13.02.19

Органичное звучание

Главному инструменту Новосибирской консерватории предстоит разбор и ремонт.

Томас Ланг за пультом органа.

 

Под сенью этого инструмента выросло не одно поколение музыкантов. Большой зал, где расположен акустический (духовой) орган, — и сцена, и учебная, и репетиционная площадка для студентов. Основанная в 1956 году Новосибирская консерватория им. М. И. Глинки до сих пор остаётся единственным музыкальным вузом за пределами европейской части России. Большой зал пристроили к зданию на улице Советской в 1968 году, а некоторое время спустя состоялся и концерт-открытие органа. В прошлом году исполнилось полвека — всё это время ни зал, ни орган не знали ремонта.

 

 

И вот оценить состояние органа в Новосибирск приехал Томас Ланг, технический директор фирмы «Вильгельм Зауэр», изготовившей инструмент полвека назад. Консерватория, где осенью прошлого года сменилось руководство, наконец нашла финансовые возможности для того, чтобы заняться реконструкцией большого зала и органа.

 

 

Г-н Ланг сам говорит по-русски, на пресс-конференции для журналистов он оценил состояние органа как «не очень хорошее», ему требуется «скорая помощь», в трубах много пыли. Кроме чистки труб от накопившейся пыли, обновления деталей, технического переоснащения по новым стандартам, предстоит замена «мозга» органа — собственно пульта. Работы планируется провести в течение года. Томас Ланг подготовит предложения по порядку работ и проект сметы. В следующий раз группа сотрудников фирмы проведёт комплексную экспертизу, а начать работы планируются нынешним летом, на это потребуется 2-3 месяца, затем ещё столько же будут трудиться интонаторы, настраивая орган.

 

 

Ремонт органа невозможен без ремонта зала, при этом важно соблюсти последовательность. Сначала предстоит демонтаж органа, а в нём 3 100 труб размером от 6 сантиметров до 6 метров. Хранить трубы тонкого металла в течение нескольких месяцев нужно вертикально, в помещении с определённым режимом влажности и температуры. В это время начнётся ремонт зала, работы и здесь предстоят серьёзные — в нескольких местах протекает крыша, и пока непонятно, в каком состоянии стены.

 

 

— На самом деле ситуация катастрофическая, — говорит исполняющая обязанности ректора НГК Жанна Лавелина. — Мы благодарны за внимание, оказанное консерватории меценатом Михаилом Сафарбековичем Гуцериевым. Он обещает выделить из благотворительного фонда «САФМАР» на ремонт органа 25 миллионов рублей — это самый большой меценатский вклад в истории Новосибирской области. Надеемся, что и новосибирское бизнес-сообщество будет консолидироваться вокруг этого проекта, потому что наш орган — это достояние Сибири. Есть договоренность с Министерством культуры Российской Федерации о выделении 75 миллионов рублей на реконструкцию концертного зала. Проектно-сметная документация находится сейчас на экспертизе в Москве. У нас амбициозные планы: хотим сделать ремонт за один год, чтобы в 2020 году открыть зал.

 

 

На концерт-презентацию обновлённого органа собирается приехать первый строитель органа Герхард Шпаллек, ему 88 лет, Томас Ланг — его ученик. Консерватория ищет сейчас помещения, где можно будет проводить репетиции своих коллективов: в НГК два симфонических студенческих оркестра, хор и оркестр народных инструментов. Возможно, это будут залы Новосибирской филармонии.

На ремонт зала и реконструкцию органа требуется не меньше года.

 

Орган до того, как его закроют на реконструкцию, станет главным героем предстоящего III Сибирского органного форума. Он пройдёт с 24 февраля по 3 марта в консерватории и на площадках партнёров. Форум соберёт музыкантов-органистов из разных уголков Сибири и России, а также встретит зарубежных гостей. Среди мероприятий — концерты Марии Моховой (Германия), Натальи Багинской и Глеба Никулина, а также молодых органистов из Новосибирска, Красноярска и Саратова, концерт музыки для клавесина в исполнении Анны Недоспасовой и другие события.

 

 

Перед Новым годом консерватория подписала партнёрский договор с краеведческим музеем, её студенты уже приняли участие в нескольких концертных программах музея. Постоянное сотрудничество налажено и с региональным министерством культуры — в творческой и методической сфере, по целевому обучению кадров. Кроме того, консерватория стала площадкой регионального этапа по отбору участников в команду области на Дельфийские игры.

 

 

Читайте фоторепортаж о том, как живёт консерватория сегодня.

 

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

 

 

 

back
up