06.10.14

4 октября 1957 года - начало космической эры

Предпосылки создания первого ИСЗ

Уже через год после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, когда США являлись единственной державой, обладающей атомным оружием, в официальном секретном докладе «Американская политика в отношении Советского Союза», утверждённом президентом США Г. Трумэном в сентябре 1946 года, говорилось: «США должны быть готовы вести атомную и бактериологическую войну против Советского Союза… Война против СССР будет тотальной в куда более страшном смысле, чем любая прежняя война, и поэтому должна вестись постоянная разработка как наступательных, так и оборонительных видов вооружений». Были разработаны конкретные планы ведения атомной войны против СССР. Так, например, в 1950 году по плану «Троян» планировалось сбросить 320 атомных бомб на 120 советских городов.

Правительство СССР искало противовес ядерной угрозе США, исходящей с их территории и многочисленных военных баз, окружающих Советский Союз вдоль его границ. В те годы американские самолеты систематически поднимались со своих баз по всему миру и входили в советское воздушное пространство, нащупывая слабые места в системе ПВО СССР. На масштабных учениях с угрожающими названиями вроде «Операция «Центр силы» (Operation Powerhouse) поднимались сотни нагруженных атомными бомбами стратегических бомбардировщиков и летели через Атлантику на Москву. В последнюю минуту они обычно отворачивали назад, но были и такие учения, когда самолеты В-47 целыми эскадрильями поднимались с баз в Гренландии и среди бела дня через Северный полюс залетали в полном боевом порядке глубоко в Сибирь.

Имея разведывательные данные о подготовке в США планов ядерной бомбардировки советских городов и уничтожения Советского Союза и памятуя уроки Второй мировой войны, советские руководители решили, что третью мировую войну можно предотвратить, только создав адекватную угрозу территории США. Такую угрозу смогли создать только межконтинентальные ракеты, так как авиация, в силу удаленности и изолированности территории США, не могла быть эффективной и была уязвимой от средств ПВО. Приоритетным проектом по созданию первой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) в СССР была определена МБР Р-7, создаваемая Особым конструкторским бюро (ОКБ) № 1 Министерства оборонной промышленности под руководством главного конструктора Сергея Павловича Королёва. Для испытаний новых невиданных ракет Советским Союзом вблизи железнодорожного полустанка Тюра-Там у реки Сырдарьи в Казахстане был создан новый полигон Байконур (Научно-исследовательский испытательный полигон № 5 Министерства обороны СССР – НИИП № 5 МО СССР), который стал первым и самым большим космодромом в мире.

30 января 1956 года было принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 149-88сс, которым предусматривалось создать под ракету Р-7 неориентированный ИСЗ (объект Д) весом 1000—1400 кг с аппаратурой для научных исследований весом 200—300 кг. Срок первого пробного запуска объекта Д —1957 год. Этим решением головной организацией, несущей ответственность за разработку и изготовление спутника, было определено ОКБ-1 во главе с С. П. Королёвым.

 

Подготовка к запуску и запуск первого ИСЗ 

Подготовка всех сил средств к запуску спутника велась широким фронтом и в сжатые сроки. Одновременно с подготовкой на старте шла подготовка объектов полигонного измерительного комплекса, баз падения, расположенных по трассе полёта длиной более 6000 км.

Срок запуска определялся готовностью ракеты Р-7, первый запуск которой был осуществлен  15 мая 1957 года. Этот запуск оказался неудачным из-за негерметичности в магистралях горючего ракеты. Изделие упало, пролетев 400 км. Также была неудачной попытка второго запуска 10-11 июня. Из-за ошибки в сборке клапана двигателя центрального блока ракеты была снята со стартового устройства и отправлена на завод-изготовитель. Неудачным был и запуск и 12 июля из-за замыкания в полете управляющих цепей одного из приборов на корпус ракеты. Блоки ракеты упали примерно в 7 км от старта и взорвались. Три неудачных пуска вызвали у многих тревогу за судьбу  Р-7. Однако С. П. Королёв был уверен в том, что первая межконтинентальная ракета Р-7 залетает. Более того, он уже настаивал в ЦК о выделении  двух ракет для выведения искусственного спутника земли, напоминал о готовности США к запуску своего первого спутника.

