02.07.15

Город квестов

То ли поэт Иван Бездомный, то ли "клетчатый" Коровьёв на булгаковской точке квеста в День города.

 

Место первое
и второе

Большой городской квест впервые стал частью официальной программы Дня города-2015. За пять часов игра собрала более трёх тысяч человек. Участникам раздавали карточки, на которые нужно было получить отметки у литераторов и героев их произведений за выполненные задания — порой очень неожиданные. Например, «Иван Тургенев» предлагал убедить Герасима не топить Му-му. Социальные сети новосибирцев в этот день наполнились фото с живыми героями квеста и восторженными сообщениями по хэштегу #выходвгород: «бегаем по городу, Серёжа Есенин — молодец», «классно провели время, Пушкин — красавчик», «я больше не буду Му-му спасать, я стесняшки»… Завершило действо финишное селфи участников, победителей и ведущих квеста с довольным мэром города.

Новосибирск стал сибирской столицей реалити-квестов, если верить справочнику 2ГИС. Сейчас мы занимаем второе место в стране по их количеству и первое — по количеству реалити-квестов на 100 тысяч жителей. Ещё в марте Новосибирск был на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга. Но уже на 30 июня справочник называл 125 московских, 51 новосибирскую и 44 питерских компаний по организации реалити-квестов. Это в разы больше, чем у наших соседей: например, в Томске подобных компаний 17, а в Красноярске — 21. Однако больше всего удивляет динамика: с марта этого года в Новосибирске появилось 20 новых компаний. В октябре 2014 их было всего пять.

Древний жанр

Английское quest переводят как «поиск». В литературе это слово означает один из способов построения сюжета: путешествие героев к цели через преодоление трудностей. В реальность жанр пришёл из компьютерных игр-квестов: в какой-то момент японцев и американцев озарило, что если воссоздать игру «вживую», в реальных интерьерах и с настоящим реквизитом, то так, наверное, будет веселее. Разработчики не прогадали.

Существуют и «городские квесты», но самым растущим бизнесом оказались командные квесты в формате «выбраться из комнаты». Игра проходит в стилизованном пространстве, которое воздействует на зрение, слух и осязание. Игроки могут начать развлечение, оказавшись каждый в собственном в гробу. Или в офисе лондонского адвоката 70-х годов. Это может быть «научно-исследовательский институт», и история-задание будет звучать так: «В Академгородке рассекретили НИИ Страха, где проводились эксперименты по измерению пределов человеческих возможностей и разрабатывалось секретное психотропное оружие. Группа людей спустилась в подвалы института, дверь захлопнулась снаружи, а впереди — час наедине с нашими самыми тайными страхами». Фантазия разработчиков ограничена лишь бюджетом на обустройство локации и закупку реквизита.

Творцы поневоле

— Первое и самое главное отличие московских и новосибирских квестов — бюджеты. Организаторы из Питера рассказывали, что один не самый важный, но прикольный элемент обошёлся им в 250 тысяч рублей, «и это ещё не предел: повезло, что недорого договорились». В Новосибирске на эти деньги строят локацию, а то и полторы. Новосибирские творцы вынуждены креативить, — рассказывает Василий Шелемба, основатель «Квест-Сити Новосибирск».

Чтобы быть успешными, этого бюджета недостаточно, считает Дмитрий Золотарёв, учредитель реалити-квеста «ВыХод» в Академгородке: «Новосибирцы уже пресытились обычными подвалами с ремонтом, обычными загадками, которые делаются из подручных средств. Каждый раз, когда идёшь в квест, хочешь увидеть или почувствовать что-то совершенно новое. А когда денег разработчикам еле-еле хватает покрыть обязательные затраты, то приходится вырезать половину идей, потому что нет бюджета».

Взрывной рост рынка оба объясняют одним — бизнес показался лёгким. «Много людей умеет только складывать и умножать, а делить и вычитать не умеет: умножили две с половиной тысячи рублей за игру на десять игр в день и на 365 дней в году, и снесло башню от возможной прибыли. А таких показателей только одна компания в городе умеет добиваться, потому что креативная, большая, с хорошим бюджетом на рекламу и умением им распоряжаться. Остальные сидят в ожидании гостей, а большая часть готова выйти из бизнеса в небольшом минусе или вернув хотя бы вложения», — рассказывает Шелемба.

