Стекло и бетон архитектора Гордеева
Архитектор Борис Александрович Гордеев.
О нём впору писать киносценарий: недолгая жизнь Бориса Александровича Гордеева, 39 лет, оказалась насыщена событиями, а после ещё и мифологизирована. Его идеи, творческая мысль и технические решения выразились в облике многих зданий, возведённых в центре Новосибирска. Главные среди них — железнодорожный вокзал, здание правительства области, оперный театр и дом с часами. Однако при том, что Новосибирск активно пользуется наследием архитектора Гордеева, даже в профессиональных кругах о нём известно мало.
— Есть некое предвзятое отношение к Гордееву и в среде архитекторов. Быть может, потому, что Андрей Дмитриевич Крячков называл его одним из «случайных людей в архитектуре города». Оно и понятно, 50-летний профессор, общественный деятель Крячков и 25-летний соперник Гордеев, талантливый архитектор, со своим взглядом на современный город. Были и те, кто называл Гордеева «великим архитектором»… К тому же за ним закрепилось клеймо ссыльного, и эта информация кочует из источника в источник. Гордеев действительно работал на НКВД, был руководителем проектного бюро при строительном управлении ОГПУ. Но строить такие объекты ссыльному не доверили бы. У него была первая форма допуска, а это работа с документами под грифом «совершенно секретно», — рассказывает Вадим Капустин.
Архитектор и краевед Вадим Петрович Капустин.
Архитектор по профессии и краевед по призванию, Вадим Петрович начал собирать информацию о Гордееве всего четыре года назад, когда нужно было подготовить статью для «Календаря знаменательных дат» 2013 года — к 110-летию со дня рождения архитектора и 70-летию его смерти. И вот несколько месяцев назад в городской архив поступили три папки дел — документы, фотографии, письма. Чтобы раздобыть этот бесценный материал, Капустин три года вёл переговоры с семьёй, смог убедить их передать уникальные материалы о жизни архитектора именно в Новосибирск.
Родом Борис Гордеев из Новгорода, школу окончил в Москве, образование получал на инженерно-строительном факультете Московского высшего технического училища (МВТУ), окончил его в 1926 году на «отлично». В одной из папок, переданных в городской архив, есть характеристика профессора, лидера конструктивистов Виктора Александровича Веснина, где о Гордееве говорится как об «очень талантливом серьёзном и ценном работнике». Его дипломная работа была особо отмечена и оставлена в музее МВТУ, ему поручили проектирование нового здания училища, а в 1927 году работы Гордеева (ему всего-то 24 года!) в числе прочих направлены Особой комиссией от СССР на архитектурную выставку «Machine Age» («Век машин») в Нью-Йорк.
Документы семьи Гордеева и его коллег в Новосибирском городском архиве.
В Новосибирск Борис Гордеев приехал год спустя по приглашению Бориса Андреевича Коршунова, автора первого генплана Новосибирска. В активно строящемся городе его проекты отличаются оригинальностью и непохожестью на другие, в них хорошо читаются черты конструктивизма — лаконичность и функциональность. В соавторстве с другими архитекторами были созданы жилой дом на привокзальной площади, дом артистов на улице Романова, 35, дом медиков на улице Фрунзе, 8, жилой квартал «Кузбассугля», комплекс зданий «Динамо», наконец, дом с часами на Красном проспекте. Проект «дома-мечты», часы на башне которого появятся не сразу, по заказу Крайснабсбыта выполнила группа архитекторов в составе Бориса Гордеева и Сергея Тургенева, а также инженера Николая Никитина, будущего автора Останкинской башни.
«Архитектура — дело коллективное. Вот это сотрудничество, чем-то похожее на театральную студийность, отличало конструктивистов. Они горели общим делом — дать новому человеку новую архитектуру. Их идеи были устремлены в будущее, их технологии опередили время. Когда сегодня предлагается новое жильё с “французскими окнами”, или панорамным застеклением, речь идёт о технологиях, которые заложили ещё конструктивисты», — говорит Олег Викторович, президент Фонда по защите памятника архитектуры «Дом под часами».
