30.10.14

Уроки хлебного поля

5—6 ноября в Новосибирске пройдут традиционные Дни урожая.
Каким выдался этот год для аграриев Новосибирской области?

Другое небо
Бугакова

Три года подряд природа испытывает сибиряков. Нынче — холодная весна, дефицит влаги летом, дожди в уборку — и часть хлеба ушла под снег. Урожай по области — ниже 14 центнеров с гектара.

А вот Юрий Бугаков, 42 года возглавляющий племзавод «Ирмень» Ордынского района, как будто живёт под другим небом. В 2013 году здесь собрали 44 центнера с гектара, в 2014-м  — 35. Бугаков прибирает брошенные поля в районе и довёл пашню до 20,5 тысячи гектаров. Люди с удовольствием отдают ему землю в аренду, потому что он платит за пай, как и своим рабочим, — 15 тысяч рублей в год, причём эта сумма постоянно индексируется.

— А когда-то и у нас получали два-три центнера зерна с гектара, — удивляет Юрий Фёдорович. — Я приехал работать в хозяйство в 1968 году, секретарём парткома и замом председателя колхоза. В 1969-м мы получили 9,8 центнера с гектара, и для нас это было много.

Здесь подняли урожай за счёт новых технологий в производстве зерна и всех сельхозкультур. Обработка почвы — безотвальная, плоскорезная, с сохранением стерни и влаги. Здесь тоже постоянно дефицит влаги. Поэтому на полях стоят влагомеры. Одно время даже премии платили за эффективное использование на полях влаги! Здесь накапливают снег, защищают поля от ветровой и водной эрозии. Вспашка — только при необходимости.

От худого семени, говорит Бугаков, не будет и хорошего племени. В «Ирмени» на семена отбирают лучшее зерно, с хорошей всхожестью. За посевами ухаживают так, что позавидуешь их чистоте. Когда-то во время поездок за границу Бугаков сам завидовал, глядя на небольшие участки посевов в Германии, Франции, США. А сегодня и в «Ирмени» вся пашня — без сорняков. Это — результат системной работы, и она всё время совершенствуется. В хозяйстве постоянно вносят минеральные удобрения, все поля проверяют на содержание питательных веществ. И без конца, шутит председатель, возят на поля навоз: здесь крупное животноводство.

В этом году «Ирмень» завершила уборку 20 сентября, снова в числе первых в области. Ещё 1 400 гектаров зерновых ирменские механизаторы помогли убрать в Коченёвском районе.

— Мы стараемся до октября всё сделать, — говорит Юрий Фёдорович. — Для нас великой наукой остался 1970 год, когда 3 октября выпал снег и больше не растаял, в валках замёрзли две тысячи гектаров пшеницы. Председатель колхоза Иван Яковлевич Овчаренко ушёл в отпуск, а я остался за него, и вот тогда-то и прославился. 7 ноября мы начали уборку, валки аж хрустят, запустили сразу 18 комбайнов и убрали ещё тысячу гектаров, намолотив две тысячи тонн зерна. После этого мы никогда не оставляли хлеб под снег. Тогда Иван Яковлевич, умнейший человек, которого я глубоко уважал и буду до конца своей жизни сверять свои дела с ним, почувствовал, что рядом с ним работает человек, которому можно доверить хозяйство. В 1972 году он ушёл из хозяйства, а я стал председателем.

Бугаков считает, что главное даже не технику современную подобрать, а людей. В «Ирмени» на комбайнах работают 20 лучших механизаторов. В этом году ас-комбайнер Вячеслав Шевелёв намолотил больше четырёх тысяч тонн зерна! Работа комбайнов, транспорта на отвозке зерна и зерносушильного хозяйства чётко увязана, здесь могут убирать хлеб практически в любую погоду. У Бугакова — семь сушилок! Юрий Фёдорович не устаёт повторять, что дефицит сушилок в области сдерживает темпы уборки при неустойчивой погоде. А чем дольше убираешь, тем больше потери зерна.

