25.08.16

Старатель

Мощный фонтан нефти и газа в болотном урочище Верх-Тарка в апреле 1970-го ударил вопреки скептическим прогнозам многих учёных. Особая заслуга Запивалова в рождении этого фонтана состояла в том, что по мере открытия знаменитых тюменских, томских и красноярских месторождений нефти и газа и «отпочковывания» там самостоятельных геологических управлений, руководство «Новосибирскгеологии» не заносило в пасынки пока что «пустой» новосибирский сегмент нефтеразведки, а отстаивало у Министерства геологии СССР его финансирование и расширение поиска других ископаемых – торфа, угля, золота, термальных, лечебных и пресных подземных вод.

К знаменательному событию Николай Запивалов — сначала главный геолог, а затем генеральный директор ПГО «Новосибирскгеология», шёл долгие 20 лет. Вместе со своими соратниками. Вот лишь два имени из многочисленной «запиваловской гвардии». Сметливый и рисковый инженер Николай Беляев, впервые организовавший безмонтажный перевоз сорокаметровых буровых вышек по васюганским болотам и могутный чалдон Михаил Медведев, отказавшийся после службы на Тихоокеанском флоте от заманчивой работы на китобойной флотилии в пользу рискованного «плавания» на буровой в родных кыштовских болотах. Ни у кого другого, а у него, лучшего бурильщика Межовской экспедиции, Запивалов при встречах спрашивал:

— Ну, Медведев, когда нам нефть дашь?

Да, васюганская нефть ещё долго играла в кошки-мышки, а всё же попалась в крепкие, с медвежьей хваткой, руки Михаила.

Наличие перспективной нефтеносности мезозойских и палеозойских отложений Западно-Сибирской плиты Николай Запивалов не только предсказал, но и убедительно обосновал в кандидатской и докторской диссертациях. И вот – блестящее подтверждение научной мысли, смелого прогноза.

К открытому ранее Верх-Тарскому месторождению прибавилось и Малоичское, Восточное, а также другие залежи в Омской и Томской областях. Это была победа не только научной мысли, техники, управления разнопрофильными службами, но и характеров запиваловской пробы.

Доброта, сердечное участие и постоянная нацеленность на главное дело — в этом, думается, ключ к разгадке феномена Запивалова, его неиссякаемой энергии и оптимизма, щедро «намагничивающих» всех, кто живёт и работает рядом. В трудовой биографии учёного, производственника и общественного деятеля есть целые пласты «нефтяной» работы в дружественной Индии и братской Белоруссии.

И ещё об одном эпизоде его биографии хотелось вспомнить. В годы войны, когда семья Запиваловых проживала на приисках Амурской области, и где Коля закончил семилетку, школьные отряды ребят вымывали золотинки из отвалов, оставляемых после работы драги. Тяжёлый, однообразный труд ради нескольких крупинок золота. Но никто не ныл, не роптал. Знали: золото нужно для фронта, для победы. Несколько твоих крупинок, конечно, ничто. Но ведь ты не один. У вас отряд, артель. Вон посапывает, трудясь, твой дружок Петька, зорко рыщет взглядом по дну лотка редактор стенгазеты Семён, сгибается под тяжестью тазика тонконогая Маша… Пионерская цепочка, а их много. Сложенные вместе золотые крупинки превращаются в весомую щепоть на алтарь победы.

Этот урок коллективного старательства запомнился на всю жизнь и был для Коли первым шажком в геологию. С тех пор заслуженный геолог России Николай Петрович Запивалов и живёт, и трудится в режиме Старателя. В свои 85 он живёт и работает для людей, для страны, всем нам подаёт пример трудового долголетия и нестареющего духа. Низкий ему за это поклон и долгой жизни в любви и согласии с ближними.

Юрий ЧЕРНОВ,
участник геологической экспедиции СНИИГГиМСа на Таймыре

back

Новости  [Архив новостей]

up