09.04.15

Однажды с Аней Анисимовой

 

Книг детской писательницы из Бердска в наших магазинах не купишь. При этом она сама утверждает, что детская литература переживает настоящий бум.

Писатель — необязательно человек в возрасте и с бородой. Иногда совсем даже наоборот. Живёт, к примеру, в городе Бердске детская писательница Аня Анисимова. Называет себя «начинающим автором», в то время как в 2012 году стала одним из победителей конкурса «Короткое детское произведение», а в 2014 году была удостоена литературной премии имени Самуила Маршака в номинации «Дебют». Родилась в посёлке Кропоткин на севере Иркутской области, окончила факультет журналистики НГУ, некоторое время жила и работала в Санкт-Петербурге. Участник семинаров Сергея Махотина и Михаила Яснова при «Детгизе» (Санкт-Петербург) и фестиваля «Молодые писатели вокруг “Детгиза”». Произведения Анны Анисимовой публиковались в сборниках «Как хорошо», журналах «Чиж и Ёж», «Вездепрыг», газетах «Детский сад со всех сторон» и «Вечерняя Москва».

 

 

Книг Анны Анисимовой — «Невидимый слон» и «Капитаны детского сада» — в наших магазинах не найдёшь: тираж первой давно закончился, а вторая, как и другие книги издательства «Детгиз», до Новосибирска не доезжают. Но своего читателя нашли неопубликованные в книжном варианте рассказы «Однажды мы с Петькой». Одними из первых на просторах Интернета их прочитали ученики 2«В» класса школы № 28 Новосибирска. Герои и случившиеся с ними истории так понравились ребятам, что они нарисовали к ним рисунки, а учитель, Наталья Витальевна Митюшина, пригласила автора на встречу. Поэтому так случилось, что наше интервью с Аней Анисимовой началось с вопросов детей. 

 

 

 

 

— Когда вы начали писать?

 

 

 

— Первую свою сказку я написала в семь лет: мы с подругой играли в школу и она, как учительница, дала мне задание. Сказка, конечно, получилась детской, это не настоящая литература. Но с тех пор я ещё немножко писала. И лет в десять, когда нам задали сочинение на тему «Кем я хочу стать», я уже определилась, хоть и наполовину. Написала, что хочу стать писательницей и учительницей одновременно. Помню, что мне за это сочинение поставили «четвёрку», видимо, сочинять у меня тогда получалось не очень хорошо. 

 

 

— Почему вы решили стать писательницей?

 

 

 

— Когда я была маленькой, мне очень нравилось читать детские книжки. Потом я выросла. Но, даже уже учась в университете, когда необходимо было читать много литературы — и русской, и зарубежной, и специальной по истории и экономике, — я приходила в библиотеку НГУ и заказывала детские книжки, потому что никак не могла с ними расстаться. А потом мы с моей подругой стали вести страничку для детей в газете «Советская Сибирь», называлась она «Тормашки». Для «Тормашек» мы придумывали разных героев и истории с ними. А потом я решила, что как-то нужно развиваться, стараться писать лучше.

 

— Расскажите о своём детстве, почему ваши истории — о мальчишках, и

откуда вам известно так много подробностей из их жизни?

 

 

 

— Наверное, потому что внутри меня живёт мальчишка. Когда я была маленькой, я чаще играла с мальчиками, чем с девочками. Родилась я в Иркутской области, в маленьком посёлке Кропоткин. Это север области, вокруг много гор, посёлок стоит на Патомском нагорье. Мы много времени проводили в нашем замечательном дворе, дружной компанией ребятишек, много играли в разные игры. Некоторые из этих игр я потом стала описывать в своих рассказах. На самом деле, среди моих героев есть и девочки.

 

 

— В ваших историях больше придуманного или реального? И что нужно, чтобы стать писателем или просто научиться писать хорошие сочинения?

  

 

— Какое-то время я жила в Санкт-Петербурге, иду как-то по улице, а навстречу мне трактор со свадебными кольцами на макушке. И стала я додумывать, что бы это могло быть… Отделить придуманное от непридуманного часто просто невозможно. Или ехала я как-то в электричке из Бердска в Новосибирск, на одной из станций вошли музыканты и стали играть на своих инструментах. Вдруг какой-то мальчик сказал: «Смотрите, под их музыку даже двери танцуют!». И действительно, двери в тамбур вагона двигались и раскрывались в такт музыке, поддаваясь движению поезда. Туда-сюда, тарам-парам.

Чтобы стать писателем или на-­учиться писать интересные сочинения, нужно развивать наблюдательность. А ещё важно любить русский язык и литературу. Я до сих пор многому учусь у своих любимых писателей, например, Константина Паустовского, Юрия Коваля. Кстати, Юрий Коваль как-то сказал: нужно так писать, чтобы хотелось поцеловать каждую строчку.

Книги давно уже не дефицит, великое их множество представлено в магазинах, и даже если не всегда устраивают цены, современные литературные тексты для детей вполне легально можно найти во всемирной паутине. Литература доступна, другое дело, что не всегда востребована. 

 

 

 

— Аня, вы часто встречаетесь со своей читательской аудиторией, и что это вам, как автору, даёт?