Из нового урожая (весь намолот превысил 40 тысяч тонн) Бугаков продал пока две тысячи тонн зерна. Больше не хочет, ждёт цены на зерно. Весь хлеб — в хороших складах и может храниться, сколько потребуется. Здесь никогда не почивают на лаврах. В этом году уборка, считает Юрий Фёдорович, слегка затянулась из-за кукурузы. «Ирмень», наверное, первой в Западной Сибири стала возделывать кукурузу на зерно. Её называют здесь «важным энергетическим и белковым кормом», который позволит поддерживать высокую продуктивность дойного стада, а здесь надаивают в год около 11 тысяч литров молока на корову. Кукурузу сеяли на зерно третий год, и нынче с каждого из 555 гектаров намолотили по 50 центнеров зерна. Юрий Фёдорович с удовольствием показывает гостям золотую, ярко-жёлтую гору зерна кукурузы в складе. Для Сибири это и впрямь чудо. Качество всего зерна в племзаводе нынче отменное. «Ирмень» ежегодно награждается по итогам жатвы.

Горячая Кулунда

В этом году «подгорели» шесть южных районов области: после сева первые дожди здесь прошли в июле. В ряде хозяйств Карасукского района получали 3—6 центнеров зерна с гектара. Погорельцам помогут деньгами и кормами для животноводства, на это не раз обращал внимание минсельхоза губернатор области Владимир Городецкий.

Но и уборка преподнесла кулундинцам сюрприз! 21 октября в Краснозёрском районе выпал снег по колено, ударил мороз, и под снегом осталось более двух тысяч гектаров зерновых. А ведь это житница области, здесь всегда самый большой намолот: в 2013 году он составил 300 тысяч тонн зерна, в 2014-м — 183 тысячи, тоже больше всех в области. Из-за засухи средняя урожайность — 11,6 центнера с гектара, в 2013-м было 18,1.

Борис Кульпанов, начальник управления сельского хозяйства Краснозёрского района, с сожалением заявил, что хвалиться нечем: уборку не закончили, не успели хлеборобы всё обмолотить до снега. Но вряд ли опытный управленец Борис Георгиевич согласится, что его земляки плохо работали. Погожих дней было 9—10, за которые краснозёрцы успели вырвать основной хлеб. Дневная выработка при плане 6 тысяч гектаров превышала 11 тысяч. Все рвались убирать и готовы были, но сдерживали дожди. Тем не менее семена засыпаны вовремя. И отличники хлебной нивы есть. Ежегодный победитель областного соревнования ООО «Рубин» опять с высокой урожайностью — более 20 центнеров с гектара. Директор хозяйства Егор Кондратович Кин снова будет получать награду для коллектива. Здесь давно освоили почвозащитную и влагосберегающую технологию ноутил, нынче тоже всё убрали вовремя, засыпали семена, спрятали весь хлеб в хороших складах. И самый высокий намолот в районе у комбайнера «Рубина»: 3 260 тонн намолотил на комбайне «Джон-Дир» Дмитрий Пасталюк.

— Надо отметить Олега Ивановича Вотякова, директора ЗАО «Новомайское», — добавляет Кульпанов, — здесь намолотили 16 центнеров с гектара, валовка большая — 24,3 тысячи тонн. Глава КФХ Александр Эвальдович Вайс убрал свои шесть тысяч гектаров зерновых один из первых, урожай — 22 центнера с гектара. Глава КФХ Алексей Берёза 1 200 гектаров обрабатывает своей семьёй: два зятя, внук и он сам. И ни одного гектара не оставил неубранным. Хочу отметить Валентину Георгиевну Клавдееву, директора ЗАО «Колыбельское»: у неё зона похуже, убрала одна из первых 2 октября, по сухому, 11 центнеров с гектара вкруговую вышло, средний показатель района, неплохо.

