19.06.15

Человек инфантильный

Анна Булычёва: «Система российского образования небезопасна для человека».


В конце мая завершились «Популярные лекции о психоанализе» — проект Новосибирской государственной областной научной библиотеки, длившийся год. «Ведомости» поговорили с одним из экспертов проекта Анной БУЛЫЧЁВОЙ, прикладным психоаналитиком, учёным секретарём Новосибирского регионального отделения Профессиональной психотерапевтической лиги.

— Анна, что прикладной психоанализ говорит о типичном характере современного человека?

— Для меня достаточно очевидно, что он более инфантилен, чем люди предшествующих эпох. В современности культивируется ценность детства, поиск в себе «внутреннего ребёнка», что сейчас считается одним из важных путей саморазвития. Так было далеко не всегда: тип культуры предшествующих эпох призывал человека быстрее становиться взрослым, брать на себя ответственность за свою семью и за свою жизнь. Сейчас у человека очень много возможностей не взрослеть подольше, и те цели, которые значимы для человека с более зрелой, сформированной психикой, уже не являются для него ценностью. Это в первую очередь ценности семьи и брака.

Для современного глубинно инфантильного человека нет и потребности рожать детей. Так психоаналитики, в частности, объясняют демографические проблемы современной Европы.

Этот тип пришёл на смену невротическому, когда внутренний конфликт человека был связан с жёсткими внутренними запретами и чувством вины за неосознаваемые влечения. Это был человек внутренне сдержанный и всё время виноватый в чём-то. То есть тогда работа шла на снятие этих запретов — тот самый поиск внутреннего ребёнка, познание себя. И вот — искали и нашли.

— Теперь вернуть бы обратно?

— Не факт, что нужно возвращать назад. Раскрепощение произошло, и сейчас у человека другие проблемы. По большей мере это вопросы понимания — в общей массе люди ищут смысл, идентификацию: кто я, чего хочу. С точки зрения психоаналитика, это проблемы более ранних этапов психосексуального развития. Если человек невротического уровня уже обрёл идентификацию с полом: «я мужчина» или «я женщина», и поэтому у него определённые цели, то у инфантилов такого нет. Человек в современном обществе внутренне не определился ещё на уровне идентификации с полом — и это может быть и в сорок, и в пятьдесят лет. Сейчас область его проблем чаще всего не в том, как строить отношения с партнёром противоположного пола, и это не проблемы «треугольных отношений»: я — партнёр — соперник. Всё это не так актуально, как «кто я, где я, что я хочу делать».

— С чем связана такая динамика?

— Я связываю это с развитием цивилизации. Сложные условия жизни побуждают человека распределять роли, брать на себя ответственность… Мужественность всегда воспитывается извне, а психика сама по себе андрогинна. Сейчас мужественность мало востребована обществом. Человек же устроен так, что стремится жить по принципу удовольствия. Есть точка зрения, что идеальное состояние для психики — вернуться к состоянию эмбриона в материнской утробе.

— Есть какой-то образ, каков он — типичный современный человек?

— Не очень хорошо переходить на личности, но я всегда представляю Филиппа Киркорова. Это нарциссический характер: великолепная самопрезентация, яркие перья, всё помпезно: вот он я, восхищайтесь мной, любите меня. Ориентация на другого практически отсутствует. Любовь к себе, поиск идеального тела, внутреннего совершенства.

— Что же тогда происходит с семьёй и браком?

— Я недавно читала статью о современном типе нарцисса-инфантила — женщине, которая великолепна, но не может найти себе пару. Однако, если посмотреть глубже, такая идеальная умница-красавица не ориентирована на то, чтобы ещё и отдавать что-то. Ей не нужен никто другой. Поэтому она и не может найти себе партнёра. Зачем взрослому мужчине нужна такая кукла? У него нет потребности её украшать, наряжать и любоваться ею. Ему нужна женщина, способная заниматься домом, семьёй — а инфантильная нарциссическая женщина не ориентирована на это.

— Семья уходит в прошлое?

— Скорее трансформируется. Но она однозначно ослабла как дисциплинарное пространство — место, где человек находит собственную идентификацию. Люди хотят создать семью, но для того, чтобы реализовать свои детские потребности. И мужчины, и женщины ищут себе «маму», чтобы муж или жена дали то, что партнёр недополучил от матери. И вот они встретились, не осознавая, что у них очень большие запросы к партнёру: в основном все ищут «настоящей любви», безусловного принятия, чтобы его принимали «таким, какой он есть». Через какое-то время идеализации разрушаются, и оба «внутренних ребёнка» остаются без мамы.

— Что происходит с другими дисциплинарными пространствами — образованием, работой, религией? Есть ли у современного человека шанс обрести идентификацию там?

