Задание для «Чалдонов»
Ансамбль песни и танца «Чалдоны» — коллектив уникальный, в минувшем году ему исполнилось 25 лет. Свой авторский коллектив из профессиональных танцоров, вокалистов и музыкантов Светлана Васильевна Смоленцева создала в непростое время — в 1989-м, а «базу», как называют в ансамбле своё здание на Колхидской, отвоёвывала в начале 1990-х, чтобы потом из руин, где обитали наркоманы, воссоздать завидную для многих недвижимость. Она и композитор, и автор стихов, и режиссёр концертных программ. Песенные обрядовые традиции, собранные ею в своё время в экспедициях по сёлам области, в том числе в селе Бергуль Северного района, легли в основу репертуара ансамбля, написанного в особой синтетической народной стилистике.
«Чалдоны» ведут активную творческую деятельность, много ездят по области, выезжают за её пределы. В прошлом году, к примеру, ансамбль успешно представлял Новосибирск на Международном конкурсе «Сердце Азии» в Республике Тыва. По выступлениям «Чалдонов» — всегда ярким, запоминающимся, выстроенным на одном дыхании — о русской культуре узнали жители Франции, Швейцарии, Китая.
Сейчас ансамбль ищет финансовую возможность выехать на гастроли в приграничные с ДНР области России, говорят, патриотические мотивы, которыми наполнена новая программа коллектива «Казачьи станицы», там будут особенно актуальны. 3 декабря прошлого года премьера этого спектакля состоялась в Концертном зале имени Каца, прошла с аншлагом и нашла живой отклик у зрителей. Не менее патриотичны и другие постановки «Чалдонов» — «Степан Разин», «Святая Русь» и эпическое полуторачасовое действо «Ермак» по роману Евгения Фёдорова. Всего в репертуаре ансамбля 15 программ.
Каждый приезд «Чалдонов» в глубинку — настоящее культурное событие для местных жителей. В репертуаре коллектива песни, посвящённые отдельным районам, сёлам, уголкам малой родины, той сельской России, о которой сегодня мало поют. Когда ансамбль приезжает в отдалённое село, его встречают все, независимо от возраста, и сколько бы ни было зрителей — 100 или 20, на небольших площадках, импровизированных сценах артисты выкладываются по полной, заряжая своей энергией, заставляя помнить о своём приезде и долгое время спустя.
Концертная деятельность — вершина айсберга, в подводной, невидимой, части которого остаётся взаимодействие творческого коллектива с заказчиком — региональным министерством культуры, обсуждать её публично, как правило, не принято. Однако от того, как складывается это взаимодействие, часто зависит и развитие коллектива, и результаты его творческой деятельности. Поэтому «Ведомости» и откликнулись на просьбу «Чалдонов» составить разговор об обоснованности выдвигаемых к ним требований. Не первый год бюджетные организации работают по госзаданию, иными словами, оказывают услуги и получают на эти цели финансирование от государства. Меняются форма и условия задания, но принцип остаётся прежним: кто платит, тот и заказывает. К примеру, в наступившем 2015 году ансамблю предложено дать 100 концертов на платной основе: 40 — в городе Новосибирске (стоимость билета не менее 200 рублей и 100 для льготных категорий граждан) и 60 в сельской местности (не менее 100 рублей и 50 — по льготам). Ещё 10 концертов на безвозмездной основе — благотворительных концертов для социально незащищённых групп населения. Плюс участие в торжествах и различных событиях культурной жизни города и региона, в праздничных программах. К примеру, в прошлом году, по информации самих «Чалдонов», таких выступлений было не меньше десяти — на концерте, посвящённом открытию Года культуры, на Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День Победы, День России, День работников культуры, в Декаду пожилых и Декаду инвалидов, выступали и на Губернаторской ёлке.
— Мы посчитали, если отнять все выходные и праздничные дни, отпуск артистов, учесть количество концертов по госзаданию, благотворительные выступления, нам не хватит времени на репетиции по подготовке новых программ. Будучи коллективом областного значения, мы много ездим по районам области, в отдалённые сёла, часто на дорогу уходит день, плюс день обратно, — говорит Светлана Смоленцева. — Вопрос: откуда эти цифры? Нужно же дифференцированно подходить к таким вопросам. Если мы коллектив областного значения, значит, наша задача доехать до зрителя не только в районном центре, но и в сёлах. Кто туда, кроме нас, поедет? А с нашим мнением не считаются, вот и получается, что учреждения культуры живут и работают не для людей, а для бюрократических отчётов, ради бездушных цифр.
Вопрос о том, какой должна быть норма концертов, поднимают не только «Чалдоны», но и другие концертные организации области. Особенно непросто приходится филармонии, где, как в коммунальной квартире, «жильцов» много и у каждого своя специфика. Сегодня в России нет законодательной базы по нормам концертной деятельности, как это было в советское время. За основу планирования берутся цифры предшествующего года. Скажем, если в прошлом году «Чалдоны» дали по госзаданию 100 концертов, значит, и в этом году их должно быть не меньше. Единственное, что должно увеличиваться год от года, так это число зрителей. Согласно «дорожной карте» в сфере культуры, до 2018 года количество зрителей концертных организаций должно ежегодно прирастать до 4,1 процента. И с этой задачей коллектив справляется: в 2013 году — общее количество зрителей 20 тысяч, в 2014 году — 21,5 тысячи.