У краснозёрцев очень высокая нагрузка на комбайн — более 600 гектаров. Здесь привыкли, чтобы выработка была высокой, иначе не будет экономического эффекта от импортных комбайнов, которые стоят 9—11 млн рублей, а работают только в уборку. Краснозёрский — большой сельхозрайон, где хлеб даёт хозяйствам основной доход. Чтобы сохранить урожай в дождливую осень, две стационарные немецкие сушилки «Пектус» приобрели недавно в «Новомайском» и КФХ Александра Вайса, ещё четыре передвижные сушилки купили в других хозяйствах.

Михаил Клиншов, глава КФХ «Урожайное» Краснозёрского района, рассказывает:

— Мы убрали всё к 3 октября, до дождя. Урожай нормальный — около 23 центнеров с гектара. В 2013 году было 27. Самый высокий намолот у моего сына Александра Клиншова — 2 700 тонн, на «Лексионе». Кроме этого, он ещё свалил на самоходной жатке «Макдон» 700 гектаров. Семена засыпали, зябь вспахали, технику поставили.

Опытный фермер, у которого 5 700 гектаров земли, постоянно приноравливается к матушке-природе. Купил сушилку и рад этому: нынче просушили почти 800 тонн зерна. В прошлом году приобрёл самоходную косилку, в помощь к старой, решив, что нужно косить на свал. И не прогадал: нынче убрали раздельно поля с зелёным подгоном и те, где не сработали гербициды некоторых горе-фирм, — и избежали потерь.

— В 90-е годы косили на свал больше, потом перешли на прямое комбайнирование. А в последние годы погода заставляет снова убирать раздельно, — говорит Клиншов.

Выбор решений

Сейчас хлеб под снегом во многих районах. Его уберут, если позволит погода: в прошлом году до декабря молотили. Но три неблагоприятных года заставляют работать по-другому. В Искитимском и Сузунском районах расширяют посевы озимой пшеницы.

— В хозяйствах «Пламя», «Александровское», первыми закончивших уборку, она дала 24—30 центнеров с гектара, причём продали её в августе дороже, чем яровую пшеницу, — говорит начальник управления сельского хозяйства Сузунского района Андрей Севрюженко.

Сузунцы вернулись к раздельной уборке. Купили самоходные жатки, позволяющие укладывать двойной валок, с 18 метров. Это экономия горючего, и косить зерновые можно рано утром, а валки допоздна молотить. Уборка ускоряется.

Недавно на совещании в Новосибирске аграрии Сибири говорили о расширении клина озимых и интенсивных технологиях в поле, которые могут повысить урожай в лесостепной зоне в 2—2,5 раза. А пока в 2013 году на гектар посевов в Сибири внесено минеральных удобрений в пять раз меньше, чем по России: мы эксплуатируем естественное плодородие почвы. Бывший губернатор НСО Виктор Толоконский, ныне глава Красноярского края, покаялся: «Могу сегодня признать, что, принимая закон Новосибирской области о господдержке сельхозпроизводства, мы не стимулировали финансами применение современных технологий. Удобрения, правильные агротехнологии используют единицы хозяйств. А вот в Красноярском крае уже есть системный опыт современных технологий. И здесь мы имеем в тех же климатических условиях не 12—13 центнеров зерна с гектара, а 24, и ставим задачу получать не меньше 30».

В ООО «Соколово» Колыванского района намолотили 26 центнеров с гектара и стремятся тоже к 30 в любой год. Гендиректор хозяйства, глава областной ассоциации руководителей сельхозпредприятий Анатолий Степанов уверен:

— Климатические условия — не главная причина наших поражений. Наша беда — в низкой технической оснащённости и технологической некомплексности. В дождь нужны сушилки, семяочистительные комплексы. В Сибири время уборки нельзя растягивать, его надо сжимать.

Зоя ЛАВРОВА

back
up