— Сейчас наиболее «живыми» становятся пространства образования и работы. В образовании человек может непрерывно удовлетворять свою потребность в понимании — того, что происходит, кто он такой. Поэтому мы пришли к парадигме «образование через всю жизнь», мы всё время учимся чему-то. Однако если говорить о российских реалиях, то в школьном образовании растёт уровень стресса. Прослеживается чёткое стремление взять эту сферу под контроль, стандартизировать, ввести жёсткий формат. И вот получается, что человек, который нуждается в понимании, попадает в образовательное пространство и сталкивается с тем, что есть страшный призрак — ЕГЭ. Он уже оброс мифологией и присутствует в сознании школьников, начиная с младших классов. Получается, что семья уже не даёт ориентиров, а школа даёт такой — нам нужно научиться делать тестовые задания.

Очень актуальна проблема стратегии образования. Здесь я сошлюсь на недавнее выступление Ольги Андронниковой, декана факультета психологии НГПУ — она выступала на съезде психологов и психотерапевтов СФО и говорила о том, что по итогам масштабного исследования система российского образования признана небезопасной по всем критериям — для человека как существа физического, психологического и социального. Итогом станет то, что человек выйдет с ещё более обострившейся потребностью в идентификации, с повышенным уровнем агрессии. Западная система образования направлена скорее не на обучение, а на социализацию. Это общество потребления, и они массово растят потребителей — но более психологически здоровых.

— Любят детей, не обижают собачек?

— Да, они психически более здоровы, имеют нормальный уровень агрессивности. Есть человек массового типа, есть человек элиты. Так вот, наше образование не даёт возможности формировать здоровую массу и сильную элиту. В этом проблема, я считаю.

— Что же делать родителям?

— Для родителей важный ресурс — это коммуникация. Стремиться решать проблемы в коммуникативном поле, учиться общаться качественно — чтобы слышать и быть услышанным. Мне вообще кажется, что важность психологии в современном обществе растёт, и повышение собственной осознанности — это одна из возможностей сделать свою жизнь более комфортной.

— То есть сказать — да, я нарцисс, мне нужно восхищение, но при этом мне нужно учиться вступать в отношения обмена?

— Да, примерно так. «Я не умею этого, но я смогу обучиться». Признак незрелого человека — это кидаться из крайности в крайность, стремление создавать иллюзорную реальность и неумение принять действительное положение дел. Для такого человека характерен чёрно-белый стиль мышления: «или хорошо или плохо».

— Что же можно сказать о современной трудовой деятельности?

— Это эффективное дисциплинарное пространство — там человеку приходится идентифицироваться с профессией. Однако этого не произойдёт, если человек предпочитает менять специальности и места работы.

Конечно, идентификация — это болезненно, ведь приходится брать ответственность за деятельность в этой сфере на себя. Но именно в этом пространстве ещё сохраняются ориентиры, которые значимы для зрелой личности. Это пространство, которое даёт человеку возможность собраться, и повзрослеть, здесь по-прежнему работают принципы борьбы за выживание.

 

Елена ЕМЕЛЬЯНОВА
Фото Валерия ПАНОВА


ТЕСТ    Как узнать в себе инфантила
и можно ли себя «перевоспитать»?

Найти свой вклад

Такие вопросы «Ведомости» задали Елене Антоновой, врачу-психотерапевту клиники «Инсайт», члену Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги.

— Инфантильность — это задержка в психическом и волевом развитии личности. Человек ведёт себя по детским моделям, которые доминируют над взрослым, ответственным и компромиссным поведением. Человек не в силах критично оценить свои желания и поступки, сдержать свои импульсы. Он предпочитает удовлетворять свои потребности «детскими» способами — например, курение или переедание может быть обусловлено «неполнотой» психической зрелости, — рассказала она.

Результатом работы в психотерапии, психоанализе становится изменение личности, отказ от детских моделей поведения. В итоге «вырастает» противоположность инфантила — человек зрелый, способный к самостоятельным решениям, самоуправлению, сильный, активный и решительный.

Самый действенный и динамичный метод «лечения» — психоанализ, считает Елена Антонова. Хорошо работает групповая психотерапия: обратная связь участников группы и объяснения ведущего помогают осознать детские механизмы в себе. Самостоятельно можно стараться замечать моменты, когда есть искушение сделать выбор «по накатанной», спрятаться от проблемы или снять с себя ответственность. И не поступать так, а выбирать иной выход — брать ответственность за свои поступки на себя, больше внимания обращать на свой вклад в ситуацию, а не на вину другого.

 

Признаки, по которым можно распознать инфантилизм в себе:

1. «Хочу и точка»: инфантил не учитывает желания другого, не интересуется ими.

2. Требует к себе особого, повышенного внимания.

3. При столкновении с проблемой делает что угодно, лишь бы её не решать — сбегает, пропадает, болеет и т.д.

4. Всегда имеет готовые схемы действия в любой ситуации — так, «как все люди делают».

5 «Вечно юн и неизменен»: даже через многие годы — один набор тем для разговоров, интересов и очень схожих историй.

6. Не видит своих ошибок, а винит в неудачах и промахах других. Как следствие  — не учится на своих ошибках.

7. Часто бывает пассивным.

back
up