После принятых мер по повышению надёжности и тщательной подготовки на полигоне запуск 21 августа был успешным. 27 августа 1957 года во всех газетах появилось соответствующее специальное сообщение ТАСС. Страна получила средство доставки боезаряда до территории вероятного противника, который с военных баз, созданных вокруг границ СССР, уже эту возможность имел. Однако ожидаемой реакции мировой печати на сообщение ТАСС не последовало. В США не поверили и посчитали это мистификацией. ЦРУ «проспало» создание нового полигона Байконур и межконтинентальной ракеты, продолжая следить за полигоном Капустин Яр. И тогда, чтобы охладить «ястребов», предлагавших реализовать план безответного атомного удара по городам СССР, а также учитывая положительные результаты последнего запуска Р-7, произведенного 7 сентября, был утверждён план подготовки к запуску ИСЗ с очень сжатыми сроками. Данному решению способствовал тот факт, что при испытаниях 21 августа и 7 сентября при однозначно успешной работе самой ракеты на активном участке траектории головная часть (ГЧ) ракеты разрушалась от термодинамических перегрузок в атмосфере. Стало ясно, с одной стороны, что требуются серьёзные исследовательские опытно-конструкторские работы по защите ГЧ от температуры в несколько тысяч градусов, а с другой, что имеется готовая ракета, которая может вывести на орбиту искусственный спутник Земли.

Ускоренному запуску спутника способствовало решение сделать более простой спутник, чем ранее намечалось: небольшой массы, с минимальной аппаратурой. Это позволило бы получить опыт по выведению спутника на орбиту, подтвердить возможность осуществления связи со спутником, отработать измерительный комплекс. Такой спутник получил индекс ПС-1 (простейший спутник) и оснащался: радиопередатчиком мощностью 1 Вт, излучавшим сигналы длительностью 0,4 с попеременно на волнах 7 и 15 м; антенно-фидерным устройством с четырьмя штыревыми антеннами; блоком питания, позволяющим работать аппаратуре в течение трёх недель; системой терморегулирования. Масса спутника была определена порядка 83 кг. Конструктивно он представлял собой сферическое тело диаметром 580 мм из алюминиевого сплава толщиной 2 мм, наружная поверхность полированная.

Вначале дата запуска первого искусственного спутника Земли была назначена на 7 октября. Но по полигону (Байконур) пронесся слух, что американцы готовят запуск своего спутника. (Америка смогла запустить свой первый ИСЗ «Эксплорер-1» массой 8,3 кг только 1 февраля 1958 года, после того как Советский Союз 3 ноября 1957 года запустил уже второй ИСЗ массой 508,3 кг с собакой Лайкой на борту). Работы были резко ускорены. Рабочий день длился с утра до ночи и по местному времени переваливал за полночь. 4 октября в 22 часа 28 минут 34 секунды по московскому времени (5 октября в 00 часов 28 минут 34 секунды по байконуровскому времени) произведен запуск первого в мире искусственного спутника Земли (простейший спутник ПС-1) двухступенчатой ракетой Р-7. По данным телеметрических средств через 295,4 с ИСЗ был выведен на орбиту и отделившийся спутник своим знаменитым «Бип-бип» известил о начале новой эры. Ракета-носитель сообщила спутнику необходимую орбитальную скорость около 8000 метров в секунду. Спутник весом 83,6 кг и центральный блок ракеты (блок «Ц») весом более 7,5 тонны были выведены на эллиптическую орбиту 228-947 км с периодом обращения 96,17 минуты. Спутник летал 92 дня, после чего сгорел в атмосфере. Радиопередатчики работали 3 недели, радиосигналы со спутника принимались не только специальными радиотехническими средствами, но и радиолюбителями по всему миру. Полет спутника можно было наблюдать  при помощи простейших оптических инструментов (биноклей, подзорных труб и т.п.), а полет блока «Ц» ракеты даже невооружённым глазом.

Несмотря на кажущуюся простоту конструкции спутника и его аппаратурного состава, с помощью первого ИСЗ впервые по изменениям орбиты была измерена плотность верхней атмосферы, исследованы особенности распространения радиосигналов в ионосфере, проверены теоретические расчёты и основные технические решения, связанные с выведением ИСЗ на орбиту.

