Мультики от «Жар-Птицы»
Прибыльное дело для души
Такое скопление творческих личностей на единицу площади встретишь нечасто. Здесь юные таланты удивляют своим мастерством почтенных мэтров, а взрослые дяди и тёти с детским азартом делают первые шаги по пути к будущим шедеврам. Одиннадцатый Всероссийский мастер-класс-фестиваль детского мультипликационного кино «Жар-Птица» — событие, в ходе которого каждый может представить свои творения и по достоинству оценить работы собратьев по духу.Метод розги и пряника
Впервые состоявшийся в 2004 году, фестиваль с каждым годом становился всё представительнее, его географический охват постоянно расширялся.
Крёстным отцом и идейным вдохновителем «Жар-Птицы» стал основатель легендарной новосибирской Детской киностудии «Поиск», ныне её художественный руководитель Пётр Анофриков.
— В первом фестивале участвовали 17 студий, — вспоминает он. — Тогда мне пришлось связываться с председателем Союза кинематографистов Никитой Михалковым, и он пошёл навстречу, написал письма губернаторам тех регионов, откуда были заявки на участие, чтобы им помогли приехать сюда. Число участников с каждым годом становилось всё больше. Всего в активе фестиваля — около 140 студий, у нас даже есть карта России, на которой мы отмечаем координаты этих студий. Девиз нашего фестиваля — слова писателя и художника Бориса Шергина «прибыльное это дело для души — на чужой успех любоваться».
В нынешней «Жар-Птице», которая проходит с 1 по 6 июля в детском оздоровительном лагере имени Олега Кошевого, участвуют 58 студий из 33 городов и поселков России: Москвы, Перми, Салехарда, Норильска, Красноярска, Самары, Горно-Алтайска и многих других. Каждый фестивальный день начинается с просмотра конкурсных программ. Поскольку «Жар-Птица» — это не борьба за первенство, а в первую очередь встреча друзей и учёба, на фестивале нет жюри, а есть Совет мастеров. В него входят профессиональные мультипликаторы, режиссеры, киноведы, звукорежиссеры, драматурги, психологи и педагоги. Организаторы фестиваля с гордостью отмечают, что в нынешнем году состав мастеров представителен, как никогда раньше. Эти профессионалы высочайшего уровня сразу после просмотра обсуждают и оценивают представленные работы. О том, как это происходит, рассказывает президент фестиваля, кинорежиссер Сергей Серёгин:
— Каждое обсуждение устроено так: у нас на столе стоят пряники и наломанные настоящие розги. Практически каждой студии за что-то даётся пряник, а за что-то — розга, с объяснением, за что именно. Потому что всегда есть, за что похвалить и за что поругать. Очень трудно сравнивать, потому что есть фильмы совсем начинающие, даже не фильмы, а учебные этюды, первые опыты. И есть те, кто уже много лет работает. Конечно, требования разные. То, за что даём пряник начинающим, за это же можно всыпать розги опытным. Нам ведь очень важно, чтобы студия осталась работать после этого фестиваля, чтобы они не опустили руки, поэтому даже за попытку надо поощрять.
Помимо Совета мастеров своё обсуждение проводит и Совет подмастерьев — юные участники фестиваля тоже изъявили желание оценивать работы друг друга.
— Они учатся формулировать своё мнение, обсуждать, — говорит Сергей Серёгин. — Это ведь тоже надо уметь, не на уровне «понравилось — не понравилось», а с аргументацией своей точки зрения.
Мастерская для «чайников»
После обеда начинаются мастер-классы, в ходе которых приглашённые мэтры делятся своими знаниями по разным направлениям мультипликации.
В частности, по словам Сергея Серёгина, общая беда детских фильмов — звук. Поэтому специально приезжает звукорежиссёр и объясняет, как его качественно сделать без профессиональной техники, которая студиям недоступна. То же самое происходит по другим направлениям.
Звукорежиссёр Елена Николаева согласна: со звуком проблем больше всего.
— У студий много сил уходит на создание мультипликационного ряда, — отмечает она, — и на звук сил уже не остаётся. Я стараюсь объяснить, что звук играет огромную роль, что он не просто украшает фильм, но и помогает донести то, что создатели не успели сказать с помощью мультряда.
На мастер-классе, который проводит мультипликатор и мульттерапевт Евгения Жиркова, собрались самые маленькие участники «Жар-Птицы» — их еле видно из-за большого стола. Кто-то застенчиво, кто-то бойко, они отвечают на вопросы ведущей. Цель занятия — изучить артикуляцию, понять какой должна быть мимика у героев мультфильмов.
Кроме того, на фестивале работает так называемая мультмастерская для «чайников».
