10.11.16

Реализм с оптимизмом

 

Депутаты заксобрания Николай Похиленко и Александр Шпикельман.

Представляя главный финансовый документ в заксобрании на публичных слушаниях, министр финансов регионального правительства Виталий Голубенко подчеркнул: полностью решить все стоящие перед областью задачи невозможно, но в нынешней экономической ситуации на более оптимистичный расклад рассчитывать не приходится.

Министр выделил основные тенденции стратегии формирования бюджета: снижение долговой нагрузки и повышение эффективности использования бюджетных ресурсов. По проекту, регион должен в 2017 году получить 103,4 млрд рублей собственных доходов, что на 6,2 % больше, чем в 2016-м. Основные источники налоговых поступлений — налоги на прибыль, на имущество, транспортный, а также взимаемые по упрощённой системе налогообложения. Учтены изменения в акцизной политике, а также то, что теперь из 20 % налога на прибыль в федеральный бюджет будет зачисляться не 2, а 3 % (это приведёт к снижению поступлений в регионе на 1 млрд).

Позитивные результаты диверсификации экономики региона отметил первый заместитель председателя заксобрания Андрей Панфёров: «Параметры бюджета немного увеличились. Мы согласны с министерством финансов, что это следствие несырьевой экономики нашей области. Эту выигрышную позицию необходимо развивать и дальше. Поддержка малого и среднего бизнеса, сельского хозяйства — это наш конёк, за счёт которого мы формируем бюджет, стараемся реализовать программы, которые у нас, у депутатов, стоят на первом месте. Перспективное направление — проект программы реиндустриализации, который при качественной доработке может привести в наш регион серьёзные федеральные средства. Надо делать упор на малое и среднее предпринимательство, на сельское хозяйство. Государственная поддержка этих направлений отражена в бюджете на 2017 год».

Вопросов у депутатов к правительству возникло немало. Один из них, поднятый заместителем председателя комитета по строительству Дмитрием Козловским, касался финансирования работ по благоустройству частного сектора в Новосибирске. Председатель горсовета Дмитрий Асанцев поддержал коллегу, напомнив, что в плане на 2017 год значится выполнение наказов избирателей, касающихся благоустройства. Министр экономического развития Ольга Молчанова подтвердила: наказы в программу включены, но финансирование работ пока не предусмотрено. Первый вице-председатель областного правительства Владимир Знатков добавил, что это ответ не окончательный, «вопрос решается» и правительство готово рассмотреть предложения города по софинансированию этого направления.

Депутат Николай Похиленко посетовал, что в регионе выделяется существенно меньше средств на фундаментальную науку, чем, например, в Красноярском крае или Томской области: 30 млн рублей против 60 и 50 млн соответственно.

Министр образования и науки Сергей Нелюбов рассказал, что целевые средства на фундаментальные исследования действительно запланированы в сумме 30 млн, однако помимо этого заложено ещё 60 млн на проекты, реализуемые в рамках программы реиндустриализации.

Председатель федерации профсоюзов области Александр Козлов поинтересовался, что собой представляет программа развития инфраструктуры информационного общества и почему на неё заложено существенно больше средств, чем на программу «Чистая вода». Виталий Голубенко пояснил: средства пойдут на развитие единой службы «112», информатизацию систем образования и здравоохранения, решение задач по импортозамещению в сфере технологий.

Депутат горсовета Новосибирска Наталья Пинус напомнила о том, что было принято решение о недопустимости транзита по территории Академгородка транспорта, который пойдёт по будущему Восточному обходу, и поинтересовалась, как это отражено в проекте бюджета. Министр транспорта Сергей Титов сообщил, что на 2017 год заложено финансирование работ по подготовке проектно-сметной документации на две территориальные дороги, которые примут на себя часть нагрузки: Морозово — Верхний Коён и Верхний Коён — Искитим.

Своим мнением о проекте бюджета региона поделился мэр Новосибирска Анатолий Локоть. Он посетовал, что областной центр в существующих условиях вынужден сократить до минимума бюджет развития. Трансферты из областного бюджета по многим направлениям уменьшились.

Руководитель Управления федеральной налоговой службы по Новосибирской области Алексей Легостаев рассказал о рисках, заложенных в проект бюджета. Налоговые доходы запланированы на 6 % больше, чем в 2016 году. При этом в нынешнем году ситуация складывалась более благоприятно: выросла банковская активность, был большой оборонный заказ, в связи с тем, что меньше стали приобретать жильё, уменьшились налоговые вычеты, стала лучше платёжная дисциплина по НДФЛ. Так что особых резервов для дальнейшего прироста, по словам главы УФНС, он не видит. На пользу бюджету может пойти смещение на более поздний срок уплаты транспортного налога — часть платежей перейдёт на 2017 год. Кроме того, необходимо более настойчиво работать с муниципалитетами по легализации зарплат и снижению неформальной занятости, что позволит повысить НДФЛ. В итоге Алексей Легостаев осторожно назвал параметры бюджета «теоретически осуществимыми» и выразил готовность тесно работать по наполнению бюджета с правительством и заксобранием.

Сейчас законопроект о бюджете рассматривается на заседаниях всех комитетов заксобрания. 24 ноября в первом чтении он будет вынесен на сессию.

