10.11.14

Триумф космонавтики

РН Энергия с космическим аппаратом «Полюс-Мир» на стартовой позиции.

Триумф отечественной космонавтики

26 лет назад, 15 ноября 1988 года, орбитальный корабль «Буран», выведенный в космос сверхтяжёлой универсальной ракетой-носителем «Энергия», дважды облетев Землю, вернулся на космодром Байконур. Весь его полет, включая точную посадку на специальный аэродром, проходил в автоматическом – беспилотном – режиме, что сделало эту миссию уникальной.

 


Наш ответ США

К 70-м годам прошлого столетия стало окончательно ясно, что военное противостояние перенесётся в космос. Возникла потребность в средствах не только для построения орбитальных систем, но и их обслуживания, профилактики, замены и восстановления. В январе 1972 года президент США Ричард Никсон утвердил программу создания многоразовой космической системы (МКС) «Space Shuttle» («Спейс Шаттл»), разрабатывавшейся с активным участием Пентагона, ЦРУ и Агентства национальной безопасности. Американцы считали перспективным использование системы для запуска тяжелых разведывательных спутников, их обслуживания на орбитах, проведения военно-прикладных экспериментов, в том числе с возможностью осуществления орбитальным кораблём манёвра в атмосфере.

Работа американцев над системой «Спейс Шаттл» вызвала настороженность у наших военных и научных организаций. Исследования, проведённые в институте прикладной математики АН СССР (ныне институт имени М. В. Келдыша) в 1974 году, показали: «Шаттл», осуществляя манёвр возврата с орбиты, проходящей с юга над Москвой и Ленинградом, имеет возможность сбросить в их районе ядерный заряд и парализовать систему боевого управления Советского Союза, а это может рассматриваться как угроза нанесения первого удара, от которого нет эффективной защиты. В СССР оценили возможную военную направленность создаваемой МКС «Спейс Шаттл» и сделали вывод о необходимости адекватного ответа.

В феврале 1976 года вышло постановление Правительства СССР «О создании МКС в составе разгонной ступени, орбитального самолёта, межорбитального буксира-корабля, комплекса управления системы, стартово-посадочного и ремонтно-восстановительного комплекса и других наземных средств, обеспечивающих выведение на северо-восточные орбиты высотой 200 км полезных грузов массой до 30 т и возвращением с орбиты грузов массой до 20 т». Основным заказчиком по МКС выступало Минобороны СССР, головным разработчиком – НПО «Энергия» Министерства общего машиностроения СССР (Минобщемаш СССР). Главным министерством по МКС в целом был определён Минобщемаш СССР, по орбитальному самолёту – Минавиапром, головной организацией – НПО «Молния». В ноябре 1976-го министр обороны СССР Д. Ф. Устинов подписал тактико-техническое задание на МКС «Энергия-Буран». Этим основополагающим документом определялись задачи МКС: комплексное противодействие мероприятиям вероятного противника по расширению использования космического пространства в военных целях; решение целевых задач в интересах обороны, народного хозяйства и науки; проведение военно-прикладных исследований и экспериментов; выведение на орбиты, обслуживание на них и возвращение на Землю космических аппаратов, космонавтов и грузов. Когда создаётся новая ракета, то по многолетней традиции ракета «привязывается» к комплексу. Как правило, это были боевые комплексы, и практически все ракеты, кроме лунной ракеты Н-1, разрабатывались по тактико-техническому заданию Министерства обороны. Так создавались ставшая легендарной ракета Р-7, ракета «Протон», так создавалась и МКС «Энергия-Буран». Только тогда, когда ракета успешно пройдёт испытания, её используют для научных и коммерческих целей.

РН «Энергия» с орбитальным кораблём «Буран» на стартовой позиции.

 

От космодрома Байконур до Новосибирска

Два пуска ракеты-носителя (РН) «Энергия» были апогеем развития космодрома Байконур, технической и научной мощи СССР. Для пусков на Байконуре был построен колоссальный технический комплекс с использованием части сооружений, оставшихся от лунной программы. Создание МКС «Энергия-Буран» дало толчок развитию в количественном и качественном отношении полигонного измерительного комплекса Байконура. «Без измерений нет испытаний» – говорил генерал-лейтенант А .А. Курушин, начальник космодрома Байконур с 1965-го по 1973 год. Для получения объективной информации о состоянии на старте и в полёте ракеты сверхтяжёлого класса «Энергия», в которой впервые было реализовано большое количество инновационных разработок, потребовалось измерение 7320 параметров состояния всех узлов и агрегатов, функционирования системы управления и других систем. Такое значительное увеличение контролируемых параметров по сравнению с ранее созданными ракетами в конечном итоге было оправдано обоими успешными запусками РН «Энергия» и триумфальным полётом орбитального корабля «Буран» 15 ноября 1988 года.

