Опытным путём
Учёба здесь максимально приближена к производству и его нуждам. В колледже создана учебно-производственная площадка по микробиологии, где студенты исследуют продукцию перерабатывающих производств и торговых сетей. По сути, это действующая лаборатория, входящая в федеральную базу испытательных лабораторий. Есть здесь и экспериментально-технологическая площадка по переработке пластических масс. Студенты осваивают весь процесс — от подбора рецептуры, изготовления стрейч-плёнки до её испытаний на разрывной машине. Так будущие лаборанты, техники и технологи осваивают профессии, востребованные на предприятиях, — лаборант-микробиолог, машинист экструдера, оператор нефтяных установок.
Совместный проект газеты «Ведомости» и министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области — представляем Новосибирский химико-технологический колледж имени Д. И. Менделеева.
Заведующий лабораторией переработки пластмасс Вячеслав Тимонин
посвящает студентов в тонкости профессии машиниста экструдера.
От био до нано
Студентка четвёртого курса Вероника Рожко пришла в колледж ещё школьницей на день открытых дверей, говорит, ей сразу здесь понравилось. Специальность «Биохимическое производство» выбрала, потому что эта область стремительно развивается. В прошлом году в колледже открыли учебно-производственную микробиологическую лабораторию, где студенты занимаются исследованием пищевых продуктов на соответствие требованиям по показателям безопасности.
Новосибирский химико-технологический колледж ведёт свою историю с 1929 года, когда был основан как Сибирский химический политехникум. Сегодня НХТК им. Д. И. Менделеева готовит специалистов среднего звена для широкого спектра промышленных предприятий всего сибирского региона. Выпускники колледжа — техники, технологи и лаборанты — востребованы в таких приоритетных направлениях, как биохимическое производство, аналитический контроль качества химических соединений, промышленная и экологическая безопасность, производство и характеристики керамики, порошков и материалов, производство пластмасс и эластомеров. Колледж пользуется популярностью у выпускников школ: к примеру, прошлым летом на «переработку нефти и газа» и «прикладную информатику» конкурс был больше двух человек на место.
Производственные процессы на предприятиях усложняются, требуют высококвалифицированных специалистов, поэтому и профессиональная подготовка в колледже осуществляется в сотрудничестве с предприятиями области. Совместно с работодателями, кстати, в колледже созданы лаборатории и учебно-производственные площадки, разрабатываются образовательные программы.
— Основная задача, которую ставит перед нами государство, — это практикоориентированность, что заложено в Федеральных государственных образовательных стандартах. При подготовке техника или технолога, первой ступенью его квалификации должна стать рабочая профессия, которую мы выбираем совместно с предприятиями отрасли и самими студентами, — говорит директор колледжа Елена Сартакова. — В последнее время появились новые рабочие профессии по заказу работодателей — лаборант-микробиолог, машинист экструдера, оператор нефтяных установок. Это позволяет нам погрузить студентов в производственную среду на раннем этапе обучения.
Всё начинается с ознакомительной и учебной практик, когда студентов знакомят со всем спектром предприятий-партнёров, технологических направлений, затем следует производственная практика на предприятии, она выявляет способности: кто-то готов к кропотливой работе, кто-то стремится к более творческой деятельности. Так что на преддипломную практику студенты приходят уже с задачей сформировать свою дальнейшую трудовую траекторию.
Колледж традиционно пользуется популярностью у выпускников школ.
Из лаборантов
в технологи
Открытая в 2015 году новая учебно-производственная площадка по микробиологии направлена на проведение испытаний, с одной стороны, и подготовку специалистов — лаборантов-микробиологов и биотехнологов — с другой. Выпускникам колледжа предстоит прийти в коллективы, которые сегодня работают по направлениям импортозамещения — это, в том числе, сельхозпроизводители, пищевые предприятия, фармпредприятия, медицинская промышленность.
Больше года потребовалось, чтобы разработать условия, закупить оборудование, приобрести питательные среды, продумать систему утилизации, получить лицензию, пройти аккредитацию, сделать всё, чтобы войти в федеральную базу испытательных лабораторий. За первые несколько месяцев отлажена работа с предприятиями. Сюда поступают образцы с перерабатывающих производств с целью сертификации или производственного контроля. С лабораторией сотрудничают и торговые сети — привозят продукцию, которая проверяется по показателям безопасности и качества.
— Эта настоящая производственная площадка, здесь все процессы происходят в реальности. Ни одно среднее профессиональное образовательное учреждение в России не имеет подобного, — говорит заведующая микробиологической лабораторией Жанна Белоногова, в прошлом сотрудник одного из научных институтов Академгородка.