— Не только многие учредители квестов готовы закончить бизнес, но и те, кто только начал, зачастую понимают, что потратили уже почти весь заложенный бюджет, а до открытия ещё далеко. И тогда начинают экономить на всём, не тратят денег на рекламу, а сидят и ждут гостей, чтобы хоть как-то отбить инвестиции, — соглашается Золотарёв.

Сейчас задача владельцев реалити-квестов одна — продавать игры. Но рынок идёт не туда, уверен Шелемба: «Мысль не моя, но я согласен: рынок квестов побежал по пути рынка суши — а-ля килограмм за 199 рублей. Пробуем полную чушь и потом ходим и говорим всем, что суши — это ерунда. А сами нормального и не ели».

Учиться радоваться

Основная аудитория квест-развлечений — компании друзей от 20 до 40 лет, работающие, обеспеченные, ищущие веселья. Реже ходят семьи с детьми, еще реже дети и студенты, приводит свою статистику Золотарёв. «Фанатеть» начинают более-менее обеспеченные люди. «На скидочных квестах по 800 рублей долго не пофанатеешь. Ни старый добрый “ВыХод”, ни новые Fantasmia, The Game, “Улица” не станут работать за 800 рублей, да ещё за вычетом сорока процентов агрегатору купонов», — считает Шелемба. Он не видел ни одного «унылого фаната квестов».

— Если везде видеть только плохое, то быстро придёт понимание, что пивко на розлив сильно интереснее — за меньшие деньги. А фанаты квестов — люди творческие, позитивные, и, как мне кажется, по складу ума «технари», — рассказывает он.

Новыми клиентами реалити-квестов, по мнению Шелембы, могут стать дети, которым по возрасту вход в обычную локацию не показан, и студенты, которые могут заполнить дневное время за меньшие деньги, чем обычная цена игры.

Зачем?

Мы нашли несколько особо «горячих» игроков, и они рассказали, что ищут в подвалах и закрытых комнатах квест-локаций.

Наши рассказчики прошли от восьми до тридцати двух локаций, потратив на это развлечение от трёх до пятнадцати тысяч рублей.

— Для нас это возможность провести время с друзьями необычно. Узнаём друг друга и себя с новой стороны: за час в необычных условиях и с необходимостью действовать непривычным способом, решая задачи, которые в жизни даже и не встречаются. А адреналина добавляет ограничение в пространстве и созданная атмосфера. В общем, отлично отвлекает, тренирует мозг, — рассказывает певица и преподаватель вокала Наталья Дзядко.

Квест как полное выключение из окружающего мира описывает Дарья Шамовская, технический директор молодой инновационной компании: «На час забывается всё, что вне локации. А ещё это вызов! Ведь очень интересно, справимся ли мы с предлагаемыми загадками и какую их часть решу именно я. А после прохождения локации всегда следует бурное обсуждение, это всегда весело».

Эта игра поднимает самооценку, считает Татьяна Назарова, тестировщик программного обеспечения: «Если получается побить рекорд какой-то локации — то это, разумеется, приятно, потому что лишний раз доказываешь себе: я молодец».

Дмитрий Демидов прошёл 15 квестов: «Что заставляет сноубордиста тратить все деньги на новую доску и пилить в горы в снег и холод? Эмоции, которых не получишь в обыденной жизни», — считает 26-летний руководитель отдела развития российской инжиниринговой компании.

«Сейчас квесты, наверное, больше, чем хобби — движение квестоманов начинает напоминать субкультуру», — считает Марина Голубева, менеджер интернет-проектов. У неё эталонный опыт — от компьютерных игр к реальным квестам.

— В квесты я хожу больше за головоломками, мне нравится процесс поиска решения задачи. Прихожу за положительными эмоциями, нравятся квесты, которые могут удивить: интерьером, заданиями, историей. Благодаря квестам познакомилась с новыми людьми. Мы общаемся, делимся впечатлениями, рекомендуем друг другу квесты. И общаемся с людьми, которые делают квесты: для них важна обратная связь, а я хочу ходить в хорошие квесты, поэтому с радостью говорю, что понравилось, что нет, что можно улучшить. Сейчас уже сложно отказаться от очередного квеста, тем более в городе их всё больше.

Лена ЕМЕЛЬЯНОВА
Фото Валерия ПАНОВА

back
up