В создании МКС «Энергия-Буран» был успешно задействован промышленный и научный потенциал Новосибирска. На авиационном заводе им. В. П. Чкалова изготавливались агрегаты многоразового космического корабля «Буран»: створки отсека полезного груза, створки шасси и воздухозаборников на вспомогательные турбореактивные двигатели, обеспечивающие посадку на землю. В СибНИА им. С.А. Чаплыгина проводились уникальные испытания крупных агрегатов и элементов конструкции «Бурана», плиточной теплозащиты на комплексное воздействие механических, тепловых и акустических нагрузок, в том числе с имитацией условий космической среды. Символично то, что теоретические основы проведённых СибНИА испытаний впервые были разработаны нашим выдающимся земляком, одним из основоположников теоретической космонавтики Юрием Васильевичем Кондратюком. 

 

МКС «Энергия-Буран» и «Спейс-Шаттл»

Советская МКС «Энергия-Буран» опередила своё время и по большинству показателей была лучше американской системы «Спейс-Шаттл». «Буран» мог находиться на орбите вдвое дольше «Шаттла»: 30 суток против пятнадцати, брать на борт 30 т груза («Шаттл» – 24 т) и 10 членов экипажа (7 астронавтов). Подготовка к запуску на Байконуре занимала всего 15 суток (против месяца предстартовых операций для «Шаттла»). В отличие от американской системы советский корабль был способен выполнять полёт и осуществлять посадку в автоматическом режиме. Да и точность посадки «Бурана» была  обеспечена лучше. Американцы позволили себе решать задачу посадки своего «Шаттла» на полосу высохшего солёного озера авиабазы Эдвардс с точностью до километра. Перед создателями «Бурана» стояла задача обеспечить гарантированную посадку с точностью не более трёх метров в стороны и до 30 метров вперёд-назад. Весь мир увидел, как она была успешно решена.

Кроме того, комплекс «Спейс-Шаттл», состоявший из ракетного топливного бака и двух твёрдотопливных ускорителей, не мог быть использован для вывода на орбиту никаких космических аппаратов, кроме «Шаттлов». Советская же схема с применением сверхтяжёлой РН «Энергия» изначально создавалась универсальной. Сверхтяжелый носитель «Энергия», создаваемый под целый класс задач, в том числе – и под «Буран», мог выводить на низкую орбиту около 100 т полезной нагрузки. РН «Энергия» обеспечивала выведение в космос аппаратов массой в три раза больше чем «Спейс Шаттл», перспективная и более мощная версия «Вулкан» по проектированию должна была выводить 200 т. РН «Энергия» летала дважды и оба раза успешно, а с «Бураном» лишь во второй раз. В первый раз, 15 мая 1987 года, она выводила на орбиту космический аппарат «Полюс-Мир» («Скиф-ДМ») – массогабаритный макет создаваемой в то время боевой космической станции «Скиф» (весом 77 т).

Приземление орбитального корабля «Буран».

 

Триумф и развал

Ракетно-космический комплекс «Энергия-Буран» был подготовлен к запуску на космодроме Байконур в октябре 1988 года. Старт состоялся 15 ноября 1988 года в 06:00:01 московского времени. Орбитальный корабль был выведен на орбиту высотой 263-251 км. В 08:55:12 взлетел истребитель МиГ-25 для встречи «Бурана». После выполнения двух неполных витков в 09:24:42 космический корабль коснулся специальной ВПП на космодроме Байконур при скорости 260 км/ч и полностью остановился в 09:25:24, пробежав 1620 м. Отклонение от расчётной точки касания на ВПП оказалось равным 15 м в продольном направлении и 1,5 м от оси полосы. Программа первого полета была полностью выполнена несмотря на сложные метеоусловия.