Два крыла дома объединены центральной башней, оттого он похож на птицу из стекла и бетона: вместо сумрачных коридоров — стеклянные галереи, пронизанные светом, планировка квартир проста и логична. Дом с часами, по версии мирового общества DOCOMOMO, охраняющего памятники архитектуры, — одно из лучших авангардных творений архитектуры в мире. Но так уж случилось, что город, ставший в своё время площадкой для конструктивизма, не ценит своего наследия. Дом с часами вот уже несколько лет завис в тенетах непонимания: как памятнику регионального значения ему полагается капитальный ремонт, но бюрократические препоны мешают дому попасть в перечень первоочередных объектов.
Дом с часами, по версии DOCOMOMO, — одно из лучших авангардных творений архитектуры в мире.
В 2013 году к 120-летию Новосибирска была издана книга «Конструктивизм в архитектуре Новосибирска», рассказывающая о том, как в 20—30-е годы ХХ века формировалось историческое ядро и каким ценным наследием он обладает сегодня. Глобальное исследование конструктивизма в архитектуре Новосибирска провёл Иван Невзгодин, кандидат архитектуры, профессор Делфтского технологического университета (Нидерланды), член правления Международного общества историков градостроительства, член комитета Ассоциации историков европейской архитектуры, выпускник НГАХА. Нынешней осенью увидело свет второе издание книги. Французский историк архитектуры, искусствовед, куратор, профессор Сорбонны и Нью-Йоркского университета Жан-Луи Коэн пишет в предисловии: «Долгое время городской пейзаж Новосибирска оставался неизвестным миру, и значительное количество зданий, построенных в первые два десятилетия после установления советской власти, не были представлены во всей своей масштабности. Иван Невзгодин… показывает Новосибирск того времени как сложную архитектурную арену. Столица Сибири — это экспериментальный полигон, где довольно известные архитекторы Москвы и Ленинграда демонстрировали своё творчество».
Считается, что архитектором Дома Советов, как первоначально называлось здание облисполкома, где сейчас располагается правительство Новосибирской области, был А. Д. Крячков.
Однако мало кто знает, что свой внешний вид, хорошо знакомый нам сегодня, здание получило благодаря Гордееву и Тургеневу. Об этом воспоминал архитектор Константин Леонов в статье, опубликованной в 1983 году в газете «Советская Сибирь»: «Эскизный проект профессора А. Д. Крячкова был по планировочной части чётким и рациональным, с хорошими пропорциями помещений. Однако фасады сухи и невыразительны… Защищая перед Андреем Дмитриевичем вариант архитектурного решения фасадов, Б. А. Гордеев говорил: “Так будет хорошо”, тактично не подчёркивая, что будет лучше, хотя действительно было лучше, современнее…».
Известно, что проектирование и строительство железнодорожного вокзала Новосибирска было сложным и трудоёмким, проводился целый ряд конкурсов, но они не давали должного эффекта. Тогда дело поручили Борису Гордееву. Он изучил функциональную структуру вокзала, пассажирские и транспортные потоки, учёл замечания. Над окончательным вариантом проекта работал творческий коллектив под руководством Гордеева, в который входили С. П. Тургенев, Б. А. Биткин, А. И. Лоскутов, Б. П. Савельев и другие.
Четыре года отдал Борис Гордеев строительству театра оперы и балета. По первоначальному проекту Гринберга — Киренского, Дом науки и культуры (ДНК), как он тогда назывался, состоял из шести соединённых переходами корпусов, но реализована была лишь театральная часть комплекса. К проектированию подключились Т. Я. Бардт и М. И. Курилко, над строящимся зданием уже поднимался уникальный купол, но в 1933-м конструктивистские формы Дома культуры и науки подвергли критике. Был объявлен конкурс на внешнее оформление сооружения, в двух его этапах участвовала большая группа архитекторов, победил проект Гордеева, с присуждением ему первой премии. Так с 1935 года началась перестройка возведённого здания, а двумя годами позже макет здания Новосибирского театра оперы и балета был удостоен Гран-при на Всемирной выставке искусства и техники в Париже.
Здесь и далее: иллюстрации к неопубликованной книге К. Леонова "Жизнь, отданная городу" (хранится в фондах Государственного архива Новосибирской области)
Таким здание Новосибирского театра оперы и балета мы знаем благодаря проекту авторского коллектива архитектора Бориса Гордеева.