 

Значение запуска первого ИСЗ – начало космической эры

 Запуск первого искусственного спутника Земли, достижение первой космической скорости вызвали мировую сенсацию, принесли величайшую славу нашей Родине, разбили стереотипы об отсталости нашей страны. Мировая пресса в то время писала, что 100 % разговоров о запуске спутника приходилось на США, а 100 % дела создания и запуска спутника пришлось на Советский Союз. В то же время многие в США восприняли ИСЗ как удар по их престижу. Американская газета «Вашингтон ивнинг стар» комментировала запуск первого спутника с беспощадным лаконизмом: «Эра самоуверенности кончилась». Французский журнал «Пари-матч» констатировал: «Рухнула догма о техническом превосходстве Соединенных Штатов». «Неограниченные цели и полная победа в войне были недостижимы», — заявил бывший государственный секретарь США Д. Ачесон после запуска спутника. В этой фразе — не только оценка стратегического значения того, что мы совершили, но и неосуществленная сокровенная мечта американских «миролюбцев».

Но говорить лишь о политическом значении этого старта применительно к событиям 1957 года значило бы принизить это событие. Разве не символично, что самое грозное из существовавших тогда видов оружия – советская межконтинентальная баллистическая ракета, способная нести атомный заряд, едва родившись, буквально в считанные недели превращается в мощнейший инструмент мирной науки? «Нью-Йорк геральд трибюн» вроде бы даже с удивлением писала тогда о том, что «несмотря на очевидную психологическую победу, которую одержал Советский Союз, это не привело к усилению угрозы возникновения войны». Старт 4 октября 1957 года был самой наглядной и убедительной демонстрацией не только научно-технического потенциала Советского Союза, но и новым доказательством его миролюбивой политики. Как показала история, советские спутники вызвали ослабление «холодной войны» и по сути стали прологом к политике разрядки.

Люди начали осознавать, что у человечества — один единый дом, одна планета, и есть цель, которая может сплотить все народы, — изучение Земли на благо всех людей. Космическое пространство становилось ареной научного сотрудничества, и мировая наука обогащалась новыми бесценными данными.

По решению Международной  федерации астронавтики день запуска первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года официально провозглашён началом космической эры.

В настоящее время глобальная по масштабу применения космическая техника, не замыкаясь в рамках национальных границ, решает на принципиально новом уровне задачи природопользования, экологического мониторинга, наблюдения за поверхностью Земли, определения местоположения объектов, поиска и спасения терпящих бедствие людей и множество других. Без использования ИСЗ невозможно функционирование современных систем связи, теле- и радиовещания, которые стали неотъемлемыми атрибутами нашей повседневной жизни. Таким образом, успешно реализуются пророческие идеи нашего выдающегося земляка Юрия Васильевича Кондратюка, одного из основоположников теоритической космонавтики, который рассматривал полеты в Космос как земную задачу, имеющую чисто земные цели: «Именно в возможности в ближайшем же будущем начать по-настоящему хозяйничать на нашей планете и следует видеть основное огромное значение для нас в завоевании пространств солнечной системы».

В области фундаментальной науки объём знаний, полученных по результатам космических исследований, превышает объём знаний человечества, полученных на протяжении его новейшей истории. Особенности географического положения России (большая протяженность морских, сухопутных и воздушных границ, многообразный ландшафт, богатейшие природные ресурсы) объективно приводят к необходимости развития и эффективного использования результатов космической деятельности в интересах государства. Поэтому эта деятельность отнесена к одному из важных государственных приоритетов, ей оказывается всесторонняя и стабильная государственная поддержка.

Ярким примером использования космического пространства и космических технологий на современном этапе является создание и эксплуатация российской глобальной навигационной системы «ГЛОНАСС». При этом приятно отметить, что лидирующие позиции в этом одном из самых высокотехнологичных направлений деятельности занимает Новосибирская область. Сегодня в нашей области создана и эксплуатируется самая большая в Российской Федерации сеть постоянно действующих наземных станций точного позиционирования «ГЛОНАСС», которая совместно с отечественной спутниковой группировкой высокоэффективно обеспечивает геодезические и навигационные измерения.

 Космонавтика, изменившая облик нашей цивилизации, зарождалась в России. Трудами российских учёных, инженеров и рабочих было положено начало практическому исследованию космоса, а также работам по широкому изучению и освоению космического пространства в интересах человечества. Наш народ сделал великое дело, сделал тот самый первый шаг, с которого более полвека назад началась космическая эра.

  

Председатель Новосибирского городского отделения Межрегиональной общественной организации ветеранов космодрома Байконур    

Ю.В. Наумов

 

back
up