— Государственное задание для концертных коллективов состоит из трёх основных показателей. Количество населения, или публики, должно расти. Вторая цифра — количество концертов — не является жёсткой и всегда согласовывается с руководителем. Если руководитель показывает, что он обеспечит нужную посещаемость меньшим количеством концертов, значит, будем корректировать задание, — говорит Василий Кузин, министр культуры Новосибирской области. — С руководителями филармонических коллективов мы провели большую работу в декабре, обсуждая эти параметры. Количество благотворительных концертов не обговаривается, подразумевается, что подведомственные министерству учреждения культуры должны заниматься просветительской и благотворительной деятельностью. И третья цифра госзадания — новые постановки. Для «Чалдонов» это одна постановка в год, меньше не бывает. Что касается финансирования, оно сохраняется, и это можно считать достижением, учитывая непростую ситуацию с областным бюджетом и в 2014 году, и в 2015-м. В этом отношении средняя заработная плата по ГАУК «Чалдоны», обеспечиваемая за счёт бюджета, в 2013 году составила 20 167 рублей, в 2014-м — 19 555 рублей, в этом году планируется 20 000 рублей, а вот возможности увеличения этой суммы лежат на учреждении и зависят от того, сколько оно заработает внебюджетных средств.
Иными словами, требования растут, а финансирование на этот год по планам ниже даже предыдущего года, когда дважды производилось секвестирование бюджета. Большая часть суммы государственной субсидии (88 процентов) уходит на оплату труда. Но ведь есть ещё расходы на содержание здания, командировочные расходы, проживание во время поездок по области, наконец, аренду концертных помещений, потому что своей стационарной концертной площадки у «Чалдонов» нет. Теперь же получается, что необходимость увеличения количества зрителей вынудит ансамбль жертвовать вот этими концертами в малых сёлах, в которых они, может быть, нужнее, чем где-либо.
«Чалдоны» имеют статус государственного автономного учреждения культуры, и госзадание для них — лишь часть концертного плана, на которую они и получают бюджетное финансирование. Учреждение может зарабатывать и самостоятельно, расходуя средства на развитие учреждения и повышение зарплаты. В прошлом году, к примеру, ансамбль дал 18 концертов вне госзадания, заработав 1,7 миллиона рублей, плюс 1,8 миллиона внебюджетных средств дала деятельность мастерских по пошиву костюмов и обуви, которые действуют в этом автономном учреждении. И всё равно поднять заработную плату сотрудникам и обеспечить безбедную жизнь ансамблю трудно: времени на то, чтобы подзаработать и поправить свой бюджет, не остаётся, кроме того, инфляция и рост цен на бензин «съедают» часть государственной субсидии. Нет пока и взаимопонимания с сотрудниками министерства, к примеру, вот уже несколько недель не может сдвинуться с мёртвой точки вопрос с утверждением наблюдательного совета ГАУК «Государственный ансамбль песни и танца “Чалдоны”», который призван регулировать многие вопросы в деятельности автономных учреждений культуры.
— Сейчас идёт процесс передачи ДК «Строитель» в форму государственного учреждения, мы получим ещё одну сценическую площадку — концертно-театральный зал. Планируем организовать там центр, в котором будет представлено всё народное творчество Новосибирской области, профессиональные и самодеятельные коллективы. В их числе Сибирский народный хор и ансамбль «Чалдоны», которые ориентированы на русскую и сибирскую культуру, а также коллективы, которые представляют другие культуры — украинскую, казахскую, белорусскую... Так что мы думаем над тем, чтобы улучшить условия для ансамбля «Чалдоны», — говорит Василий Кузин.
В самом же ансамбле считают, что это очередная попытка соединить «Чалдонов» с Сибирским народным хором на одной площадке, грозящая потерей самобытности обоих коллективов. Кроме того, слияние, как опасается руководство ансамбля, приведёт к тому, что коллектив лишат собственной базы, отстаивать которую им уже приходилось несколько лет назад. Не правильнее ли будет дать большую свободу мобильному творческому коллективу, возможность выступать на разных площадках там, где есть именно их, «Чалдонов», зритель, а значит, обеспечить ту самую доступность культуры?
Марина ШАБАНОВА
КОММЕНТАРИИ
Василий КУЗИН:
«Государственное задание для концертных коллективов состоит из трёх основных показателей. Количество населения, или публики, должно расти. Вторая цифра — количество концертов — не является жёсткой. Если руководитель показывает, что он обеспечит нужную посещаемость меньшим количеством концертов, значит, будем корректировать задание».
Светлана СМОЛЕНЦЕВА:
«Если мы коллектив областного значения, значит, наша задача доехать до зрителя не только в районном центре, но и в сёлах.
Кто туда, кроме нас, поедет? А с нашим мнением не считаются, вот и получается, что учреждения культуры живут и работают не для людей, а для бюрократических отчётов».