Люди театра
Живые истории о тех, кто скромно служит искусству
Акт третий.
Гримёр-постижёр Алина Варнава
За год работы гримёр-постижёр Новосибирского музыкального театра Алина Варнава «вдохнула» три килограмма лака для волос, собрала вручную 20 париков и оживила Панночку.
В мире «людей театра» профессия гримёра-постижёра считается штучной и передаётся, как правило, способом «от мастера к ученику»: искусству создавать характерный образ учат только в Московском театральном художественно-техническом колледже, поэтому талантливые специалисты – на вес золота. Любая актриса вам скажет, что «мастеров грима и расчёски» за кулисами любят и ценят, ибо они работают с самым главным актёрским инструментом – лицом. Тут не до звёздных капризов, чревато последствиями, сами понимаете.
Начальник гримёрно-постижёрного цеха Алина Варнава священнодействует над ассистентом балетмейстра Анной Беляевой – на наших глазах миловидная женщина с глазами лани превращается в злобную старуху. Этот грим Алина придумала для спектакля «Вий», где изумлённая публика наблюдала, как фарфоровая Панночка превращалась в страшную ведьму.
Слово «гримёр» происходит от древнегреческого слова «гримо», что означает «морщина».
– Иногда люди путают визажистов с гримёрами, – Алина колдует над лицом модели, как живописец над полотном. – Задача визажиста – подчеркнуть красоту лица. Задача гримёра – передать характер и ситуацию. Я начинала с боди-арта и поняла, что мне интересны превращения человеческого тела и лица. Я училась гриму и искусству визажа у прекрасных мастеров, участвовала во многих проектах, а потом меня пригласили в музыкальный театр. И вот я уже год здесь работаю, и я счастлива.
Театральный гримёр-постижёр – это вам не «душечка, припудрите мне носик!». Здесь нужно уметь за 20 минут накрутить сложные «вавилоны» в стиле галантного века, и бороды с усами «настричь» из натурального волоса, и приклеить эти самые бороды (да так чтобы не было казусов из серии «у вас ус отклеился!»), и парик сплести из волос буйвола, и гордые носы из латекса «слепить».
– Образы героев придумывают мамы-папы спектакля – режиссёры и художники-постановщики, – раскрывает секреты Алина. – А мы воплощаем эти образы в действительность. Но иногда и сами гримёры создают какие-то фишки.
Вот, к примеру, гордые кавказские носы из спектакля «Ханума» – это фишка Алины. Когда девушка пришла в театр, то решила, что спектаклю не хватает колорита и «слепила» из латекса эти самые носы, которые органично вжились в сценическую ткань. Или фирменный грим для примадонны Елизаветы Дорофеевой в спектакле «Средство Макропулоса», который стал визитной карточкой Алины Варнавы.
На работу гримёры-постижёры приходят за три-четыре часа до начала спектакля – в зависимости от объёма работы, который они должны сделать до первого звонка. Один из самых масштабных спектаклей последнего сезона – «Ночь в Венеции», где нужно надеть 60 париков на солистов и артистов балета, сделать грим, наклеить усы и бороды - одним словом, жалко, что у человека всего две руки.