  

 

— На самом деле, не часто. В Новосибирске это происходит во второй раз, сама я в библиотеки не стучусь, считаю это нескромным. А вот в Санкт-Петербурге у меня было несколько встреч с читателями, меня также приглашали в Гатчину и Петергоф. В Гатчине есть замечательная библиотека для детей, они постоянно приглашают писателей, устраивают тёплые встречи. Вообще, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области развито литературное движение, есть своя карта событий по районам, библиотеки любят собирать у себя детей, в городе Сланцы, к примеру, проводится Праздник Книги и Чтения. Встречи с читателями — для меня бесценный опыт. Помню, что в первый раз сильно волновалась, думала, вдруг то, что я пишу, никому не нужно. А когда видишь, что тебя ждут, задают тебе вопросы, сомнения уходят.

 

 

— Трудно ли пробиться молодому автору на литературном попроще, начать публиковаться?

  

 

— Есть два пути: кто-то отправляет рукописи издательствам, кто-то участвует в литературных конкурсах и фестивалях. По своему небольшому опыту могу сказать, что писателю сложно оставаться в вакууме. Нужно, чтобы кто-то оценил, подсказал, что не так, и в каком направлении двигаться дальше. Мне повезло: я как раз находилась на распутье, не знала, как из себя дальше всё это выплёскивать, когда поступило предложение поучаствовать в семинаре Сергея Анатольевича Махотина и Михаила Давидовича Яснова при издательстве «Детгиз». Так совпало, что я в это время переехала жить в Питер. А «Детгиз» ежегодно проводит фестивали молодых писателей. И вот вокруг фестиваля и семинара собирается круг авторов, идёт обсуждение рукописей, разбор текстов, обсуждаются слабые и сильные стороны. Такая вот текучка, которая очень важна в писательской работе. По итогам фестиваля издаётся сборник «Как хорошо». Тираж небольшой, но представлен срез детской литературы. Для авторов это возможность увидеть свой текст напечатанным, а для издателей — присмотреться к произведениям, которые можно опубликовать отдельной книгой, хотя не всем везёт. Так я сама в первый раз увидела свою рукопись напечатанной в сборнике, а потом мои «Капитаны детского сада» вышли отдельной книжкой.

 

 

— Ваши читатели — дети 5—9 лет, это возраст, когда приходит любовь к чтению, или она не приходит вовсе. Как не пропустить момент? 

 

 

 

— Мне интересен этот возраст, потому что дети уже самостоятельны в своих мечтах и представлениях о мире. Мне кажется, это возраст света, радости, открытости, ощущения того, что нет ничего невозможного. Они ещё не знают, что у них что-то может не получится, и если не получается, они быстро отходят и увлекаются новым. Я сама рядом с ними становлюсь счастливее. Иногда мне кажется, что во мне звучит этот ребёнок и диктует свои истории. В детской литературе должно быть больше света, надежды на то, что не всё потеряно. Ведь растущему ребёнку нужно получить опору. Через литературу он познаёт мир, получает тот опыт, который сам пока не в силах воплотить. Как не пропустить момент? Чтение — вещь заразительная. Родителям самим стоит больше читать, интересоваться тем, что выходит в издательствах для детей, узнавать мнения экспертов, вместе с детьми обсуждать прочитанные книги, посещать библиотеки и литературные события.

Детские книги полезно читать и взрослым, чтобы понимать, чем живут дети. 

 

 

— Героиней одной из ваших книг стала девочка, мечтавшая увидеть слона. Это очень тонкая история о том, как живут дети с особенностями здоровья и, что немаловажно, — их родители. Как вы решились написать на эту тему, её на «взрослом» уровне часто умалчивают, а вы рассказали о ней детям.

 

 

— У меня есть подруга Света, она незрячая. Сразу скажу, книга «Невидимый слон» не о ней. Мы познакомились в НГУ, вместе учились, это было время, когда инклюзия как движение в нашем образовании только зарождалась. В нашем обществе принято прятать некоторые вещи, поэтому для меня наше знакомство стало большим откровением. Я поняла, что нет разницы между тем, что чувствует обычный человек, и тем, как воспринимают мир особые люди. И мне кажется, порой их восприятие более обострённо, осознанно, с большей любовью и радостью. Так вот, с этой книжкой случилась интересная история. Издатели серии «Настя и Никита» проводили конкурс «Короткое детское произведение»: оценивали рукописи на открытом портале, который все могут читать. Я отправила им своего «Слона», но он не вошёл ни в короткий, ни в длинный лист, и неожиданно за него вступились читатели. В итоге с большим отрывом моя рукопись победила в читательском голосовании. Издательству пришлось пересмотреть свои взгляды, они не брали «Слона», посчитав, что эта история не вполне детская. Оказалось, она востребована читателями, и в итоге «Невидимый слон» вышел в свет отдельной книжкой.

 

 

— Аня, кто из ваших коллег, российских детских писателей, на ваш взгляд, заслужил сегодня внимание читателей?

 

 

— Сейчас такое интересное время, на фестивалях и конкурсах ежегодно появляются новые имена. Если раньше были большие тиражи и авторов знали наперечёт, то сейчас тиражи маленькие. А людей, которые пишут для детей и хотят что-то сказать в этом направлении, очень много. За некоторыми хочется тянуться, и кажется, что они такие молодые, но уже недосягаемые. Например, Мария Ботева из Кирова, москвичка Нина Дашевская, которая в прошлом году, кажется, выиграла все литературные конкурсы, Евгения Басова, поэты Настя Орлова, Наташа Волкова, Юля Симбирская. Они знакомы мне по семинару молодых писателей, и я очень дорожу этим общением. Детская литература переживает настоящий бум, и меня это искренне радует.

 

 

Марина ШАБАНОВА
Фото Валерия ПАНОВА

 

back
up