— Сюда очень часто приезжают люди, у которых ещё нет студии или которые только-только делают в этом направлении первые шаги, — поясняет Сергей Серёгин. — Они ещё почти ничего не умеют. Для таких «чайников» и организована эта мультмастерская. Они собираются и под руководством мастеров шаг за шагом создают фильм, который должны будут показать на закрытии фестиваля. Это очень важно, потому что когда эти люди вернутся на свою студию, они будут иметь не только теоретический опыт, но и руками что-то научатся делать.
«Чайникам» (у них на бейджах так и написано) желания творить и энергии не занимать. На мастер-классе, который проводят педагоги студии «Старая мельница» Любовь Лазарева и Валентина Мещенко, идеи для будущего мультфильма набрасываются с неподдельным энтузиазмом. Выбираются персонажи, затем участники разбиваются на группы и начинают работать над сценарием.
— Работа в группах быстрее, слаженнее, — поясняет ход творческого процесса педагог-консультант Василий Коробов. — Каждая группа предлагает свою версию. Из множества идей в итоге сложится единая концепция сценария. Потом приступим к созданию персонажей, фона, а дальше — к съёмке и монтажу.
Василий на фестивале в четвёртый раз, в качестве педагога — второй. Он представляет студию «Мынику» из Салехарда.
— От просмотра работ впечатлений целый букет, — делится он. — Фильмы такие разные, каждый отражает характеры не только детей, которые его создавали, но и студии, города, даже часового пояса. Мультфильмы северных студий более спокойные, южных — более эмоциональные, красочные.
Сам Василий только что закончил школу и сразу после фестиваля уезжает в Санкт-Петербург поступать в университет кино и телевидения изучать режиссуру анимации и компьютерной графики:
— Дальнейшую жизнь планирую связать с мультипликацией, возможно, даже с педагогической деятельностью, потому что создавать мультфильмы очень интересно, но ещё интереснее передавать свои знания и опыт подрастающему поколению.
Попасть в десятку
Мультипликационная педагогика — ещё одно из важных направлений работы фестиваля. В нынешнем году эта тема стала основой научно-практической конференции. Здесь будет представлен солидный сборник материалов по мультипликационной педагогике, выпущенный под редакцией неизменного участника фестиваля, главного редактора журнала «Искусство в школе», доктора психологических наук Александра Мелик-Пашаева.
«Жар-Птица»—2014 получила всестороннюю медиаподдержку: ежедневно выходит фестивальная газета «Ранняя пташка», а творческая группа детского телевидения ведёт онлайн-трансляцию всего происходящего в эти дни.
Уже по дверям редакции газеты понятно, что здесь работают творческие люди — её украшают просьба «Пинать нежно (дверь любит ласку)» и утверждение «Сон для слабаков». Последнее сотрудники редакции воплощают на своём примере, работая практически круглосуточно. Как поясняет корреспондент Юлия Торопова, днём идёт сбор информации, по мере её поступления пишутся материалы, вечером и ночью — вёрстка и печать. С утра свежеиспечённые на цветном принтере выпуски уже расходятся по рукам участников фестиваля.
Не покладая микрофонов трудятся и в студии детского телевидения. Впервые заявив о себе около года назад в ходе Молодёжных детских игр, ребята постоянно оттачивали свой профессионализм и сегодня управляются и с технической, и с творческой частью не хуже взрослых.
— Ребята освещали разные спортивные соревнования, детские спектакли, — рассказывает руководитель студии Александр Тюстин. — Они освоили все творческие профессии: начиная от режиссёра и заканчивая «кабельмейстером», который кабель носит за оператором. Всё делают сами: редактура, режиссура, звукорежиссура, операторская работа. Учатся по ходу. И делаем всё по максимуму в прямом эфире. Вот сегодня в девять утра мы начали, пошёл эфир, и так будем непрерывно работать все пять суток. Дети у нас — с четвёртого-пятого класса и до одиннадцатого. Костяк один и тот же, но кто-то заканчивает школу, уезжает, мы приглашаем новых ребят. Нет никакого отбора, одно требование — желание работать.
Все отснятые на фестивале сюжеты будут сохранены на сайте, поэтому те, кто не смог приехать на фестиваль, подучат возможность увидеть всё, что там происходило.
Итоги фестиваля подведут 6 июля. Для этого каждая студия выберет свою версию десяти самых понравившихся фильмов, и после обработки всех результатов будет названа десятка лучших. Совет мастеров и Совет подмастерьев вручат свои дипломы за отдельные достижения, которые можно найти у каждого, даже самого неопытного чайника.
— Самое важное для нас — то, что каждый год приезжают новые участники, — подчёркивает Сергей Серёгин. — Потому что мы понимаем: раз так, значит, появилась и начала работать ещё одна студия. Фестиваль распространяет эту культуру вокруг себя, и это здорово!
Татьяна МАЛКОВА
Фото Валерия ПАНОВА