Причины деменции
— Память и проблемы с ней всё чаще волнуют людей. Что здесь является определяющим — образ жизни, возраст, комфортность условий проживания или качество питания? — с этого вопроса началось наше интервью с кандидатом медицинских наук, заведующей консультативно-диагностическим отделением «Наука для здоровья», старшим научным сотрудником лаборатории нейрогериатрии клиники Института терапии СО РАМН, руководителем городского центра по борьбе с деменцией, врачом-невропатологом Светланой Дума.
— Если речь заходит о нарушениях памяти, — говорит Светлана Николаевна, — правильнее говорить о когнитивных функциях (с латыни cognitio означает «познание»), или высших мозговых функциях, к которым помимо памяти относятся внимание, психомоторная координация, речь, мышление, ориентация, психическая деятельность. Нарушение этих функций напрямую не связано с питанием и местом проживания. А вот возраст имеет значение, чаще всего проблемы с памятью появляются после 50, это естественный процесс, и связан он с изменением производства дофамина — важного нейромедиатора мозга. Отсюда пресловутая забывчивость. С ней можно легко справляться, существуют определённые психологические приёмы, для того чтобы организовать свою память и дольше сохранять её.
— Сама способность к запоминанию может быть разной, есть ведь выражение «короткая память»?
— Кратковременная память действительно страдает первой. Она зависит от организации человека и его нагрузок. На её ухудшение влияет эмоциональное состояние, а также качество сна. Во время сна наш мозг не отдыхает, а формирует долговременную память, поэтому важно, чтобы проходили все пять стадий сна. Человеку возрастному необходимо спать 7—8 часов, тем, кто моложе, — 8—9. Люди, профессия которых связана с большим объёмом оперативной памяти, — артисты, следователи, врачи, учителя, журналисты — меньше подвержены этим изменениям, потому что они изначально тренируют свою память.
— Сегодня во всём мире отмечается рост заболеваемости деменцией и её последствием — болезнью Альцгеймера. С чем это связано?
— Когда к дефициту дофамина присоединяется дефицит ацетилхолина, речь идёт уже о патологических изменениях. Действительно, по заболеваемости и смертности болезнь Альцгеймера входит в число ведущих заболеваний. Если говорить, опираясь на статистику развитых стран, в 2001 году во всём мире было зарегистрировано более 24 миллионов человек, страдающих болезнью Альцгеймера, а через двенадцать лет — уже 36 миллионов. По существующим прогнозам, число больных с синдромом деменции в 2050 году достигнет 115 миллионов. Почему так много? Увеличилась продолжительность жизни, люди стали доживать до того возраста, когда деменция проявляется в полной мере — чаще всего это после 75 лет, а в возрасте после 85 лет болезнью Альцгеймера страдает уже каждый четвёртый. Средняя продолжительность жизни больных с синдромом деменции и болезни Альцгеймера — семь—десять лет. Лечение требует немалых затрат, и это длительный процесс. В 2010 году, к примеру, на борьбу с деменцией было потрачено 600 миллиардов долларов, или один процент мирового валового продукта. Большая часть этой суммы пришлась на США и Европу, где наблюдается выраженное демографическое старение. В прошлом году я в числе других дементологов подписывала петицию во Всемирную организацию здравоохранения, чтобы пациентов с деменцией обеспечивало государство, они это заслужили, трудились на благо страны. Вопрос должен был обсуждаться в рамках встречи лидеров «Большой восьмёрки» в Сочи. Но, к сожалению, этого не случилось, да и экономическая ситуация в мире изменилась.
— Известны ли причины развития слабоумия?
— Сегодня доподлинно мы этого не знаем. Известно, что определённую роль играет генетика, но это не прямое наследование, а только предрасположенность. Ведётся постоянный поиск, ни один крупный медицинский симпозиум не обходится без обсуждения темы борьбы с деменцией. Сейчас основной рутинный метод диагностики — нейропсихологические тесты и нейровизуализация (МРТ). Ведутся научно-исследовательские проекты других способов диагностики, в том числе в ликворе и по крови. Возлагались большие надежды на создание вакцины, которая подавляла бы патологическое отложение белка амилоида, виновного в развитии деменции, но, к сожалению, побочных эффектов от вакцины оказалось больше, чем пользы. Появляются препараты, в том числе в прошлом году мы получили новые российские препараты. За мою тридцатилетнюю практику мы серьёзно продвинулись в понимании механизмов деменции и борьбы с ней.
— Существуют ли действенные методы борьбы с деменцией?
