07.08.15

Мореходы поневоле

Общая протяжённость ливнёвок города составляет около 250 километров.

После бедствий, настигших Новосибирск несколько лет назад, мэрия анонсировала масштабный ремонт ливнёвок, который должен был закончиться уже в этом году. В 2012 году, напомним, площадь Труда превратилась в труднопреодолимое водное препятствие. Проверки, прошедшие тогда, показали, что город был обеспечен дождеприёмниками лишь наполовину, а большая часть инфраструктуры безнадёжно устарела. Перед началом реализации программы город принял на баланс более пятидесяти километров ливневых канализаций, которые до этого были бесхозными.

Обрушившиеся на прошлой неделе дожди заставили новосибирцев вновь вспомнить о плачевном состоянии канализационной системы. 25 и 29 июля выпавшие осадки вызвали подтопление на тротуарах и проезжей части целого ряда улиц: 25 лет Октября, Высоцкого, Советской, Гоголя, Колхидской и Забалуева. В Академгородке и на Затулинском жилмассиве сформировались бурные потоки и воронки. Интернет-пространство наполнилось фото и видео, на которых видны были последствия капризов погоды.

Выполнение заявленной более трёх лет назад реконструкции возложено на МКУ «Гормост». Директор этого учреждения Александр Чупак сообщил по этому поводу:

— Два года эта программа длится. В связи с тем, что эффект от неё довольно хороший, планируется её продлить. Отремонтировано достаточно большое количество объектов. Судя по отчётам муниципальных служб, программа по реконструкции и модернизации ливневой канализации идёт своим чередом и даже успешно выполняется. В прошлом году были отремонтированы несколько небольших, не связанных друг с другом участков ливневых канализаций. Они расположены во всех районах города, кроме Центрального и Железнодорожного. По большей части речь идёт о канализации на окраинах города или в частном секторе. Например, это пересечение улиц Сакко и Ванцетти и Белинского, Рубиновая улица в микрорайоне «Щ», два участка на улице Петухова, а также на улицах Учительской, Есенина, Дачной, Тульской, Троллейной и Ударной. Кроме ремонта, коммунальные службы при обнаружении проблем ведут работы по промывке коллекторов. Построено дополнительно 15 новых дождеприёмников в низких подтопляемых участках. Отремонтировано 10 колодцев бесхозяйных ливневых коллекторов. Ежегодно планируется промывать по семь километров ливневых сетей.

В Главном управлении по благоустройству и озеленению, возглавляемом Дмитрием Оленниковым, полагают, что данного объёма работ достаточно: «В основном все коллекторы работают в штатном режиме. В паводковый период 2015 года на автодорогах с ливневой сетью не было ни одного подтопления». Однако обширные лужи прямо в центре города, мимо которых невозможно пройти, говорят об обратном. Возможно, дело в том, что муниципальные власти из года в год проводят политику, ориентированную в первую очередь на автомобилистов, а пешеходам в ней не находится места. «Если в течение 20 минут после окончания дождя вода уходит, значит, коллектор работает нормально», — говорят в профильном департаменте. И всё же, если в городе не происходит наводнений, это ещё не значит, что есть удобная городская среда. Очевидно, что для создания такой среды недостаточно постепенного — по полпроцента в год — ремонта сети и, пускай и регулярных, прочисток. За 2015 год промыто более двух километров сетей. Много это или мало, пускай решают жители города, пытающиеся пройти по тротуару после дождя.

Если взглянуть на общую стоимость всех выполненных за прошлый год работ, которая составила более 16 миллионов рублей, то возникает не слишком утешительная картина. Большая часть этой суммы ушла на ремонт ливневой канализации, и её хватило менее чем на два километра. Притом что общая протяжённость сети ливнёвок города составляет около 250 километров. В грядущем финансовом году затраты возрастут. Если верить плановому заданию для МКП «Гормост», утверждённому в мае 2015 года, стоимость работ по сети канализаций составит 20,5 миллиона рублей. Но длина сетей, которую планируют отремонтировать, сократится на 400 метров. С чем это связано, не совсем понятно.

Для решения проблем с лужами одного только ремонта ливнёвок явно недостаточно. Здесь требуется комплексная работа по созданию единой сети стоков и коллекторов, которая грамотно сочеталась бы с конструкцией тротуаров. Городская власть это признаёт. В основном проблемы там, где сетей ливнёвки нет (улицы Котовского, Титова, Западный жилмассив и т. д.). Построить их нельзя потому, что вблизи нет сетей и отводить воду попросту некуда.

Сведениями о вновь построенных сетях в мэрии Новосибирска не располагают. Но иногда ситуацию не спасает и имеющийся сток. На некоторых улицах поребрики и стены домов превращают тротуар в своеобразный «лоток», и, прежде чем вода достигнет решётки канализации, вся пешеходная часть успеет заполниться водой.

Судя по всему, по-настоящему масштабную реконструкцию, так необходимую городу, городской бюджет, скорее всего, не потянет. Канализационные системы городов, которые порой приводят в пример некоторые общественники, складывались десятилетиями. Да и денег на них не жалели.

Ярослав ПЕРШИН
Фото Валерия ПАНОВА

20,5 миллиона рублей

планируется потратить в 2016 году
на ремонт и реконструкцию сети канализаций в Новосибирске.

back
up