04.07.14

Гость номера

Заместитель главного врача по хирургии Новосибирской областной клинической больницы, руководитель программы по трансплантации печени, кандидат медицинских наук,
автор многочисленных научных публикаций… Всех этих высот Иван ПОРШЕННИКОВ добился в свои тридцать с небольшим.

Деньги
не самое важное

Два года подряд он становится победителем конкурса профмастерства «Врач года» в номинации «Молодость. Новаторство. Талант», а этом году — ещё и обладателем приза зрительских симпатий. Молодой талантливый хирург не заболел «звёздной» болезнью, оставшись настоящим — искренним, открытым, отзывчивым.

Иван Поршенников — потомственный врач. Его отец, Анатолий Александрович, с 1979 года работает в областной больнице анестезиологом.

— Поступать в медицинский институт я решил сам, — говорит Иван Анатольевич, — родители на мой выбор никак не влияли.

— Когда вы решили, что станете хирургом?

— Студенты, которые изначально знают, чего они хотят от жизни в будущем, с младших курсов начинают приближаться к профессии. Я тоже со второго курса во время каникул практиковался в операционной вторым ассистентом, а с четвёртого курса подрабатывал медбратом в отделении реанимации областной больницы. Потом была интернатура, и с 2004 года — уже самостоятельная работа хирургом.

— Помните свою первую операцию?

— Конечно. Это была, как, наверное, у всех начинающих, аппендэктомия, или, по-простому, удаление аппендицита.

— Был страх?

— Нет. Хотя сначала, конечно, опыта не хватало. В медицине у специалиста какая-то уверенность в себе наступает не раньше, чем через три года работы. Ну а учимся мы всю жизнь.

— Кого вы считаете своими учителями?

— Их было много. В отделении чистой хирургии Новосибирской областной больницы, где я начинал, замечательные хирурги — Евгений Михайлович Благитко, Семён Дмитриевич Добров, Геннадий Николаевич Толстых. В отделении сосудистой хирургии — Игорь Николаевич Ким, на кафедре госпитальной хирургии, где я тоже работаю, — профессор Юрий Владимирович Чикинёв. Конечно же, наш нынешний главный врач, хирург Анатолий Васильевич Юданов. Это люди, от которых в той или иной степени зависела моя судьба, карьера. На них мне хочется быть похожим. И ещё одним из своих учителей я считаю своего друга — главного трансплантолога области Александра Юрьевича Быкова, человека, который для молодых врачей может быть примером порядочности, ответственности, выдержанности.

— Говоря о таких необходимых качествах врача, как честность и порядочность, что вы под этим подразумеваете?

— Главное, чтобы качество твоей работы не зависело ни от каких обстоятельств. А для этого врачу надо быть честным, прежде всего, перед самим собой.

— Иван Анатольевич, как вы считаете, почему выпускники медвузов с неохотой идут в государственное здравоохранение?

— Начну с того, что невозможно стать хорошим врачом, не пройдя этап работы в государственном лечебном учреждении. Человек, увлечённый своей профессией, понимает, что только в больнице, куда постоянно поступают тяжёлые пациенты, можно получить серьёзный опыт. А уже дальше можно решать, как его использовать — в частных клиниках, в науке… Видимо, молодых специалистов отпугивают небольшие зарплаты в государственном здравоохранении. На мой взгляд, деньги не самое важное.

— А что для вас самое важное?

— Если вы ждёте, что я назову реализацию профессиональных амбиций, то это тоже не самое главное. Хотя, безусловно, это приятное чувство — удовлетворение от того, что у тебя что-то получается. Но лично для меня самое важное — знать, что дело, которым ты занимаешься, или программа, которую ты реализовал, будет в дальнейшем успешно работать и без тебя.

Нужна система

— Вы выполнили первую операцию по пересадке печени в нашем регионе. Каково быть «первопроходцем»?

— Безусловно, мне нравится осваивать новое. Но что касается трансплантации печени, я был всего лишь одним из членов команды, которая впервые сделала эту операцию в нашей больнице. А технически её осуществил Ян Мойсюк, заведующий отделом абдоминальной трансплантации Научного центра трансплантологии и искусственных органов имени академика В. И. Шумакова. Мы начали новую программу, используя большой опыт коллег из Москвы. Трансплантация — это ведь не только операция, это технология, которая включает в себя очень много этапов. Сначала работа с пациентом, которому необходима такая помощь, — серьёзное обследование, включение в лист ожидания, медицинское сопровождение, чтобы пациент дожил до пересадки. Потом поиск донора, операция по изъятию донорского органа и затем непосредственно пересадка этого органа реципиенту. Кстати, этот этап гарантирует только процентов десять успеха. Ведь потом начинается не менее важный этап интенсивной терапии и пожизненного сопровождения человека с пересаженным органом.

— Сколько всего в Новосибирске проведено пересадок печени?