— В Новосибирске налажена система ранней диагностики и лечения нейродегенеративных заболеваний. Обратиться можно к участковому врачу-невропатологу или психиатру. Здесь очень важно начало, как мы говорим, додементная стадия, когда имеют место умеренные когнитивные расстройства, которые можно успешно лечить, чаще это лица в возрасте старше 65 лет. Ранний диагноз важен, поскольку своевременное и правильное лечение может и не обратить болезнь вспять, но затормозит её развитие. Мы и с родственниками больных говорим о том, что важно стабилизировать состояние, сохранить качество жизни, если не лечить вовсе, ссылаясь на возраст человека и недешёвые лекарства, можно получить серьёзные проблемы с уходом, когда больной теряет социальную самостоятельность, забывает элементарные вещи — как нужно одеваться и ходить в туалет, ведёт себя агрессивно. Наш городской центр по борьбе с деменцией ведёт большую образовательную деятельность. В городе также есть обучающие школы для родственников. Одна из них действует при поликлинике № 1. Есть сайт по проблеме деменции для врачей и пациентов alzrus.org и другие интернет-ресурсы.
— Нынешнее молодое поколение увлекается компьютерными играми, живёт в виртуальной реальности, грозит ли это проблемами с памятью в будущем?
— Я бы отметила другое — современная молодёжь мало читает. Им кажется, что, пользуясь Интернетом, они восполняют этот пробел, на самом деле информация подаётся короткими фразами, небольшим объёмом и в определённой стилистике. Молодёжь привыкает к такому формату, как результат ей скучно читать художественную прозу, классику. На самом деле именно образное художественное чтение развивает и сохраняет память. Кстати, необходимо не только читать. В Германии задались вопросом: стоит ли учить немецких детей писать, если в будущем они будут работать и печатать на компьютере? Развернулась дискуссия, педиатры и детские невропатологи выступили с резкой критикой — развивать способности к письму нужно, это очень сложная и важная когнитивная функция. Не менее важно обсуждать увиденное — не просто посмотреть классный фильм, как говорит молодёжь, а обсудить, в чём его «классность». Не просто посмотреть спектакль, а сказать, что понравилось, а что нет. Это и есть наши когнитивные функции. И если мы их упрощаем, не тренируем смолоду, появятся ли они к старости? Было такое исследование в Италии: монашек при приёме в монастырь просили написать сочинение, они также давали согласие на вскрытие мозга после их смерти, так вот годы спустя выяснилось, что у тех, кто изначально писал высокохудожественные сочинения, мозг был подвержен меньшим дегенеративным нарушениям. Кстати, своим пациентам на стадии сохранной деменции мы предлагаем писать дневник — осмыслить свой день, записать впечатления, всё это помогает организовывать структуру памяти. Кроме того, хорошо менять сложившиеся стереотипы: мы многое делаем на автоматизме, не задумываясь, каждый день ходим одними и теми же путями.
— Это один из приёмов популярной сегодня нейрогимнастики — для того, чтобы тренировать мозг, нужно менять маршрут, даже если речь идёт о простом посещении супермаркета или дороги с работы домой…
— Всем нам, и людям в возрасте в том числе, полезно получать новые впечатления, выходить из стандартного круга. Посещать театры и музеи, слушать музыку, больше гулять на природе — наслаждаться жизнью ежедневно! Мы же часто утомлены, чем-то недовольны, между тем самый ранний симптом развития деменции — это наша истощённость, депрессивность, тревожность, которая затем перетекает в когнитивные расстройства.
— Получается, человек сам может справиться и обойтись без приёма лекарств?
— Может, если речь идёт об умеренных когнитивных расстройствах. У меня в кабинете висят картины, подаренные пациентами, у которых была депрессия. Они, может быть, и не великие художники, но нашли себя в этом новом занятии. Я часто советую пациентам заниматься любимым хобби, хороши также физические нагрузки. Как-то ко мне обратилась девушка с сильными головными болями, и я дала ей неожиданный совет — кататься на лыжах. Будучи человеком исполнительным, она так и сделала, на лыжне познакомилась с молодым человеком, который стал её мужем, у них сложилась гармоничная семья, и головные боли прошли… Я сама большая поклонница лыж, втянула мужа, он теперь впереди меня бегает, и всем своим пациентам советую, а летом практикую скандинавскую ходьбу с палками. Кроме того, хожу на работу и с работы пешком, тридцать минут туда и тридцать обратно: утром иду — просыпаюсь, строю планы на день, а с работы иду — отдыхаю, мне нужен этот словесный покой, чтобы восстановиться. И пытаюсь наслаждаться жизнью.
Марина ШАБАНОВА
Фото Валерия ПАНОВА
36 миллионов
человек, страдающих болезнью Альцгеймера,
было зарегистрировано в 2013 году во всём мире.