Занятие с практикантом в лаборатории проводит Павел Никулин, инженер-микробиолог. Недавний выпускник аграрного университета, он сам сейчас помогает студентам освоить технологии выращивания и исследования микроорганизмов. Под его руководством Алексей Куссый, студент 4-го курса, приехавший учиться после 9-го класса из Казахстана, исследует пробы куриного мяса на наличие паразитов с помощью современного прибора. «Здесь самые совершенные технологии. Фото- и видеоизображения, процесс исследования можно передавать в аудиторию, формировать электронную базу данных», — комментирует Павел Никулин. Рядом пристально смотрит в микроскоп Катя Петелина, она из Сургута, о колледже узнала из Интернета, биология ей и в школе нравилась, свою будущую профессиональную судьбу планирует связать с новыми технологиями для пищевой промышленности. Скоро ребятам предстоит квалификационная практика в Институте цитологии и генетики СО РАН.
Студенты сами стремятся получить повышенный разряд по рабочей профессии, ориентироваться на потребности предприятий. В прошлом году увеличилось количество заявок на подготовку и повышение квалификации лаборантов-микробиологов, большинство из них с перерабатывающих предприятий в Новосибирской области.
— Руководитель одного из молочных предприятий говорит, что сегодня технологи должны хорошо знать современные санитарно-эпидемиологические требования к продукции и помещениям, в которых она производится. И вот теперь некоторые наши ребята готовы поехать в сельские районы для работы на молочных модулях, — рассказывает микробиолог, курировавший создание лаборатории, Татьяна Дячук.
Полимеры
в работе
С нового учебного года в колледже создали экспериментально-технологическую площадку по технологии переработки пластических масс. Будущие техники-технологи студенты 3-го и 4-го курсов изучают здесь процессы производства различного вида плёнок, а также технологии прессования, литья под давлением, термоформование. Сегодня это актуально не только для традиционных направлений, но и в медицинской промышленности, при производстве современных материалов. Создаётся лаборатория физико-механических испытаний материалов и изделий.
На рулон наматывается только что изготовленная студентами стрейч-плёнка, в соседней лаборатории готовую плёнку испытывают на разрывной машине — растяжение, прокол, продавливание — все показания выводятся на компьютер. Затем при необходимости вносятся изменения в рецептуру или настройки оборудования.
— Профессия машиниста экструдера очень востребована сейчас в упаковочной промышленности, в технологиях стройиндустрии. «БФК-Экструзия», Инструментальный завод, «НЭВЗ-керамикс», «Геопласт» — этот список можно продолжать, — говорит Вячеслав Тимонин, заведующий лабораторией, преподавать в колледже его пригласили с производственного предприятия. — Мы со студентами ходим на различные экскурсии, ярмарки, смотрим, что выпускают наши предприятия и какая продукция востребована, берём разные образцы. Нам нужно понимать, как развивается отрасль.
Одно из основных направлений химической промышленности сегодня — переработка полимеров для упаковочной отрасли, а именно производство одноразовой посуды, бутылок, банок, контейнеров, плёнки разного вида. Елена Черных, преподаватель технологии переработки пластических масс, ведёт занятие по проектированию участков по производству различных материалов.
— Сейчас есть очень интересные технологии, скажем, производство дышащей упаковки для хлеба, на 1 квадратный сантиметр делается 50 проколов. Кроме того, известно, что полимеры типа полипропилена и полиэтилена разлагаются в течение ста лет, а современные предприятия уже реализуют очень интересное направление по производству биополимеров, которые разлагаются через три года. У нас в области есть такие примеры — ОАО «Эффект» в Сузуне. Обязательно поедем туда со студентами.
Новые учебно-производственные лаборатории в НХТК имени Менделеева созданы на субсидии из средств областного бюджета, которые выдаются образовательным учреждениям на конкурсной основе. По словам министра труда, занятости и трудовых ресурсов Игоря Шмидта, рынок труда меняется в сторону высоких технологий, поэтому специальная комиссия по рассмотрению программ развития учреждений профобразования, проводя специальную оценку, принимает решение по субсидиям в первую очередь тех учреждений профессионального образования, которые находятся в векторе развития: совершенствуют учебно-производственную базу, ориентируются на потребности предприятий. И химико-технологический колледж соответствует этим требованиям в полной мере, последовательно решает программные задачи и показывает высокие результаты.
Марина ШАБАНОВА
Фото Валерия ПАНОВА
По решению координационного совета при Минобрнауки России, Всероссийская олимпиада профессионального мастерства обучающихся по укрупнённым группам специальностей «Химические технологии» в 2016 году пройдёт на базе Новосибирского химико-технологического колледжа им. Д. И. Менделеева.