13.06.14

Притяжение Сибири

В Сибирском федеральном округе потоки мигрантов распределяются неравномерно. Восточнее Новосибирской области ни один российский регион не может претендовать на звание даже локальной зоны миграционного притяжения. Хотя, например, Красноярск или Томск имеют достаточно «раскрученный» привлекательный образ, но приезжие «голосуют ногами» за Новосибирскую область. А, надо признать, миграционный поток — объективный показатель уровня социально-экономического развития региона.

В то же время предпочтения иностранных граждан, оказываемые столице Сибири, привели к тому, что прирост миграции в Новосибирской области только за первое полугодие прошлого года превысил аналогичные показатели соседей по СФО в 11 раз. По сравнению с предыдущим годом поток мигрантов увеличился на 30 процентов и, по прогнозам Управления Федеральной миграционной службы по НСО, будет расти и дальше.

Такие данные привёл профессор кафедры правовых и социальных наук Сибирской государственной геодезической академии, доктор исторических наук Михаил Колоткин на межрегиональной научной конференции «Межнациональное согласие как фактор инновационного развития региона», которая не случайно прошла именно в этой академии. Со времени своего создания она всегда была многонациональной. И сегодня в вузе обучаются около 225 студентов из восьми стран ближнего и дальнего зарубежья.

— В нашей академии, — рассказал ректор СГГА, доктор технических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ Александр Карпик, — сложились давние традиции совместного обучения российских и иностранных студентов, а также международного сотрудничества в различных сферах. Но, конечно, преподавателей вуза не могут не волновать происходящие в нашей стране миграционные тенденции последнего времени, отношения между носителями разных национальных культур. Поэтому СГГА стала площадкой для обсуждения проблем обеспечения гражданского мира и согласия в регионе, включения традиционных этнических групп и новых диаспор в интеграционные процессы.

Как известно, среди нынешних мигрантов преобладают выходцы из Средней Азии и Кавказа. Подавляющее большинство из них не собирается интегрироваться в принимающее общество. Их главная цель — заработать деньги для своей семьи. Вместе с тем их нарастающее присутствие приводит к возникновению определённых негативных последствий.

— Резкое увеличение притока мигрантов не только увеличивает нагрузку на социальную инфраструктуру (школы, детсады, учреждения здравоохранения и т.п.), — констатировал Михаил Колоткин. — В Новосибирске приезжие скупили в окрестностях крупных рынков — Гусинобродском, Хилокском и других — многие объекты недвижимости. Возникли целые кварталы частного сектора, ментальный климат которых резко отличается от окружающего населения. Часть из них является каналами нарко­трафика. Это приводит к этнонациональным проблемам, которые местные власти пытаются выдавать за бытовые.

По заказу управлений общественных связей и образования мэрии города Новосибирска в 2011 году было проведено социологическое исследование, посвящённое межэтническим и конфессиональным взаимоотношениям населения нашего мегаполиса. О некоторых результатах исследования сообщил старший научный сотрудник Института философии и права СО РАН, кандидат философских наук Дмитрий Ушаков. Так, большинство опрошенных считают межнациональные отношения в Новосибирске терпимыми (56 %), благожелательными (20 %) или дружескими (12 %). Доли негативных оценок сравнительно невелики: «напряжённые» (10 %), «недружеские» (2 %).

Чаще всего респонденты отмечали такие позитивные явления, как дружба между представителями разных национальностей, уважительное отношение, помощь друг другу в затруднительной ситуации, интерес и уважение к культуре, традициям другого народа, безразличие к признакам национальной и религиозной принадлежности. Симпатии по отношению к тому или иному народу опрошенные испытывают (в порядке убывания): к русским, французам, белорусам, алтайцам, украинцам, немцам, англичанам, татарам, корейцам, казахам, американцам, евреям, армянам, грузинам, узбекам. Наибольшую долю негативных оценок получили чеченцы и цыгане.

Что касается вероисповедания, то более половины опрошенных новосибирцев признали себя верующими. Среди русских — 95 % православных, среди представителей других народов  — 50 % приверженцев ислама.

На фоне сложившейся ситуации в межнациональной сфере вызывает интерес отношение респондентов к самому проживанию в Новосибирске. Подавляющее большинство опрошенных (74 %) хотели бы не просто жить в столице Сибири, но и чтобы их дети жили в этом городе. Такое желание высказали и русские (76 %), и представители других народов (68 %), и этнически смешанные (67 %).

Тем не менее в Новосибирске усилилась обеспокоенность как граждан, так и власти, по поводу увеличения потоков временной трудовой миграции. Возрастает ксенофобия со стороны принимающего населения, накапливается недовольство и со стороны мигрантов.

— Многие специалисты нередко рассматривают сибирское пространство как «плавильный котёл», подразумевая слияние различных народов и их национальных культур в единую нацию, — отметил профессор, заведующий кафедрой истории и философии Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета, доктор исторических наук Юрий Казанцев. — Этот способ формирования населения был характерен, например, для американской нации, где идея «плавильного котла», вероятно, была естественной. А вот представители более древних наций и этносов  — греки, китайцы, арабы, евреи, индийцы, русские и многие другие, насчитывающие 1000 и более лет своей истории, с ней вряд ли согласятся.

Юрий Казанцев обратил внимание на то, что, по данным Всероссийской переписи населения, на территории Сибири в 2010 году абсолютное преобладание по численности занимали русские. Причём их доля в общей численности была намного выше среднего показателя по стране: в РФ — 77,7 %, в Сибири — от 88 % в Красноярском крае до 93—94 % в Новосибирской и Кемеровской областях. Более того, по тем же данным, в целом по стране доля русского населения после 2002 года сократилась на 2,1 %, тогда как в Сибири наблюдалась стабильность и даже прирост. Кроме того, каждый народ естественно стремится к сохранению языка и культуры, чему способствуют национальные диаспоры. Правда, неконтролируемый приток переселенцев может привести к формированию больших этнически замкнутых групп, которые никогда не войдут в культурную среду коренного населения. На этом основании учёный сделал вывод: Сибирь нельзя рассматривать как «плавильный котёл», где происходят процессы смешения народов.

В таком случае может показаться на первый взгляд, что наплыв трудовой миграции, набирая силу, таит в себе массу угроз, подобно тем, с которыми столкнулись европейские государства, проповедовавшие идеи мультикультурализма. Однако те же диаспоры вносят большой вклад в сохранение мира и дружбы на сибирской земле, убеждён директор ГАУ НСО «Новосибирский областной Российско-Немецкий дом» Александр Киль. Сейчас в области 64 такие национальные организации, семь из которых — государственные.

— Проблемы ни одной нации нельзя решить отдельно от других, — заявил Александр Киль. — Примером эффективной работы в этом направлении стал и «Русско-Немецкий дом» с разветвлённой сетью из 34 Центров немецкой культуры на территории региона.

Участники конференции решили довести до сведения органов власти и самоуправления разного уровня рекомендации и предложения по достижению межнационального согласия. В их числе — поддержка российского патриотизма и демонстрация поликультурной природы российского общества. Защита прав мигрантов и меры по их интеграции в российский социум. Организация мониторинга межэтнических отношений и курсов по народоведению и истории межкультурных взаимодействий. Распространение опыта лучших учебных заведений по обеспечению межнационального согласия среди учащихся и студентов, а также издание энциклопедии этнических групп Новосибирской области.

Владимир МАКЕЕНКО
Фото Валерия ПАНОВА

Россия занимает второе место в мире, после США, по количеству мигрантов. В 2013 году их число достигло 11 млн.

back
up