25.08.16

ПДД для беспилотника

При этом роботы будут управлять машинами, поездами, самолётами и пароходами намного аккуратнее, точнее и рациональнее своих живых коллег.

В том, что всё будет именно так, уверены представители новосибирских компаний, занимающихся развитием беспилотных технологий. 23 августа в пресс-центре ГТРК «Встречи на Вертковской» они рассказали о том, как этот процесс идёт в Новосибирской области.

По словам директора компании SpectraTek Артёма Попова, одним из главных ограничений для более широкого внедрения, в частности, беспилотных автомобилей являются пробелы в законодательной базе:

— Сто лет назад министр путей сообщения Российской империи Михаил Хилков подписал циркуляр о правилах перемещения пассажиров и грузов на безлошадных экипажах. Сейчас необходимо сделать то же самое для беспилотных транспортных средств.

Ожидается, что к концу 2016 года в закон о безопасности дорожного движения будут внесены поправки, касающиеся правил движения беспилотников и ответственности их владельцев или операторов в случае нарушений. Будут также регулироваться вопросы по регистрации беспилотников, ведению их реестра, предстоит внесение изменений в Воздушный кодекс.

Этим займётся недавно созданная распоряжением Минтранса России межведомственная рабочая группа «Развитие беспилотных технологий в транспортном комплексе РФ», в состав которой вошли представители МВД, МЧС, Минпромторга, «Автодора», «КамАЗа», «Ростелекома» и других компаний.

Участники беседы рассказали, что сегодня на рынке присутствуют уже сотни компаний, активно продвигающих беспилотные технологии. Причём для этого теперь не нужно строить заводы с огромными производственными площадками: достаточно иметь несколько конструкторов, программистов, специалистов по электронике, мощный 3D-принтер и мозги, дефицита которых в Новосибирске нет. Плюс развитая инфраструктура Технопарка Академгородка — и вполне можно создавать узлы и специализированные устройства, которые охотно приобретают крупные российские компании-производители беспилотников. Например, камеры стереоскопического зрения для беспилотных автомобилей, создаваемые SpectraTek, полностью дублируют мозг, но отличаются куда более быстрой реакцией, и при этом ещё, по замечанию Артёма Попова, не звонят за рулём по телефону, не заглядывают в Facebook и не курят.

Артём Попов с камерой стереоскопического зрения для беспилотных автомобилей.

Если программное обеспечение для беспилотных технологий практически на 100 % российское и полностью подпадает под стратегию импортозамещения, то с элементной базой дела обстоят с точностью до наоборот — практически всё приходится приобретать за рубежом. Как отметил Артём Попов, есть куда стремиться, но и есть чем похвастаться, тем более что российское программное обеспечение для беспилотников нередко приобретают и зарубежные компании.

На вопрос, какие транспортные средства имеют наибольшую перспективу при использовании в беспилотном режиме, участники пресс-конференции едва ли не в унисон уверенно восклицают: «Все!»

— И гражданские пассажирские суда очень часто летают в беспилотном режиме, пилот в кабине лишь контролирует процесс, — поясняет директор компании «Роботаэро» Александр Ефимов. — Но беспилотники — это не только машины и летательные аппараты. Это и роботы на производстве, грузоперевозках, в сельском хозяйстве, выполняющие операции в труднодоступных или опасных местах.

Артём Попов уточняет: пассажир самолёта всегда может определить, идёт самолёт на взлёт или посадку под руководством штатного пилота или робота — последний всё делает более плавно, без рывков и резких движений.

Если оценить объёмы вложений, необходимые для развития рынка, разработчики пока затрудняются («всё держится больше на интересе»), то возможная выгода уже практически просчитана.

Насколько негативно такие перспективы скажутся на рынке труда, особенно в сельской местности, где и так рабочих мест немного, а теперь в перспективе могут исчезнуть профессии трактористов и комбайнёров? По словам Артёма Попова, во-первых, процесс перехода будет не быстрым, экономика успеет перестроиться, а во-вторых, во всяком случае, на первых порах, в кабине будет находиться тот же водитель, но в качестве оператора, так что бурного обвала на рынке труда ждать не нужно. Хотя определённые осложнения, конечно, неизбежны.

Но зато появляется уникальная перспектива освоения труднодоступных территорий Севера и Дальнего Востока, геологоразведки, экономического развития отдалённых районов. Развитие беспилотных летательных аппаратов и автомобилей вошло в Национальную технологическую инициативу — принятую в 2015 году государственную программу по поддержке перспективных отраслей, которые в следующие 20 лет могут стать основой мировой экономики. То есть к 2035 году беспилотные транспортные средства станут обыденными реалиями, и новосибирские разработчики готовы всемерно этому способствовать.

По данным Высшей школы экономики, если бы все автомобили перешли на беспилотный режим, а дороги были обеспечены необходимой инфраструктурой, их загруженность снизилась бы в 2—2,5 раза, то есть можно было бы забыть про пробки. Плюс экономия примерно 30 % топлива.

Татьяна МАЛКОВА
Фото Валерия ПАНОВА

back
up