В возрасте 32 лет, в 1935 году, Борис Гордеев серьёзно заболел — туберкулёз, ещё три года он трудится главным архитектором на строительстве театра, а 1938 году увольняется в связи с инвалидностью и уезжает в Москву на лечение в туберкулёзный институт. Ближайшие два года он работает в Мосгорстройпроекте, разрабатывая «вопросы, связанные с сибирской тематикой», а в 1941 году командирован в Красноярск на новое крупное строительство. Ещё через два года он вернётся в Новосибирск. Тяжелобольного Гордеева привезут в Московский туберкулёзный институт, эвакуированный в наш город. Но спасти его уже не удастся. Борис Александрович Гордеев умер 7 мая 1943 года в возрасте 39 лет и был захоронен на Заельцовском кладбище Новосибирска.
Получить подлинные материалы о жизни этого человека — всё равно, что найти клад, уверяет Олег Викторович: «У меня руки тряслись, когда я их листал». Папки с документами в городском архиве пока не доступны исследователям. Возможность познакомиться с ними появится лишь после того, как документы будут оформлены по всем правилам архивного дела.
«Для нас эти материалы, конечно, бесценное богатство. Учитывая масштаб личности Бориса Гордеева и то, что до этого о нём в наших фондах было всего две строчки», — говорит замдиректора Новосибирского городского архива Наталья Скорнякова. Речь идёт не только о личной истории архитектора Гордеева, в этих папках собраны документы его коллег, друзей и родственников. Документы сохранились ещё и потому, что их семьи держались вместе. Сергей Тургенев был женат на сестре Гордеева, есть письмо, в котором Борис Александрович уговаривает зятя приехать в Новосибирск, объясняя тем, что здесь «работы очень много» и «специалистов не хватает». Друг семьи и коллега Николай Михайлович Фукин впоследствии стал вторым мужем Веры Николаевны Гордеевой. А разыскать потомков архитектора Вадиму Капустину помогла дочь архитектора Валентина Александровича Добролюбова, работавшего с Гордеевым, Лариса Валентиновна Добролюбова.
— Когда похоронили Гордеева, Николай Михайлович Фукин, работавший также на театре, попросил, чтобы строители обустроили могилу: была сделана характерная ограда, установлен большой гранитный валун со строительства оперного. Через несколько дней умер хозяин дома, в котором жили Гордеевы, Василий Печура, и его похоронили в той же ограде, поставив камень поменьше. На Заельцовском кладбище таких камней было всего два. Благодаря этому много лет спустя и удалось обнаружить заброшенную могилу. Вера Николаевна приезжала в Новосибирск в 71-м году, но она не нашла тогда могилы мужа. В конце 1970-х годов на этом квартале стали делать захоронения поверх старых. И сейчас на том самом месте, где был похоронен архитектор, находится семейное захоронение других людей, — говорит Вадим Капустин. — В 2018 году исполнится 115 лет со дня рождения и 75 лет со дня смерти Бориса Александровича Гордеева. Самое время сделать что-то для увековечения памяти этого человека. Поставить памятный знак в начале аллеи на кладбище, установить мемориальную доску на дом с часами. Вот я и баламучу всех, выступил с этими предложениями на художественном совете мэрии во главе с Александром Юрьевичем Ложкиным.
Судьба Гордеева перекликается с судьбой его творений. Архитектурное наследие эпохи конструктивизма сегодня остро нуждается в реставрации. Чтобы удерживать культурное пространство полуторамиллионного города, нужно особенно ценить историческое наследие, которое у нас есть, считает Татьяна Тайченачева, один из инициаторов проекта, реализовавшего издание книги «Конструктивизм в архитектуре Новосибирска», архитектор, директор НФ «ЕА-Сити», член общественного совета при Управлении по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области.
— Новосибирск в этом плане обладает самым большим потенциалом. Несмотря на то что город ещё очень молод, у нас существует архитектура, которой можно по-настоящему гордиться. На мой взгляд, очень важно пробудить у широкой общественности интерес к авангардному наследию Новосибирска и других сибирских городов, показать сибирякам всю красоту русского авангарда, а нам, новосибирцам, важно осознавать, что Москва и Санкт-Петербург — не единственные центры авангардной архитектуры в России, — говорит Татьяна Тайченачева.
Мы лишь прикоснулись к истории конструктивизма и тех людей, которые были одержимы его идеями. Стоит однажды пройтись по улицам, где стоят дома конструктивистов, чтобы увидеть этот особый пласт, тот самый бесценный клад, что достался нам в наследство.
Марина ШАБАНОВА
Фото Валерия ПАНОВА