Ясная поляна на заросшей
![]() |
Владимир Чалков кардинально изменил свою жизнь, став фермером. |
Весь район –
один колхоз
Владимир Фёдорович родился в деревне. Наверное, кто любил её в детстве, будет тянуться к ней всю жизнь и только на родине чувствовать полное равновесие в душе. А Владимир Чалков и его жена Галина, окончив строительный институт, ещё три года отработали в селе. Глава семьи был стипендиатом колхоза «Советская Сибирь» Искитимского района. «Я был в колхозе прорабом, а потом ушёл на стройку в город. А теперь снова вернулся к сельскому хозяйству», — смеётся Чалков.
Он не может не сравнивать тот свой колхоз с нынешним Мошковским районом. В его колхозе было 13 тыс. га пашни и «неизвестно сколько коров». Молодой прораб построил за три года коровники, ток, сушилку, склады, жильё и т.д. Наверное, такой объём его нынешний район сможет осилить лет за 20. А пашни в Мошковском районе — всего 11 тыс. га. «Сельское хозяйство и в Искитимском районе не блещет, но там оно живое, а Мошковский — это уже дно, дальше падать некуда», — с горечью расставляет оценки недавний горожанин. Тем не менее, он продал коттедж, свою долю в строительной организации, твёрдо решив заняться сельским хозяйством и созданием своей фермы. «Говорят, после 45 лет надо либо жену менять, либо профессию, — шутит 56-летний Чалков. — Жену нельзя менять, она у меня хорошая. А профессию вот поменял, вернее, весь образ жизни. Сознавал, что сельское хозяйство мало знаю, можно сказать, не знаю. Но сейчас учусь, у всех понемногу».
Конечно, он поехал выбирать место для фермерского хозяйства в свой бывший колхоз, в деревню Девкино. Но, когда примерил Девкино к будущей ферме, деревушка показалась совсем забитой: ни интернета, ни связи, рядом угольный разрез. Не показалась и угасающая Сарачёвка в Мошковском районе с заросшей уже деревьями пашней — когда-то плодородная земля передового колхоза «Ленинец». И чуть было не уехал, да заглянул в сельсовет, где ему посоветовали место рядом с селом Ташара: там раньше была ферма «Ленинца». «Сосновый бор, красиво… Мы сейчас порядок навели, вообще хорошо место смотрится».
Подарок
ко дню рождения
В семье Владимира Фёдоровича все строители: жена, два сына и снохи. Старший сын Геннадий, кандидат наук, занимается проектированием, а младший Евгений работает в строительной организации. Ферму помог отцу построить Евгений. «Он мне сказал: царства маловато, негде развернуться, поработаю пока в городе, посмотрю, а потом, может, вернусь на твою ферму», — надеется Чалков-старший на возвращение сына. В феврале 2013 года, продав в городе всё, они с Галиной Михайловной поехали в Санкт-Петербург и две недели учились на курсах выращивать кроликов. А 20 марта бульдозером разровняли под Ташарой площадку, поставили вещи в контейнерах в чистое поле и начали строить ферму. И 15 октября, в день рождения хозяйки, уже переселились в дом со всеми удобствами. Владимир Фёдорович считал это подарком к дню рождения жены. «Зачем было сжигать все мосты? Всё продали и вбухали в землю», — удивляюсь главе КФХ. — «А как иначе? Я и на стройке так работал: график составляешь — и работаешь на одну цель. В Ташаре всё пришлось делать с нуля, от колхоза ничего не осталось, всё растащили и разломали. И довезти туда стройматериалы ещё надо». «А вдруг это не ваше — кролики?» — «Почему не наше? Помните, как Тамерлан одержал свою самую великую победу, когда перед ним стояло войско, в десятки раз превышающее по численности его армию? Поджёг степь и смял противника. Надо на таких людей и равняться, правильно?» «Да вы ещё и философ» — «А в нашей жизни без философии никак нельзя».
Кроликов в своей жизни Владимир Чалков разводил уже несколько раз. Когда в школе учился, когда после института жил в деревне, потом кролики помогли его семье выжить в «плохие времена» новой России: держал их на даче. И, наконец, развёл их ради диетического мяса для внуков (их трое, скоро будет четвёртый). Ещё до переезда в Ташару познакомился и с новой технологией выращивания породистых кроликов, ездил к кролиководу смотреть клетки. В ноябре 2014 года на ферме было более тысячи голов кроликов, сейчас Чалков сокращает их до 300—500, маток оставил только 30. Хотя и убойный пункт уже работает, нет проблем и с реализацией мяса: забирают оптом прямо с фермы. «Искал зоотехника для кроликов, но никого не нашёл. Поэтому оставил пока столько животных, сколько сам могу потянуть, занимаясь при этом полеводством и всем остальным. И пока поля не приведу в порядок, заводить кроликов больше не буду», — говорит фермер.