Радость переполняла всех нас – участников этого грандиозного события. Мы испытывали гордость за то, что внесли свой вклад, отдали свою энергию уникальному проекту, новой большой победе в освоении космоса. Триумф отечественной космонавтики! Казалось бы, теперь будущее космонавтики именно в полётах таких кораблей... Эта сенсация облетела весь мир: новая победа Советского Союза! Разве могло прийти тогда кому-нибудь в голову, что не пройдёт и двух лет – найдутся силы, которые разрушат великую страну, её экономику, превратят нас в сырьевой придаток Запада. Закрытие программы «Энергия-Буран» – ещё одно следствие развала СССР, один из многочисленных плодов неумного и неумелого реформаторства, в результате которого мы потеряли достигнутые рубежи в освоении космоса.

 

Ничто на Земле не проходит бесследно…

По большому счёту, «Буран» как практически неуязвимый носитель ядерных боеголовок, созданный в ответ на намерение американцев развернуть подобную систему, выполнил свою задачу. Гонка вооружений в космосе тогда прекратилась. В 1987 году в США отказались от идеи использовать «Шаттл» для нанесения ядерного удара по территории СССР. Основная причина – появление системы «Энергия-Буран». «Буран» должны были использовать и для обеспечения станции «Мир». Третий его полёт планировался в расчёте на это. Специально создавались сборные конструкции, с которыми «Буран» должен был работать на орбите. Предполагалось, что он станет той основой, на которой будут созданы высокоэффективные крылатые беспилотные и пилотируемые многоразовые орбитальные корабли, использование которых позволит в 5—10 раз сократить затраты на доставку в космос и возвращение грузов на землю по сравнению с ракетным вариантом. В настоящее время США, европейские страны, Китай да и сама Россия идут именно по этому пути. Примером может служить американский экспериментальный многоразовый беспилотный космический самолёт «Boeing X-37В», третий полёт которого продолжительностью 674 суток успешно завершён 17 октября 2014 года.

Для справки: космический «Boeing X-37В» выводится на орбиту самой мощной сегодня американской РН «Атлас-5», двигателем первой ступени которой является российский двигатель РД-180 – уменьшенный вариант двигателя РД-170, работавшего на первой ступени обоих успешно летавших РН «Энергия».

Говоря об экономической отдаче, которая ожидалась от эксплуатации МКС «Энергия-Буран», нельзя не остановиться на использовании научно-технического задела, созданного при её разработке. При создании системы реализованы технические решения, многие из которых не имеют аналогов в мире; разработаны новые конструктивные материалы, оборудование и уникальные технологические процессы. В 1989 году был разработан каталог «Научно-технические достижения по системе "Энергия-Буран" – народному хозяйству», в котором приведено около 600 технологий и предложений по их использованию. Часть этих достижений успешно освоена в различных отраслях промышленности от производства товаров народного потребления и медицины до атомной энергетики, а многие ждут своего применения. Экономический эффект от их внедрения в сопоставимых ценах значительно превышает затраты на создание МКС «Энергия-Буран».

В августе 2014 года Роскосмос разработал проект Федеральной космической программы на 2016—2025 годы, одним из основных мероприятий которой является создание сверхтяжёлой ракеты-носителя. Так этот проект комментирует руководитель Роскосмоса Олег Остапенко: «Мы начинаем не с нуля, мы используем задел, созданный при разработке РН «Энергия», особенно по двигательным установкам. За счёт этого мы экономим большие средства и в то же время решаем задачи на совершенно новом технологическом уровне». На первом этапе планируется создать ракету грузоподъёмностью 90 т, что позволит удовлетворить потребности современной российской космонавтики в мощных средствах выведения. В дальнейшем может быть создана  ракета-носитель на 120-190 т.

Ничто не проходит бесследно. Научные разработки уникального комплекса «Энергия-Буран», идеи, заложенные в нём, опыт его создания востребованы. МКС «Энергия-Буран» – не просто подвиг разработчиков, инженеров, рабочих, военных. Это ещё и символ огромных возможностей нашей страны, которая не только может сделать всё, если захочет, но и знает, пусть и не сразу, как распорядиться потом с тем, что сделала.*

 

Участник запуска МКС «Энергия-Буран»,

председатель Новосибирского отделенияМежрегиональной общественной организации ветеранов космодрома Байконур   

 Юрий Наумов

 

 

back
up