Сто лет тому назад
— Каким был наш город сто лет назад?
— В десятые годы XX века Ново-Николаевск был крупнейшим торговым и транспортным центром Сибири с довольно пёстрым составом населения. Быстро развивалась торговля, и на заработки сюда потянулись люди разных сословий. Ехали со всей России, часто — из западных губерний, включая Белоруссию, Украину и Польшу. В основном, конечно, крестьяне. Одни надеялись основать своё дело, другие — заработать и вернуться. Из сохранившихся воспоминаний приезжих мы узнаём, что многие планировали найти временную работу на строительстве моста через Обь, а потом уехать. В будущий город верили не все. Как выяснилось, выиграли те, кто остался, поверив в перспективы «сибирского Чикаго», как назвал Ново-Николаевск местный издатель и общественный деятель Николай Литвинов.
— Это сравнение появилось до революции?
— Да, в 1900-х годах, когда Ново-Николаевск ещё не получил статуса города. К 1914 году стало ясно, что это бурно развивающийся город. Сюда стали стягиваться купцы из соседних городов. И если люди переезжали на новое место, оставляя своё дело в Барнауле или Бийске, видимо, у них были на то серьёзные причины. Так создавалось местное купечество, среди которого были очень богатые и продвинутые для своего времени предприниматели. Имелись и дворяне. Правда, немного. Чаще всего это были небогатые и нетитулованные дворяне, решившие заняться предпринимательством. Известны случаи, когда дворяне женились на женщинах из низшего сословия.
— Каким был городской образ жизни сто лет назад?
— Несмотря на то что городские жители — бывшие крестьяне — уже не работали в поле, они почти все имели приусадебное хозяйство с огородом, хотя жили в основном за счёт других доходов. На новых предприятиях, в лавках и конторах трудились приказчики — продавцы, менеджеры, администраторы, как бы мы сказали сегодня. Ну и, конечно, город уже тогда был немыслим без трактиров, чайных, рюмочных и ресторанов. Ведь многочисленных купцов и крестьян, приехавших на ярмарки, нужно было кормить. И не только. Быстро развивавшаяся сфера услуг почти сразу стала неотъемлемой чертой «сибирского Чикаго». Не забывали сибиряки и о культуре, и о медицине — в Ново-Николаевске строились школы, больницы, библиотеки, театр. А в 1908 году — и первый в городе электротеатр (прообраз кинотеатра), который открыл предприниматель Федот Махотин. Приезжали в Ново-Николаевск и знаменитые артисты — например, балетная труппа под руководством Мариуса Петипа и популярная тогда исполнительница романсов Анастасия Вяльцева. Концертных залов не было, и выступления проходили на открытых площадках городских садов. Тогда это были сады «Альгамбра» (возле площади Кондратюка, бывшей Андреевской) и «Александровский». Это были излюбленные места отдыха состоятельных горожан с летней сценой и ресторанами вокруг неё.
В Торговом корпусе (нынешнем краеведческом музее), построенном в 1911 году, размещались магазины и просторная зала для маскарадов и балов. Этот корпус стал стройкой века, а затем и гордостью горожан. В нём — одном из первых, ещё до революции — появилось электрическое освещение.
Что касается религиозной жизни, в Ново-Николаевске были православные храмы, старообрядческая церковь, мечеть, католический костёл. Католиками, кстати, были в основном поляки, а лютеранами — прибалты. Довольно много было татар и киргизов. Они жили там, где сейчас Татарский спуск. Тогда это место называлась Татарской слободой.
— В каких условиях жили приезжие? Были в Ново-Николаевске гостиницы и постоялые дворы?
— Гостиницы и отдельные номера, конечно, были. В основном они располагались в одноэтажных и двухэтажных деревянных домах. Хорошего сервиса в Ново-Николаевске тех лет почти не было. Многие приезжие жаловались на то, что найти квартиру, номер и вообще где-то остановиться достаточно трудно. Спрос на жильё превышал предложение. Плохим сервисом славились и ново-николаевские бани. Фёдоровские бани, открытые в 1909 году, считались вершиной прогресса — там был водопровод и новая сантехника. Горожане ходили туда не только помыться, но и подивиться на всю эту красоту.
Докучали собаки и крысы, поскольку тогда не было служб, которые бы их отлавливали. Стаи бродячих собак порой нападали на людей. Подобные примеры отражали общую санитарную ситуацию того времени. В том же Петербурге благоустройство начали проводить гораздо раньше, но и там были рабочие окраины, положение в которых было ещё хуже. У нас хотя бы не было такой скученности населения, дворов-колодцев и доходных домов, где на верхних этажах ютились самые бедные люди. Была другая проблема — отсутствие водопровода. Использовалась колодезная и речная вода. Ещё в 1910 году городская дума поставила вопрос о проведении водопровода и обратилась к Кабинету Его Императорского Величества, попросив субсидию на его строительство. Водопровод был жизненно необходим, поскольку много людей умирало от холеры. Но император отказал в субсидии по причине того, что у Ново-Николаевска перед Кабинетом и без того большие долги. Канализации в городе тоже не было, её функцию брали на себя ассенизаторы.
