19.06.15

Внеклассная физика

Как на практике работают законы Гука, Паскаля и золотое правило механики? Можно ли изготовить судно на воздушной подушке своими руками? Почему луч лазера даже в маломощной лазерной указке кажется нам одинаково ярким на всём своём протяжении? Подобные вопросы задают себе и всем вокруг дети-почемучки. А в Новосибирске команда взрослых решила ответить на некоторые из них с помощью серии познавательных роликов в рамках интернет-проекта GetAClass. Уже два года участники уникального российского проекта снимают и анимируют небольшие познавательные видеосюжеты по разным разделам физики: силы в природе, простые механизмы, динамика, гидро- и аэростатика, звук, цвет и свет, тепловые явления. И каждый четверг очередной пятиминутный ролик появляется на канале YouTube. Идеолог проекта и один из его соруководителей — Андрей Щетников, выпускник физфака Новосибирского государственного университета, тренер российской команды на Международном турнире юных физиков, возродивший подобный турнир в нашем городе. Недавно в рамках сайнс-кафе «Эврика!» Андрей Иванович рассказал, в чём уникальность этого проекта и что послужило его прототипом.

— Возможно, этот видеоролик люди старшего возраста когда-то видели. Это знаменитая в своё время «Физика для малышей», которую я смотрел, когда мне было лет восемь или девять. Автором серии фильмов, которая снималась в Новосибирске в 70-е годы, был режиссёр Леонид Сикорук. В ту пору он работал на киностудии «Новосибирсктелефильм» и руководил клубом любителей телескопостроения во Дворце пионеров, где я в старших классах имел счастье заниматься. Наверное, это была первая попытка делать что-то познавательное на экране и про физику. Передачи шли по новосибирскому телевидению и воспринимались с огромным интересом, — рассказывает Андрей Щетников, параллельно показывая зрителям фрагменты чёрно-белой кинопередачи, в которой дети экспериментируют со звуком. — Я представляю большую команду под названием GetAClass, которая базируется в «Академпарке» и пытается заниматься разными проектами, связанными с образованием через Интернет. Над съёмками роликов по физике мы работаем вчетвером. Физика хороша тем, что в отличие от других дисциплин всё, о чём мы рассказываем, можно тут же показать в виде опытов. Причём эти опыты могут выполнить даже дети — как было с расчёской, струной или камертоном у Леонида Сикорука в «Физике для малышей».

Первые полгода новосибирская команда экспериментировала и искала свой стиль подачи, разбираясь, что и до кого хочет донести. В итоге остановились на нескучном синтезе реальных видеосъёмок физических опытов и рисованной анимации с забавными персонажами, например, меняющим цвет слоником из эмблемы проекта.

— Я знаю учителей, которые используют наши пятиминутные ролики на уроках: иногда в начале, чтобы заинтересовать, иногда для повторения темы. Тем не менее наши видеосюжеты скорее не обучающие, а познавательные. С их помощью мы создаём своеобразную видеоэнциклопедию. А ведь в детские энциклопедии любят заглядывать и взрослые, — объясняет Андрей Щетников. — Мы-то думали, что снимаем учебные ролики для детей. А неожиданно оказалось, что 70—80 процентов людей, их смотрящих, никакие не школьники, а мужчины от 17 до 35 лет. И это заставляет задуматься: может, они в школе на уроках физики бесконечно писали скучные формулы и чего-то недополучили? А тут оказывается, что есть физика совсем другая, простая и зрелищная.

Казалось бы, даже простые опыты, которые основываются на физических законах, например, на законе Архимеда, который изучается в седьмом классе, могут вызывать ожесточённые споры среди зрителей. Вот, например, резонансный ролик «Вода с пузырями», лидер просмотров. Если опустить в воду куриное яйцо, оно утонет. А теперь растворим в сосуде обычную поваренную соль, и яйцо всплывёт на поверхность. Как соль выталкивает яйцо из воды? Секрет, как известно, в разнице плотностей. Если тело тонет в воде, его средняя плотность больше плотности воды, и наоборот. Яйцо тонет в пресной воде и плавает в солёной. Значит, при растворении соли увеличивается плотность воды. А что будет, если через воду пропускать пузырьки воздуха? Тогда её средняя плотность воды уменьшится и плавающее яйцо утонет. А если насыпать в воду свинцовую дробь? В этом случае средняя плотность воды увеличится, и тело, находящееся в сосуде, должно всплыть наверх. Эту гипотезу подтверждает эксперимент, а закадровый голос полушутливо-полусерьёзно предполагает: «Может, так на самом деле можно поднимать со дна затонувшие корабли?».

Стоит отметить, что образовательный портал GetAClass — это не только интересные и понятные сюжеты по физике, в которых минимум формул и максимум экспериментов, но и конспекты к каждому видеоуроку, а в ближайшем будущем и тренажёры для обучения решению задач. Немаловажно, что весь учебный и проверочный материал на ресурсе бесплатный и публикуется под открытой лицензией, то есть любой желающий может использовать видеосюжеты по физике в своих некоммерческих проектах. Впрочем, создатели портала решили не ограничиваться одной только физикой и уже начали съёмки занимательных роликов по математике.

— А можно ли с помощью таких видеороликов решать педагогические задачи, пытаться с их помощью научить? Детскую энциклопедию ведь читает тот, кому уже интересен тот или иной предмет. Можно ли с помощью этих роликов вовлечь тех, кому физика пока не очень интересна или понятна? — спрашивает сам себя Андрей Иванович. А в ответе на вопрос, сможет ли Интернет заменить учителя, не сомневается ничуть.

— Обучение — это всегда процесс общения, когда есть люди, которым ты смотришь глаза, а они смотрят в глаза тебе. Очень важно то, что происходит между одним и другим человеком, учеником и учителем. Чтобы появился интерес, встреча с другим человеком важнее, чем Интернет. И, как мне кажется, новые средства не отменяют того человеческого, что было и будет всегда.

Ирина ТИМОФЕЕВА

 

 

С материалами образовательного портала GetAClass можно познакомиться по адресу

http://www.getaclass.ru.

 

back
up