25.12.14

Сделано в Новосибирске

На такой вот электрогитаре Дмитрий Овсянников играл в школьном ВИА, исполняя с друзьями патриотические песни: «Есть пули в нагане, и надо успеть сразиться с врагами и песню допеть…». Став старше, пели рок  — «Кино», «Алиса», «Металлика». Он и сейчас играет, правда, на «китайской» гитаре. А электрогитары и басы производства СССР и стран Варшавского договора — Польши, ГДР, Болгарии, Чехословакии — для него теперь предмет коллекционирования и исследования. Инженер-электронщик по профессии Дмитрий Овсянников пять лет назад увлёкся новым для себя делом: увидел фотографию электрогитары, на которой играл в своё время, и захотел её найти. В поисках информации забрёл на сайт таких же интересующихся со всей России и ближнего зарубежья.

В коллекции Дмитрия Овсянникова 40 электрогитар и басов.

— В основном, конечно, это люди из советского времени, хотя есть двадцатилетние, для которых гитары СССР — далёкая старина, а мы, игравшие на них, своего рода «динозавры», — рассказывает Дмитрий. — На этом сайте я с удивлением для себя обнаружил, что, помимо известных мне, в Советском Союзе выпускалось немало электрогитар.

И вот однажды выяснилось, что электрогитары делали и в нашем городе. Производство «Электроники» было организовано на заводе радиодеталей «Оксид». Дмитрий попытался выяснить подробности непосред­ственно на заводе, но получил от ворот поворот: производство закрытое, даже секретное, а вы кто такой, а что вам нужно? Решил действовать неформальными способами: нашёл знакомого, который сотрудничает с заводом, через него раздобыл копию паспорта изделия и контакты «знающего» человека, который согласился поговорить. Этот самый «знающий» человек сообщил фамилию инженера, работавшего над «Электроникой»,  — Рэм Глебович Фарынский. Не будем описывать, какими способами разузнавал адрес и телефон вышеозначенного инженера наш коллекционер, — это «секрет фирмы». Но через несколько ходов и долгих недель Дмитрий познакомился, наконец, с людьми, имеющими такую редкую фамилию. Это оказались жена и сын Рэма Глебовича. Самого инженера не стало в 1985 году.

— Именно этого человека можно полноправно считать «отцом» «Электроники», он разрабатывал её практически в одиночку. Корпус и гриф гитары изготавливались на новосибирской фабрике пианино, чехол и ремень — на шорной фабрике, а электроника и сборка производились непосредственно на «Оксиде», — рассказывает Дмитрий. — Производство гитар в СССР шло по остаточному принципу. Если на Западе делали товар, ориентируясь на то, как он будет продаваться, то у нас производили «изделие». Поэтому наши электрогитары не особенно котировались. Хотя и у нас были современные, даже передовые на тот момент технологии.

Пробная партия «Электроники» была изготовлена в 1972 году. Рэм Фарынский возил два экземпляра в Москву, в головной институт, где гитары успешно прошли испытания и остались в качестве подарков. В магазины Новосибирска гитары из первой партии поступили по 220 рублей. Из-за столь высокой цены продавались они плохо. Для сравнения: популярные в СССР электрогитары «Тоника» и «Урал» стоили тогда 180—185 рублей. И тему эту завод через год свернул…

Такая вот «аналитическая гитархеология», как называют свои исследования люди, занимающиеся поисками и классификацией раритетов среди гитар. Сегодня в коллекции Дмитрия сорок электрогитар и басов, на половине из них можно играть, другая половина в работе: главное — восстановить способность воспроизводить звук. Подкрашивать Дмитрий не берётся, внешний вид — сам по себе история. Коллекционер уверен, что со временем эти музыкальные инструменты ушедшей эпохи вырастут в цене: «Не Страдивари, конечно, но как артефакты — свидетели времени, ценность свою имеют. Я спокойно к этому отношусь, для меня важна, скорее, исследовательская работа, хотя и в руках подержать редкую гитару — огромное удовольствие…».

Марина ШАБАНОВА
Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика