Моральный кодекс
Если такое лежание на травке кому-то не понравится, сочтут ли этих людей после 21 сентября потенциальными правонарушителями?
Пока в публичном пространстве ломались копья вокруг «пакета Яровой», через Госдуму и Совет Федерации незаметно для многих прошёл закон № 182-ФЗ с ничем не примечательным названием — «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ». Размытые формулировки закона оставляют обширный простор для толкования.
В этом законе появляется понятие «антиобщественное поведение»: на недопущение этого поведения, как и на совершение правонарушений, должна быть ориентирована профилактика. Трактуется это понятие как «не влекущие за собой административную или уголовную ответственность действия физического лица, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц». Но достаточно хотя бы бегло просмотреть российское законодательство, чтобы убедиться: в нём нигде нет определения того, что считать «общепринятыми нормами поведения и морали».
Эксперты обращают внимание на то, что категории морали до сих пор прописывались религиозными, а не государственными институтами: даже «Моральный кодекс строителей коммунизма», включённый в программу и устав КПСС, никакой юридической силы не имел. По сути, с новым законом складывается та же ситуация, как и с нормой Уголовного кодекса об оскорблении чувств верующих: что конкретно считать «чувствами верующих», не разъясняет ни один закон.
Теоретически это означает, что в «антиобщественном поведении» можно будет заподозрить любого: от ролевика в полном рыцарском облачении до человека, фотографирующего припаркованные неправильно и не там, где надо, автомобили с «крутыми» номерами. С теми, кто попадётся на «антиобщественном поведении», будут работать органы внутренних дел, прокуратура, ФСБ или Следственный комитет. Меры по отношению к «нарушителям» предписаны различные: профилактическая беседа, предупреждение о недопустимости в дальнейшем такого поведения, учёт «нарушителей» и надзор за ними. Говорится и о возможном привлечении к ответственности после предупреждения, но что это за ответственность — не уточняется.
Пока представители различных политических сил сходятся в одном: применение этого закона, скорее всего, приобретёт политическую окраску, поскольку размытость толкований «норм поведения» позволит считать отклонением от них любую неугодную властям политическую активность и на этом основании вести надзор за «слишком» активными гражданами.
Однако в законе есть и явно положительные моменты: это социальная реабилитация для людей, оказавшихся в тяжёлой жизненной ситуации, и меры по социальной адаптации детей-беспризорников, бомжей, бродяг и людей, прошедших курс лечения от наркомании, токсикомании и алкоголизма. Львиная доля обязательств по исполнению закона ложится на плечи региональных властей: от утверждения бюджетных расходов на профилактику правонарушений до самих профилактических мер — правового просвещения, социальной адаптации и реабилитации, помощи лицам, которые пострадали от правонарушений или находятся в «зоне риска».
Закон № 182-ФЗ 2 вступит в силу 21 сентября — на третий день после выборов в Госдуму.
Виталий СОЛОВОВ