. Здесь у каждого несколько профессий. Актёр Иван Караченцев ставит спектакли, актриса Юля Толоконникова по совместительству ещё и костюмер, Антон Сигутенко — актёр и преподаватель студии. К слову, обучение в студии бесплатное, в ней занимаются около 20 человек, принимают всех желающих с 12 лет. Кобец мечтает открыть группу при местном педагогическом колледже и «растить своих доморощенных артистов».