Был ещё один проект, согласование которого проходило через Петербург. В 1915 году муниципалитет разработал проект прокладки трамвайных путей. Территория города разрослась, ходить пешком или ездить на лошади стало неудобно, поэтому и встал вопрос о трамвае. Проект не был реализован, потому что царь дал добро лишь в феврале 1917 года, в канун своего отречения. Из-за последовавших за этим событий проект на долгие годы был предан забвению. Трамвай в городе пустили только в 1934 году. А вот первый автомобиль появился ещё до Первой мировой, он принадлежал Иннокентию Маштакову. В основном горожане ездили на своих колясках или на извозчиках.
— Какие дороги были в Ново-Николаевске?
— Мощёных дорог в городе было немного. Сегодня следы мощения остались в стороне Каменки, на Ядринцевском пешем и конном спусках. Мостили тогда только центральные улицы. Предпринимались попытки делать деревянные тротуары, но дерево быстро прогнивало. Весной газеты предупреждали горожан о том, что за зиму доски сгнили и тротуары представляют собой ловушки: люди в них проваливались, иногда получая травмы.
Другим примером неблагоустроенности Ново-Николаевска была слабая освещённость улиц. В 1907 году на всю Каменку приходился один-единственный фонарь. В центре города уже было электрическое освещение, но фонари долго на улицах не стояли, сами жители их разворовывали.
Другая насущная проблема — пожары. В 1909 году в Ново-Николаевске был крупный пожар, основная причина которого в том, что большая часть городских строений была из дерева. В 1910 году в Ново-Николаевске было 4 100 домов, из них всего два процента кирпичных. Пожар, начавшийся на Николаевском проспекте, погубил множество домов. Причины возгораний самые разные. Например, сжигание мусора на приусадебных участках — именно так тогда в основном решался вопрос утилизации отходов.
— А что ели в те времена жители Ново-Николаевска?
— Рацион питания жителей Ново-Николаевска был насыщен натуральными продуктами. Большого разнообразия, конечно, не было, но никто не голодал. Даже в годы Гражданской войны продуктов было вдоволь. Многие горожане считали, что жизнь Ново-Николаевску дал базар: мол, с открытия первой базарной площади и начался город. Она была заложена на месте современного автовокзала в 1893 году, сразу, как началась стройка моста. В 1905 году на базарных площадях насчитывалось 212 торговых помещений — это немало.
Стол простых обывателей, конечно, отличался от стола людей богатых. Уже тогда существовали бакалейные лавки, где продавались «колониальные товары» — продукты из-за границы. Для состоятельной публики были свои продуктовые магазины с сахаром, солью, фруктами, чаем. Отдельно располагались хлебные лавки, бараночные, колбасные заведения.
— Было ли в городе своё производство?
— Его было немного, акцент всё-таки приходился на торговлю. Тем не менее была обрабатывающая промышленность. Например, мукомольная. В дореволюционном Ново-Николаевске производилось 30 процентов всей муки Западной Сибири (раньше лидировали Бийск и Барнаул). Имелась и винокуренная промышленность, водочное, пивоваренное, макаронное производства, сухарные заводы и городская бойня, прообраз мясокомбината.
— Могли ли состоятельные горожане купить в Ново-Николаевске предметы роскоши?
— И такие магазины были. Например, в Торговом корпусе. Один из первых ново-николаевских предпринимателей Фёдор Маштаков открыл магазин, рассчитанный исключительно на свой круг. Но таких магазинов было немного. Состоятельные люди имели возможность выезжать за границу и в столицу. Что касается одежды, то купцы и дворяне в основном пользовались услугами портных. В городе были свои модники и модницы, правда, сведения о том, что модно, доходили до них с опозданием.
— Как в городе встретили новости о мобилизации армии, начале Первой мировой войны в 1914 году?
— Тенденции по стране были общими: сначала наблюдался патриотический подъём. В 1914-м никто не расценивал начало войны как катастрофу. Не было мысли о том, что произойдёт революция, за которой последует Гражданская война. На грядущую войну смотрели с оптимизмом и думали, что она скоро закончится. Но конфликт, быстро ставший мировым, затянулся. Реальное ощущение войны пришло с первыми беженцами в 1915 году. Когда в результате военных действий была оккупирована часть территории Белоруссии, Польши и Прибалтики, в Ново-Николаевск хлынул поток беженцев, и это заметно повлияло на настроение местного населения. Потом началось постепенное вхождение в совсем другую эпоху. Относительно сытый и благополучный период процветания для Ново-Николаевска завершился.
Максим СИДОРЕНКО
Фёдоровские бани, открытые в 1909 году, считались вершиной прогресса — там был водопровод и новая сантехника.
Горожане ходили туда не только помыться, но и подивиться на всю эту красоту.
В Торговом корпусе (нынешнем краеведческом музее), построенном в 1911 году, размещались магазины и просторная зала для маскарадов и балов. Этот корпус стал стройкой века, а затем и гордостью горожан. В нём — одном из первых, ещё до революции — появилось электрическое освещение.
В дореволюционном Ново-Николаевске производилось 30 процентов всей муки Западной Сибири. Имелась и винокуренная промышленность, водочное, пивоваренное, макаронное производства, сухарные заводы и городская бойня, прообраз мясокомбината.