АКЦЕНТЫ

Пустят в расход

Расходная часть бюджета-2017 включает в себя собственно расходы на нужды региона, средства на обслуживание госдолга и дефицит бюджета, который заложен на минимальном за последние годы уровне — 300 млн рублей. Из 107,4 млрд расходов 100,6 млрд составляют приоритетные статьи — строительство и реконструкция дорог, объектов здравоохранения, образования, культурных и спортивных сооружений. 26 млрд рублей предлагается направить на выполнение указов президента, 16 млрд — на дотации местным бюджетам, более 13 млрд — на меры социальной поддержки, 9,7 млрд — в дорожный фонд.

Около 5 млрд рублей пойдёт на обслуживание госдолга. К 2019 году область должна достичь показателя отношения долговой нагрузки к собственным доходам на уровне не более 50 % — таково требование федерального Минфина.

На выполнение программы наказов избирателей запланировано около 3,5 млрд рублей. 254 млн предполагается направить на программу «Чистая вода», выполнение которой заботит многих депутатов от сельских районов.

В резервный фонд заложено 300 млн рублей на подготовку к отопительному сезону, 211 млн  — на поддержку муниципальных образований на случай выпадения доходов при переходе с дотаций на НДФЛ, 189 млн — на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, 152 млн — на выполнение наказов избирателей.

Пока нет окончательной ясности по объёму трансфертов из федерального бюджета. В проект заложено около 10 млрд рублей, хотя в 2016 году поступления составили более 16 млрд. Как пояснил депутатам министр финансов области Виталий Голубенко, значительная часть межбюджетных трансфертов будет распределяться поэтапно: в ноябре 2016 года и в первом квартале 2017-го. Он выразил надежду, что в результате хотя бы те же 16 млрд область получит.

Повысить устойчивость

Сложные экономические условия сказались на финансовых отношениях федерального центра с регионами.

В комитетах Госдумы идёт обсуждение проекта федерального бюджета на 2017 год и плановый период 2018—2019 годов. Бюджет должен быть принят обеими палатами Федерального собрания к середине декабря. Его доходная часть в 2017 году составит 13 трлн 437 млрд рублей, расходная — 16 трлн 181 млрд, дефицит заложен на уровне 2 трлн 744 млрд рублей. Для сравнения: в 2014 году доходная часть составляла почти 14,5 трлн, а расходы — 14,8 трлн. Падение поступлений и рост расходов обусловили резкое увеличение планового дефицита бюджета — с 0,5 % ВВП до 3,2 % (правда, в 2016 году эта цифра была ещё выше — 3,7 %).

Помощь субъектам Федерации за последние пять лет уже заметно сократилась — с 6 % ВВП в 2011 году до 4,4 % в 2016-м, а в 2017-м она снизится до 4,2 % ВВП. При этом в 2017 году регионы будут перечислять в федеральный центр не 2, а 3 % от 20-процентного налога на прибыль.

В результате федеральный бюджет получит дополнительно 121 млрд рублей, 100 млрд из которых Минфин обещает направить на поддержку наименее состоятельных регионов в качестве дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. В целом объём этой поддержки обещан на уровне 614,6 млрд рублей (на 100 млрд больше, чем в 2016 году) ежегодно в ближайшую трёхлетку. Сумма дотаций, которые может получить конкретный регион, ограничена: прирост не может быть выше 20 % от объёма доходов консолидированного бюджета региона за 2015 год.

Сохраняются жёсткие требования к регионам, имеющим бюджетные кредиты (в их числе и Новосибирская область, получившая в сентябре 10,5 млрд рублей под 0,1 % годовых). Им необходимо сокращать долговую нагрузку — к 2019 году отношение долга к собственным доходам бюджета должно составлять не более 50 % (в Новосибирской области он сегодня примерно на уровне 57—58 %). Регионы с такими показателями, согласно новой редакции Бюджетного кодекса, будут отнесены к группе с высокой долговой устойчивостью и будут иметь большую финансовую свободу, чем субъекты со средней (отношение 50—85 %) и тем более низкой (более 85 %) долговой устойчивостью. Для них будут устанавливаться дополнительные требования и ограничения. При этом в отношении субъектов с наиболее низким уровнем долговой устойчивости и при невыполнении ими плана восстановления платежеспособности может быть инициирован процесс отставки высшего должностного лица.

Общий объём бюджетных кредитов Минфин планирует сокращать. В 2016 году регионы при изначально запланированных на эти цели 310 млрд рублей получат около 338 млрд. Начиная с 2017 года суммы резко сокращаются. Согласно источникам РБК, в ближайшие три года эти поступления составят 250 млрд рублей: по 100 млрд в 2017-м и 2018-м и 50 млрд в 2019 годах. Предполагается, что это сокращение будет компенсироваться ростом дотаций. Однако план их распределения по регионам еще не готов, суммы будут высчитываться по специальной формуле.

Как сообщает Минфин, основной объём дотаций будет сконцентрирован в наименее обеспеченных субъектах. Новосибирская область в их число не входит, относясь к группе «крепких середняков». При этом в 2016 году она вошла в число лидеров по росту индекса кредитоспособности. По данных рейтингового агентства «РИА-рейтинг», он повысился на 16,8 пункта, и на 1 июля 2016 года составил 80,1 из 100 возможных. Основным фактором роста стало увеличение доходов на фоне снижения государственного долга. В первом полугодии 2016 года долг снизился на 5 %, при этом налоговые и неналоговые доходы регионального бюджета выросли на 11,8 % по сравнению с первым полугодием 2015 года.

Татьяна МАЛКОВА
Фото Валерия ПАНОВА

 

back

Новости  [Архив новостей]

up