Право на гендер
«Ведомости» вместе с экспертами разбирались в нюансах третьей волны феминизма
Женщины любят цветы. Несмотря на свою самодостаточность и силу. Поэтому, дарите им цветы не только по праздникам.
До российского общества добралась новая волна феминизма, которая пытается смыть все «гендерные стереотипы», отстоять право на язык без признаков сексизма и обратить наше внимание на домашнее насилие. Активистки проводят митинги, где отстаивают права женщин на «собственное тело», и организовывают пространства для жертв психологического и физического насилия, пытаясь донести до общества одну простую мысль — этот мир не только мужского рода. Вместе с историками, психологами, филологами и активистками фем-движения мы попытались разобраться в современных тенденциях, а также дали слово знакомым мужчинам, которые честно рассказали о своих патриархальных воззрениях.
Олег Геннадьевич, 68 лет, инженер: «Страшное дело, когда женщине слово дают. Ваша функция какая? Детей рожать, дом в чистоте содержать и в мужские дела не лезть. У вас же начисто отсутствует способность к анализу, вы действуете не думая, всё на эмоциях, на импульсах. Посмотрите вокруг себя: вся культура создана мужчинами, все ваши любимые книги, картины, спектакли, симфонии и сюиты — всё написано, нарисовано и поставлено мужчинами. Вы много шеф-поваров женщин в ресторанах видели? Ага, не видели. Вот когда вы начинаете о своих правах заявлять, то и случаются разные катаклизмы».
Исторически сложилось, что мы живём исключительно в мужском дискурсе, где женщине отведена роль «слабого пола», или, как говорят немцы, 3 «К» — «киндер, кюхе, кирхе», что означает «дети, кухня, церковь». За сто лет борьбы за равноправие многое изменилось: женщина сегодня имеет право распоряжаться собой и своей судьбой, но если она вдруг выберет карьеру в «мужской профессии» (к примеру, в энергетике), то сразу упрётся в «стеклянный потолок». Потому что, автоматически сработает гендерный стереотип: женщине не хватает мозгов, чтобы встать во главе крупной транснациональной компании.
— Навязывание определённых гендерных ролей начинается с детства, — говорит наш постоянный эксперт, практикующий психолог Анна Веселина. — Вспомните, все эти выражения «ну, ты же девочка!», «все девочки аккуратные», «тебе ещё замуж выходить» — нам с детства закладывается мысль, что будущая женщина должна хорошо готовить и уметь вести домашнее хозяйство. А если девочка проявляет склонность к «мужским занятиям», любит мастерить и играть в футбол, то это обществом не поощряется. Кроме того, с детства девочке внушают, что мальчики не умеют быть галантными, поэтому проявляют внимание, дёргая за косички. Надо быть снисходительными, терпеть и не жаловаться. Вот и не жалуются потом, когда муж бьёт.
Поэтесса и фем-активистка Оксана Васякина ещё с детства задавалась вопросом: почему образ женщины самый непривлекательный? Эксперт вспоминает: ей постоянно тыкали, что ты девочка и должна готовить себя к замужеству, но одновременно она видела, что женщины, которые выполняли все правила, постоянно подвергались домашнему насилию и терпели его ради того, чтобы муж не уходил из дома.
— Когда я попала в интеллектуальные круги, то увидела, что женщины там только для обслуживания мужчин, — рассказывает Оксана. — На публичных мероприятиях женщины молчали и их мнением никто не интересовался. Они были украшением пространства, а мужчины делали академическую карьеру и писали свои великие стихи. Феминизм стал ответом на волнующие меня вопросы. Я представляю себе феминистскую теорию как очки, которые ты надеваешь для оценки ситуации: они настроены на то, чтобы анализировать структуры власти и подавления. Вернее так, очки и громкоговоритель: в очках ты видишь, а громкоговоритель даёт тебе голос для того, чтобы озвучить то, что ты увидела.
Историк Дмитрий Холявченко считает, что феминизм в наши дни обрёл третье дыхание: первая волна феминизма развивалась во второй половине XIX—начале XX века и связана прежде всего с суфражистским движением борьбы за избирательные права для женщин. Важнейшими вопросами, которые поднимал феминизм второй волны в 1960—1970-е годы, были вопросы социального и юридического равенства женщин: в вопросах брака, доступа к работе, равной оплате труда, абортов, домашнего насилия, выявления и анализа гендерных стереотипов — как в области экономических и юридических отношений, так и в области секса. Третья волна феминизма, начавшаяся в 1990-е годы, поднимает в первую очередь темы женской сексуальности и социальных стереотипов в этой области.
— Россия много десятилетий была вырвана из мирового экономического, социального и культурного контекста, включая процессы, происходившие в феминистском движении, — отвечает историк на мой вопрос «с чем связан взлёт фем-движения в нашей стране». — В связи с этим современный феминизм в России — это смесь требований второй и третьей волн, сосредоточившихся на проблемах равенства карьерных возможностей, насилия в семье, проблемах сексуальных домогательств и осознания женской сексуальности как сексуальной и социальной свободы женщины, вопросах равенства полов.
Владимир, предприниматель, 37 лет: «Я считаю, что во главе этого движения стоят одинокие, некрасивые женщины, которым по жизни с мужиками не везёт. Ну не будет нормальная женщина всей этой чушью заниматься. Ну вот этот инцидент в фем-кафе «Симона» — он же из пальца высосан. Пришли мужики поздравить женщин с цветами, ну пустите их, посмейтесь вместе с ними. Зачем раздувать из мухи слона на всю страну?»