— Шестьдесят. Сейчас мы уже относимся к такому лечению, как к стандартной процедуре.

— Как долго длится операция по трансплантации?

— В среднем семь часов, бывает, 12—14 часов, а в нестандартных случаях может и до суток доходить.

— Какие перспективы в трансплантологии у новосибирских медиков?

— Мы настроены на реализацию программы трансплантации поджелудочной железы. Пересадка этого органа, как и пересадка почки, не является жизнеспасающей процедурой, в отличие, скажем, от пересадки печени или сердца, но она является принципиально более качественным методом заместительной терапии у больных сахарным диабетом 1-го типа, у которых развивается хроническая почечная недостаточность. Поэтому пересадка поджелудочной железы и почки, как правило, происходит одновременно.

— Когда начнётся реализация этой программы?

— Надо быть абсолютно уверенными в том, что она будет успешной. Начнём пересаживать поджелудочную железу, когда будем уверены и в качестве пересаживаемого органа, и в успехе этой операции для пациента.

— В последние годы областная больница серьёзно модернизировалась, это касается и оснащённости оперблоков. Есть ещё о чём мечтать хирургу?

— Мы хорошо укомплектованы оборудованием, инструментарием, расходными материалами и т.д. Можем делать любые объёмы операций любым больным. А мечта?.. Если всё получится, в ближайшей перспективе организуем на базе Новосибирской областной больницы Региональный центр хирургии печени и абдоминальной трансплантации. Эта работа сейчас проводится, но, к сожалению, пока не системно, как нам хотелось бы. Речь не идёт о каких-то сверхбольших бюджетных вливаниях, многое здесь зависит от организационных решений.

Принять правильное решение

— Вас всегда можно видеть в хорошем расположении духа, с улыбкой на лице. Это состояние души или результат «самовоспитания»?

— Даже если у тебя внутри «кошки скребут», пациенты или окружающие видеть этого не должны.

— Иван Анатольевич, какой вы человек? Обязательный?

— К сожалению, не всегда.

— Добрый?

— Исходя из ситуации. И постоянно сомневающийся.

— Сомнения мешают в карьере?

— Скорее, наоборот, позволяют двигаться вперед.

— Врачу, хирургу, надо пропускать через сердце судьбу каждого пациента. Или это мешает в работе?

— К некоторым случаям невозможно относиться, как к рядовому событию.

— Какие из них прочно засели в вашей памяти?

— Больше всего почему-то запоминаются неудачи. И особенно те, которые зависели конкретно от тебя. А успехи, как правило, остаются в памяти недолго. Счёт своим победам я не веду.

— За десять лет, что вы оперируете, какая операция далась сложнее всего?

— В эмоциональном плане номер один — это, конечно, пересадка печени неизлечимо больной девушке со злокачественной опухолью и метастатическим процессом в августе 2012 года, когда во время операции было принято нестандартное решение выполнить трансплантацию, несмотря на наличие, казалось бы, абсолютных противопоказаний. Это для всей нашей команды один из самых запоминающихся случаев. Сейчас девушка в удовлетворительном состоянии. Номер два — экстренный случай родственной трансплантации фрагмента печени от матери ребёнку. Девочка поступила к нам в крайне тяжёлом состоянии, фактически — в терминальном. То есть могла умереть в течение ближайших суток. Требовалось очень быстро принять решение: рискнём или нет? Ведь шансов на успешный исход операции было очень-очень мало. Всё прошло хорошо, а значит, мы приняли правильное решение.

— Ваш рабочий день, как вы сказали, начинается в 7 часов утра. А заканчивается иногда только на следующий день. Как восстанавливаетесь после тяжёлых смен?

— Лучший способ — выспаться.

— Как вы проводите свободное время?

— Если честно, его совсем мало. Когда зимой удаётся вырваться покататься на горных лыжах, это хорошо.

— А как любите проводить отпуск?

— Самый лучший отпуск — уехать куда-нибудь, отключить все средства связи. И разделить это свободное время на две части: сходить в горы и съездить на море.

— Книга, театр, кино… Что для вас ближе?

— Театр, иногда удаётся выбраться на спектакль. Литературу тоже читаю, но в основном профессиональную.

— Вы владеете иностранными языками?

— Хорошо знаю французский, могу читать на нём, английский знаю, но хуже.

— Каким вы видите себя через 10 лет?

— Седым (улыбается).


Любовь ЩЕРБАНЕНКО
Фото Виталия МИХАЙЛОВА и Валерия КЛАММА

БЛИЦ

Профессионализм — это …

 

 

 

…хороший результат.

Самое большое достижение в моей жизни…

 

 

 

…дочка.

С самого детства человек должен…

 

 

 

….любить родителей.

Чтобы принять смелое решение, необходимо…

 

 

 

….посоветоваться.

Глядя на меня, никогда не подумаешь, что…

 

 

…у меня тяжёлый характер.

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика