17.06.18

Птица-дом и время

В этом доме воплотились мечты о Лучезарном городе Корбюзье. Солнце заливает его стеклянные галереи, а первый этаж когда-то и вовсе был прозрачным.

 

Самый известный жилой дом Новосибирска в духе конструктивизма — Дом с часами по адресу: Красный проспект, 11.

Это здание — настоящее высказывание в стекле и бетоне. Живое, непосредственное, прямолинейное, как и его чистая геометрия. При этом ничего лишнего: всё функционально, утилитарно, рационально. Построенный в начале 1930-х Дом стал символом нового времени. Но у самого здания, устремлённого в «светлое будущее» и призванного изменить социальную природу человека, непростая судьба. 

 

 Фото Евгения ИВАНОВА из серии «Есть ли Жизнь в памятнике».  

Проект дома-мечты по заказу Крайснабсбыта выполнил архитектор Борис Гордеев в содружестве с Сергеем Тургеневым. В создании конструкций здания принимал участие молодой инженер Николай Никитин, будущий автор проекта Останкинской телебашни.

 

 

На начало строительства Дома с часами Борису Гордееву чуть больше 25 лет. По его проектам возводятся дома не только в столице Сибири, но и в соседних городах, и в северном Казахстане. Для Гордеева это время насыщенной деятельности, молодой архитектор решает большой круг творческих задач, задействован на многих крупных стройках Новосибирска.

 


Вид со двора.

  К началу 1930-х уже построены жилые дома на углу у привокзальной площади, обживают свои квартиры жильцы комплекса «Кузбассугля» на Красном проспекте, 51. В соседнем квартале от будущего Дома с часами по проекту Бориса Гордеева совместно с Сергеем Тургеневым построена гостиница «Сибирь» (после получившая название «Динамо») — 5-тиэтажное каменное здание, и примыкающий к ней жилой дом по улице Октябрьской.

 

Уже во времена новой России угловые балконы на бывшей гостинице «Динамо» раскрасили в цвет российского флага.  

 

Здесь же, на Красном проспекте, всего в нескольких шагах, в это время идёт строительство Дома Советов — здание Западно-Сибирского исполнительного комитета, где сейчас находится правительство области. Здание было заложено в 1930-м году по проекту корифея новосибирской архитектуры Андрея Крячкова, и уже подняли первый этаж, когда к работе над проектом подключили молодых архитекторов Бориса Гордеева и Сергея Тургенева. Они внесли изменения в планировку здания и заново сделали фасады. Чертежи «горяченькими» отправлялись на стройку.

 

Фото из фондов Государственного архива Новосибирской области.

 

На строительные работы Дома Советов под конвоем приводят заключённых. Ещё вчера сам Сергей Тургенев, потомок писателя-классика, был ссыльным: обвинён летом 1927 года по статье 58.5, по семейной легенде, поводом послужило исполнение в дружеской компании куплетов вольного содержания на мотив «Боже, царя храни!»; приговорён к 3 годам лагерей, но в октябре того же года наказание заменено на ссылку в иркутском городке Тулуне. В Новосибирск Сергей Тургенев приезжает в сентябре 1929 года по приглашению Бориса Гордеева и, судя по справке о реабилитации, после отбытия срока в апреле 1930 года «лишён права проживания в 6 п.п. с прикреплением на 3 года». Для Бориса Гордеева талантливый архитектор Сергей Тургенев — не просто друг, с которым вместе учились в МВТУ, но и родственник — муж сестры — Татьяны Александровны Гордеевой. Вместе они работают на многих объектах Новосибирска. Дом с часами становится воплощением их мечты, рождённой в пору студенческого увлечения конструктивизмом.

 

Дом с часами. Витраж лестничных пролётов.

 

Недаром Дом по форме напоминает птицу: два крыла и голова-башня посередине чуть выдвинулась вперёд и вверх — птица на взлёте. Она рвётся в какие-то невозможные дали, увлекая идеей всеобщего равенства, социалистического рая и творческого совершенства. Дом и сейчас хранит эту особую атмосферу, заданную его архитекторами. Она живёт в протяжённых ленточных окнах, угловых балконах, вертикальном витраже башни, широких лестничных пролётах и комфортных пространствах квартир. 

 

Фото Евгения ИВАНОВА из серии «Есть ли Жизнь в памятнике».

 

«Используя камень, дерево и бетон, вы сооружаете дома и дворцы; это строительство. Однако вдруг вы затрагиваете моё сердце, мои чувства, я счастлив, я говорю: ”Красиво”. Это — Архитектура», Ле Корбюзье.

 

 

Проект Дома с часами был осуществлён в 1932 году, так указано у самого Бориса Гордеева. Это был один из первых жилых домов галерейного типа. Квартиры выходили на застеклённые галереи-коридоры. Вертикальным ленточным витражом оформлены и лестничные пролёты. Сегодня уже никого не удивишь ленточными окнами, а тогда это было внове, для Сибири особенно.

 

 

Из нового в проекте Дома стало применение монолитного железобетонного каркаса с кирпичными наружными и внутренними стенами. Но из-за дефицита материалов в СибЧикаго, как называли активно строящийся Новосибирск, не всё задуманное архитекторами, было воплощено. Положенные по проекту железобетонные перекрытия сделали деревянными, а кирпич отчасти заменили досками и дранкой, их и сегодня можно разглядеть за осыпавшейся штукатуркой.

 

Фото Евгения ИВАНОВА из серии «Есть ли Жизнь в памятнике».

 

 Дом-коммуна предполагал общественное обслуживание. На первом этаже располагались продовольственный магазин, детские комнаты и другие общественные помещения, а во дворе — детская и спортивная площадки, квадратный фонтан и летняя эстрада.

 

Фото Евгения ИВАНОВА из серии «Есть ли Жизнь в памятнике».

 

Первый этаж по Красному проспекту во времена, когда там располагался гастроном, насквозь пропускал свет. Во дворе дома можно было видеть, что происходит на проспекте. По-особому устроено и естественное освещение квартир для их инсоляции. В окна крыла по Красному проспекту солнце заглядывает в первой половине дня, а после обеда появляется со стороны двора, освещая квартиры корпуса по Коммунистической.

 

 

Со стороны галереи в квартирах тоже есть окна, в них можно заглянуть, проходя вдоль огромного витража галереи, считалась, что у советского гражданина нет секретов от соседей.

 

 

Впрочем, внутри квартир были ставни.

 

Фото Евгения ИВАНОВА из серии «Есть ли Жизнь в памятнике».

 

Из приспособлений для жильцов в некоторых квартирах ещё сохранились встроенные просторные шкафы с отделениями и нижними ящичками.

 

Фото Евгения ИВАНОВА из серии «Есть ли Жизнь в памятнике».

 

 

Водонапорный бак в башне остался от начального водоснабжения, центральное отопление и водоснабжение провели в Дом только в конце 1960-х.

 

В каждой квартире была печь, на зиму жильцы запасались углём и дровами. Сейчас в бывших угольных складах располагается магазин для взрослых «Казанова». Под его вывеской жильцы входят в свой дом. Хотя с марта 2015 года согласно федеральному закону № 73-ФЗ на объектах культурного наследия, включённых в Реестр, запрещается размещение наружной рекламы.

 

Над входом в подъезд жилого дома висит вывеска магазина для взрослых.

 

Часы и сквозная колоннада на Доме появились не сразу. На первых фото фасады тёмные — из красного кирпича, часов ещё нет.

 

Фото из фондов Государственного архива Новосибирской области.

 

Когда же здание штукатурили, предположительно через пару лет, за частоколом строительных лесов уже просматриваются циферблаты по обе стороны башни.

 

 Фото с ресурса «Новосибирск в фотозагадках», http://nsk-kraeved.ru/

 

Стиль конструктивизм оказал своё благотворное влияние на проектирование крупных городских зданий Новосибирска в 1930-е годы. Как писал в своей неопубликованной книге о Борисе Гордееве «Жизнь, отданная городу» его коллега архитектор Константин Леонов: «И в наше время, в середине восьмидесятых годов, с удивление отмечаем, что творчество архитекторов Б.А.Гордеева и С.П.Тургенева, утверждаемое ими стилевое направление конструктивизма, оказалось созвучным творчеству советских и зарубежных архитекторов». И сегодня конструктивизм снова востребован в России, не ослабевает интерес к нему и в мире. В этом стиле импонирует простота и лаконичность планировки, а с другой стороны – приверженность ко всему новому, тем же современным материалам.

 

 

Дом с часами представлял собой важный градостроительный акцент центральной части города. И сегодня, похоже, не торопится расставаться с этим своим статусом.

 

 

Парадный подъезд со стороны Красного проспекта заложили, в образовавшемся помещении открылся магазинчик, где торгуют сладостями. А в самом подъезде на стенах остались росписи подростков и студентов художественного училища, примыкающего к дому.

 

 

О жизни Дома с часами можно написать отдельную книгу, в которой бы рассказывалось не только об отцах-архитекторах, но и жильцах — ответственных лицах, известных людях и простых гражданах, населявших Дом в разные времена.

 

Фото Евгения ИВАНОВА из серии «Есть ли Жизнь в памятнике».

 

Судьба Дома во все времена очень зависела от его хозяев. Уже после войны, в июле 1946 года, «Советская Сибирь» сообщала о плачевном состоянии Дома.

 

«Двенадцать лет назад на Красном проспекте появился новый дом. Все любовались им. Ближние здания всеми своими кирпичами завидовали славе молодого соседа… Он ослепительно сверкал тысячами стёкол своих удлинённых веранд, где, отражаясь в масляных панелях, играли дети. В нарядном зале “Гастронома” толпилась публика. Зеркальная кабина лифта легко и нежно мчала своих пассажиров-жильцов верхних этажей. Под вечер в десятках квартир начинали журчать дожди душей, в белых ваннах плескались, сбрасывая усталость после рабочего дня, счастливые обитатели. Как венец и символ благополучия, на башне, вознесённой на высоту седьмого этажа, мерно отсчитывая время, шли огромные часы. Эти часы принесли дому огромную популярность. По ним издалека горожане узнавали время… Дом был построен и управлялся Запсибснабсбытом Наркомтяжпрома СССР.  В начале 1939 года здание было передано Наркомуглю СССР. За шесть лет, которые прошли с тех пор, дом принадлежал поочерёдно шести различным ведомствам этого наркомата.

 

Каждый из новых хозяев начинал свою деятельность с одного и того же — с выселения жильцов.

— Вот выселим “чужих”, “наши” приедут, тогда и ремонт сделаем.

Выселить законных жильцов не удавалось, и хозяева сразу охладевали к дому.

 

Результаты деятельности различных организаций Наркомугля были различными… При Снабтоппроме — остановился лифт; при Востокжилстрое — остановились часы; при Кузбассугле — перестали действовать души и ванны, при Кемеровоугле — разбито и вынуто большинство стёкол на верандах, фасад, внутренняя окраска пришли в негодность; при Кузбассшахтпроекте — растащены последние детали механизма башенных часов, потекли крыши; при Гипроуглемаше… двор, когда-то бывший образцовой детской площадкой в городе, с цветами, великолепным фонтаном, спортивными снарядами, превращён в склад машин, щебня, леса, дров. Навес, где раньше дети укрывались от жаркого солнца, превращён в конюшню. Построен сарай и бензохранилище.

Что с тобой, милый дом? Тебе немногим больше десяти лет от роду, а ты выглядишь изнурённым стариком.

От часов до подвала, от крыши до фундамента — на всём лежит печать запустения и разрушений…».

 
Фото Евгения ИВАНОВА из серии «Есть ли Жизнь в памятнике».

 

В 1987 году, когда Исполнительный комитет Новосибирского областного Совета народных депутатов принимал решение о постановке на государственную охрану памятника истории и культуры НСО «Дома с часами», ответственность за его сохранность нёс проектный институт «Сибгипрогормаш» и Магазин № 1 Гастрономторга.

 

 

В 2010 году Дом пережил капитальный ремонт. Именно «пережил». Управляющая компания проявила чудеса экономии: вместо деревянных рам из лиственницы установили пластиковые, причём не стеклопакеты, а просто стекло на резинке. Структура эта не «дышит», зимой покрывается льдом, который тает на солнце и «сползает» водой на пол, ночью всё замерзает, а на утро в галереях можно кататься на коньках.

 

Сегодня жилой фонд Дома с часами объединён Товариществом собственников жилья, помещение магазина по Красному и цоколь — владение Николая Манцурова, на втором этаже — учебный центр Следственного комитета РФ,  а знаменитые башенные часы — на балансе МКУ «Горсвет». В итоге у семи нянек Дом, что называется, без глазу.

 

 

Механизм часов недавно отреставрировали. За проект реконструкции самых знаменитых в городе часов проголосовали сами новосибирцы — он был представлен в конкурсе «125 идей для Новосибирска». «С ремонтом часов нам помогли депутаты заксобрания Вадим Агеенко и Вячеслав Журавлёв, а также депутат горсовета Ренат Сулейманов. Они выделили деньги из депутатских фондов. Долго искали хорошего специалиста, общались с часовщиками, перебрали больше десятка, пока не нашли Сергея Николаевича Конотопцева, — рассказывает Олег Викторович, житель Дома и активный его защитник. — Стрелки не трогали, разобрали только часовой механизм. Умная конструкция, рассчитанная на годы работы и сибирские морозы. Изготовлено всё очень хорошо, детали из сплавов высоколегированной стали, у нас таких не производится. На болтиках — клейма, правда, их трудно рассмотреть».

 

Олег Викторович, житель Дома и активный его защитник, недавно принят в штат Музея Новосибирска и теперь занимается созданием Музея конструктивизма.

 

 

В помещении, где находится часовой механизм, РСУ № 5 по заказу МКУ «Горсвет» сделало ремонт. Но качество его возмутительное: установили скромные железные перила, уложили на пол несколько досок ДСП, побелили и покрасили стены и пол — этот красочный слой уже осыпается. «Сделать такой ремонт можно было только от полного безразличия. Какие тёмные души надо иметь, чтобы сотворить такое! — возмущена Татьяна Тайченачева, генеральный директор Некоммерческого фонда “ЕА — Сити”, организатор и идейный вдохновитель проекта по созданию книги о Борисе Гордееве, член Общественного совета при Управлении по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области. — Восстанавливать нужно не только помещение с часами, но и соседнее, и вход в башню. Сюда нужно водить людей, показывать, гордиться тем, что мы имеем в городе такое здание».

 

 

Нынешней зимой заместитель мэра Артём Скатов заявил, что ремонт часов — начало большой реконструкции, основные работы на доме планируются в 2019 году. Будем надеяться, что Дом с часами наконец получит поддержку в лице города и области.

 

 

Мэрия обещает передать часы на баланс Музея Новосибирска. Со временем в Доме появится Музей конструктивизма, эту идею Олега Викторовича поддержали городские власти. Под музей уже выделено одно из подвальных помещений Дома, где изначально располагалась жилконтора. Музей, по мысли организаторов, должен стать средоточием событий, уже идёт формирование фонда — внести свой посильный вклад приглашаются все неравнодушные горожане.

 


Фото Евгения ИВАНОВА из серии «Есть ли Жизнь в памятнике».

 

Новосибирск на третьем месте в России по числу сохранившихся памятников конструктивизма — в нашем городе их более 90. Дом с часами — один из лучших. Другое дело, что владея таким наследством, мы не умеем его сохранять и достойно использовать.

 

Газета «Ведомости» уже рассказывала об архитекторе Борисе Гордееве и его творениях. Смотрите также наш фоторепортаж о вокзале «Новосибирск-Главный», наши корреспонденты искали черты, сохранившиеся со времени Гордеева. 

 

Марина ШАБАНОВА I Фото Валерия ПАНОВА

 

 

back

Материалы по теме:

22.07.22 Тайна дома под часами

Городские легенды гласят, что тело барона Унгерна упокоилось в подвале на Красном проспекте

21.04.22 Трудно быть памятником 

Почему здания, охраняемые государством, непросто привести в порядок?

24.02.22 На линии авангарда

Руководитель госинспекции по охране наследия Елена МЕДВЕДЕВА — о новосибирском конструктивизме, Сибирской биеннале и судьбе «Металлиста»

11.10.21 Пока идут часы

Башня «гуляет» от перепадов температур, место для музея так и не нашли, а легенд о призраках всё больше — что происходит в Доме с часами перед реставрацией?

08.10.21 Четверо смелых

Какими были архитекторы, строившие знаковые здания Новосибирска, рассказывает уличная выставка

08.07.21 Тирания красоты

Книга о сталинской архитектуре Новосибирска стала победителем Национального независимого рейтинга «Золотая капитель 2021»

23.03.21 Шрифтом авангарда

На Доме с часами в Новосибирске установлена памятная доска в честь строителей-архитекторов

09.10.20 Статус обязывает

Когда снимут старую рекламу с домов-памятников Академгородка и отремонтируют Дом с часами в Новосибирске?

30.07.19 Возвращение Гордеева

Имя архитектора Бориса Гордеева увековечат в памятной стеле на Заельцовском кладбище

02.07.19 Город, который мы сохраняем

Станет ли памятником гостиница «Динамо» — этот вопрос рассмотрит созданный при мэрии общественный Совет по сохранению историко-культурного наследия Новосибирска.

11.09.18 Зазеркалье на Красном

Чем живёт сегодня построенный в 1930-х годах на Красном проспекте жилой комбинат кооператива «Кузбассуголь»? К 115-летию архитектора Бориса Гордеева «Ведомости» побывали в домах, построенных по его проектам

17.05.18 Вокзал эпохи Гордеева

История Новосибирска (пусть и небольшая — всего-то 125 лет) хранит в себе немало тайн.

05.04.18 Время Гордеева

Здания по проектам Бориса Гордеева составили славу Новосибирска, но в городе до сих пор нет памятной доски выдающемуся архитектору-конструктивисту.

up