Психолог Анна Веселина считает, что общество в массе своей заражено архетипичными стереотипами из серии «все мужики ходят налево» и «все женщины хотят замуж». Достаточно зайти в социальную сеть «Одноклассники», чтобы в этом удостовериться.
— Один из самых ужасных стереотипов, который вбит в голову нашего общества, — это то, что женщина внешним видом провоцирует насилие, — продолжает психолог. — Мне приходилось в своей практике встречаться с женщинами, которые подвергались насилию со стороны мужчин. Кого-то пытались в 90-е «посадить» в машину, к кому-то хамски приставали на улице. И все они рассказывали, что первый вопрос, который им задавали потом дознаватели или родственники, — ты как была одета? И если на женщине была надето облегающее платье, то она сама виновата — спровоцировала нападение. То есть насильник в глазах общества оправдан.
Оксана Васякина и её единомышленницы с этим «архетипом» пытаются бороться, показывая, что главная ценность феминизма — это женская жизнь и её качество. Оксана считает, что образ женщины, сформированный обществом, — это прокрустово ложе, все женщины разные, и они достойны быть теми, кем они хотят быть. Женщина не должна бояться ходить по улицам ночью, не должна бояться общественного порицания за внешний вид, сексуальность и образ жизни.
— Мужчины иногда пишут в сети гадости и транслируют стереотипное мнение, что феминистки — это «обиженные недостатком мужского внимания некрасивые и глупые женщины», — говорит эксперт. — Но я не обращаю на них внимания, мне неинтересно говорить с такими людьми, у меня есть дела поинтереснее: почитать книгу, поработать над хорошими проектами, которые помогут людям, а не докажут одному самовлюблённому мужчине, что я — нормальная женщина.
Кстати, в университете Канзаса была открыта выставка «Во что ты была одета?», где экспонировалась одежда женщин, которые подверглись насилию. Так вот, большинство экспонатов — это обычные футболки и джинсы, а не мини-юбки и облегающие платья. Выставка имела широкий общественный резонанс и заставила посетителей пересмотреть свои взгляды на привычные «стереотипы».
Николай, тележурналист, 42 года: «Я к феминисткам хорошо отношусь. И считаю, что сегодня женщины дадут сто очков форы по интеллекту любому мужику. Они же постоянно где-то учатся, какие-то курсы проходят, с ними интересно говорить на любые темы. Но вот тут открываю какой-то литературный ресурс и натыкаюсь на редакторКу! А следом — на иллюстраторКу! По мне, так эти слова только подчёркивают, что женщины в этих профессиях — «второй сорт».
«Авторка», «блогерка», «директорка», «иллюстраторка», «тренерка» — феминитивы пытаются проникнуть в наш язык с помощью информационных ресурсов и отстоять своё право на жизнь, но, если честно, многим режут глаз и ухо. Специалисты считают, что суть этого явления кроется в идеологическом конфликте, когда более привычные «авторша», «блогерша», «тренерша» воспринимаются как пренебрежительные «обзывалки», или — как утверждает доцент НГПУ, кандидат филологических наук Марина Лаппо — слова со сниженной компетентностью.
— В нашей языковой системе профессиональная принадлежность обозначается словами мужского рода, — рассказывает Марина Александровна. — Активистки фем-движения считают, что таким образом в нашем языке закреплено многовековое превосходство мужчин, такие слова имеют ярко выраженную сексистскую форму, поэтому используют суффикс «к», чтобы нейтрализовать её. К примеру, на Западе это явление закрепилось в сочетаниях «полисмен — полисвумен», «бизнесмен — бизневумен».
Эксперт заметила, что её студенты к феминитивам относятся отрицательно, считая, что в них заложено пренебрежительное отношение к женщинам — и они только усугубляют противостояние мужского и женского.
— Проблема в том, что изменить языковые законы не так просто, — дополняет Дмитрий Холявченко. — И к русскому языку подобные кальки зачастую применимы ещё меньше. Так, например, исторически «капитанша» в русском языке — это не женщина в звании капитана, а жена капитана. С другой стороны, русский язык может быть достаточно гибким — и некоторые феминитивы уже давно вошли в языковую практику: директриса, поэтесса и т. д. Язык — явление живое, и изменение нормы вполне возможно и даже вероятно. Но происходить эти процессы будут преимущественно исходя из внутренней логики развития языка, а не идеологических запросов.
В общем, феминизм, как мы выяснили, стоит на страже женских интересов. Но дарить цветы женщинам всё равно надо. Несмотря на то, что они — сильные, умные и самодостаточные.
Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА
Материалы по теме:
Уполномоченный по правам человека в НСО считает, что нужно создавать и поддерживать кризисные центры для людей, пострадавших от домашнего насилия
На что идут женщины, чтобы скрыться от домашнего насилия? Где в Новосибирской области они могут получить временное убежище?
Почему законопроект о домашнем насилии вызвал в обществе ожесточённые споры? «Ведомости» разбираются вместе с экспертами — юристами, политиками, психотерапевтами и священниками
Почему женщинам сложно признаться в том, что их бьют мужья? И где искать помощи жертвам домашнего насилия?