Вместе с главой семьи и его женой на ферме 7 работников, в том числе четверо узбеков. Зарплату помощникам Чалков платит по 25—30 тыс. руб., с премией. «Были мысли как-то деревне помочь с работой, но оказывается народу ничего не нужно, — удивляется фермер. — Все стоящие люди уехали в город и возвращаться не хотят, остались те, кому лишь бы выпить да украсть. Я год покувыркался с ними и поехал за мигрантами, они заинтересованы в заработке». «Неужели всем местным только выпить да украсть?» — «Все, кто приходили, были настроены именно так. Или: ты работать у нас будешь, если мы тебя не тронем». Это единственное разочарование Владимира Чалкова.
![]() |
Ферма Чалкова построенана пустом месте за 8 месяцев. |
Эко-поля
В собственности фермера сегодня 800 га земли. Полеводство Владимир Фёдорович считает своим основным делом, ради него построена база, в том числе зерносклад, небольшая сушилка, комбикормовый цех, есть необходимая техника, новая и бэушная. «Нам сейчас надо все поля привести в нормальное состояние. Часть их заросла. Заросшую землю сначала рубим дискатером на кусочки. Потом запускаем кольцевую борону (новая разработка сибирских учёных), она все сорняки, в том числе здешний пырей, выбрасывает на поверхность, и они засыхают. И после этого сразу засевается озимая рожь. Опыт двух лет показал, что весной поле чистое, без сорняков. Я пришёл вовремя, забрал хорошие земли, кстати, в Сарачёвке. Есть, конечно, и хуже, заболоченные», — уже знает поля Владимир Фёдорович.
Он сам осваивает трактора и комбайн. И учит обращаться с техникой молодых узбекских парней. Одно радует: они у него всегда на посту, как солдаты. Надо выйти на работу в семь утра — выйдут. Один раз даже ночью сеяли, но больше решили этим не заниматься. Однажды на ферму приехал старший сын Чалкова Геннадий, пожаловался: работой завалили, тяжело. Отец предложил ему съездить в поле. Посмотрели, как трактор с двумя кольцевыми боронами обрабатывает пары, пылища — поля не видно! «Вот смотри, как хлеб зарабатывается», — говорю я своему проектировщику. Сельское хозяйство — это тяжёлый труд. А сын мне: пап, поехали домой, у меня всё хорошо», — смеётся глава семьи. Весной 2013 года Владимир Чалков хотел получить областной грант как начинающий фермер. В Ташаре и районе местные власти дали ему рекомендации, депутат заксобрания Александр Шпикельман (Мошковский район на его избирательном округе) написал письмо от своего имени в минсельхоз. «Ну, не дали мне грант, и ладно, я человек новый, не заметили, вышел из положения сам, — не унывает фермер. — Кстати, депутат очень хорошо отнёсся, даже к министру сходил». Свою усадьбу в сосновом бору фермер хочет назвать Ясной Поляной, тем более что рядом с родительским домом планирует поставить свой дом младший сын, и здесь же собрался строиться пчеловод. Хутор получится.
Возродить
деревню тяжело
Владимир Фёдорович с сожалением говорит, что Сарачёвка, где он взял земли, вряд ли возродится в прежнем виде: полей, считай, уже нет, люди косят только сено, живут в основном одни старики. В Ташаре он тоже пока своим небольшим КФХ жизнь села мало изменил. Но сделать кое-что для возрождения сёл даже он может, продавая населению зерно или комбикорм — чтобы скот разводили. В прошлом году только он да ещё один фермер продавали людям зерно. Он познакомился с районом, народом, удивлялся: некоторые кормят скотину крупой или по цене пшеницы покупают у спекулянтов отруби. «Держат скотину только пенсионеры, молодых очень мало. Пожилые уйдут — вообще будет тишина в деревне. Везде только строятся коттеджи и дачи, а движения в сельском хозяйстве нет». «Чем же вас притягивает деревня, о которой вы так переживаете?» — «Человек, как и алмаз, многогранен и должен шлифовать свои грани сам. Я не художник, не поэт, но строил и сейчас в сельском хозяйстве себя развиваю, голым задом на голый снег сел и создаю ферму». «А жена ваша как к вашей философии относится?» — «Понимает, но иногда поругивает».
Чалков считает, что решение государственной задачи, подъём сельского хозяйства, надо начинать с повышения престижа крестьянина, как подняли когда-то престиж строителя. «Я посеял озимую пшеницу, а по ней катаются охотники и рыболовы, хотя рядом дорога есть. На этой пшенице у фермера Батурина сделали снежное заграждение, а её вообще трогать нельзя. Безобразие. Нет уважения к крестьянину, сельскому труду. Может, областной закон принять: проехал по посеву — 500 тыс. руб. штраф?»
Зоя ЛАВРОВА
КОММЕНТАРИЙ
Александр ШПИКЕЛЬМАН,
депутат заксобрания::
«Активный человек обязательно получит дополнительные возможности, в том числе от государства, и у него будет всё хорошо. Есть масса тому примеров, и Владимир Фёдорович — один из таких деятельных людей».