05.06.14

Космическое микро

Новосибирец Владимир Анискин, владеющий искусством микроминиатюры, подготовил к полёту в космос серию работ, посвящённых освоению околоземного пространства. Среди 11 работ — портрет Королёва на срезе яблочной косточки, Гагарина на маковом зерне, два корабля «Буран» на зерне пшеницы, а также спутник, расположившийся на торце волоса, как на стартовой площадке. Осенью вся коллекция будет отправлена на МКС и останется там до конца её работы.
Как книга
изменила жизнь

В 90-е годы прошлого века Владимир Анискин учился в НГТУ, готовился стать инженером. Он всегда знал, что будет зарабатывать на жизнь «руками», для этого рассматривал две сферы — строительство или ювелирное дело. Но однажды он пошёл в библиотеку искать книжку про редкие сплавы, а нашёл такую, которая изменила его жизнь.

— Мне попалась книга «Тайны невидимых шедевров», я думал, о ювелирном деле, а оказался сборник рассказов о советских микроминиатюристах, — рассказывает Анискин. — Я прочёл о том, как человек внутри волоса поместил розу, и о других фантастических вещах, и мне захотелось всё это сделать самому.

Однако повторить чужие успехи оказалось невероятно сложным, ведь советов в книжке не было, самый толковый звучал так: «Просверлить волос очень легко, главное, чтобы ось сверла совпала с осью волоса». А каким сверлом сверлить? Где и какой взять волос? На все эти вопросы ответов в книге не было, пришлось Владимиру Михайловичу до всего доходить самому.

— Начал я с изучения волос с разных голов, но оказалось, что человеческий волос — приплюснутый, и его использовать нельзя, — рассказывает Владимир Анискин. — Опытным путем нашёл, что годится конский волос — он у основания имеет круглое сечение.

Приступая к работе, Анискин позвонил автору розы в волосе Николаю Сядристову и попросил разрешение использовать его сюжет. «Делай, если сможешь», — сказал мастер, видимо, не слишком веря в успех собеседника.

Владимир Михайлович смог, но для этого потребовалось три года кропотливого труда. О потраченном времени Анискин не жалеет, потому что поиск и эксперимент для него и есть самое интересное. Кстати, пока он искал материал для розы, наткнулся на вещество, с помощью которого научился делать объёмные микроскульптуры. Их в таком качестве и таком размере, по информации Владимира, не умеет делать ни один микроминиатюрист мира.

В Москву,
в Совет Федерации

Буквально две недели назад выставка мастера прошла в Совете Федерации, в рамках Дней Новосибирской области. Владимир Михайлович представил сенаторам экспозицию из своих работ. Врио губернатора региона Владимир Городецкий показал выставку микроминиатюр главе Совфеда Валентине Матвиенко.

Валентина Ивановна выразила своё восхищение и спросила микроминиатюриста: есть ли у него ученики? Анискин ответил: учеников нет, да и быть, наверное, не может, потому что каждый такой специалист — самоучка. Мастером становится тот, кто мечтает им стать и не жалеет для этого времени и сил.

— Сам я никогда не спрашивал у коллег, как выполнена та или иная работа: сделать самому, а не копировать технологию другого — в этом и есть творчество, — говорит Владимир Анискин.

Как подковать блоху?

Оказывается, что это — вопрос второй, а первый — где эту блоху взять?

— Представляю, какое выражение было у хозяина блохастого кота, когда моя знакомая-ветеринар попросила «взять себе» несколько блох, — смеется Владимир Анискин.

Он показывает баночку, в которой хранится несколько сушёных насекомых:

  Это у меня запас, а всего я подковал штук шесть блох.

Владимир Михайлович настолько освоил своё искусство, что просто подковать блоху ему мало. На подковах одной блохи он расписался да ещё дату написал. А вот чтобы сделать копию Кубка УЕФА высотой два миллиметра — пришлось попотеть. Оказалась очень сложная форма, и его удалось выполнить только с 41-й попытки. Пропала и одна роза в волосе, оказалось, что волосу при хранении необходима определённая влажность, иначе он высыхает и сжимается.

— Я к неудачам привык, это рабочие моменты, на которые не стоит обращать внимание, — говорит Анискин. — Бывает, что работа «не идёт», и её приходится отложить. Так было с портретом Гагарина, начал делать его за четыре месяца до 50-летия его полёта, но затею пришлось отложить — ничего не получалось. Я вернулся к нему через полгода и выполнил за две недели.

Две недели — минимальный срок для одной работы, иногда он растягивается и на полгода. Бывает, чтобы выполнить какую-то новую операцию, приходится сначала изготовить для этого инструмент. Инструменты Анискина похожи на уменьшенное оборудование резчиков по дереву и гравировщиков. В ящике рабочего стола мастера кроме инструмента располагаются его склады, в которых зёрна различных растений, те самые блохи, краска с космических кораблей.

Больше всего Владимир Михайлович гордится алфавитом, написанным на срезе конского волоса, буквы высотой 15—20 микрон. Для сравнения Анискин приводит размер кровяной клетки человека, эритроцита — 7,5 микрона.

— Каким бы ты спокойным ни был, но инструмент в руке всё равно вздрагивает в такт ударам сердца, — рассказывает мастер. — Чтобы нанести штрих, необходимо поймать момент между двумя ударами, это приблизительно полсекунды — когда ты можешь сделать контролируемое движение. Подряд написать больше трёх букв не получается — слишком велика психологическая нагрузка.

Всего Анискин выполнил порядка 150 работ, около 50 из них хранятся в музее «Русский Левша» в Санкт-Петербурге. В родном Новосибирске экспонируется только передвижная, временная выставка, стационарного музея нет.

Космический музей

Идея создать космическую серию неожиданно возникла в разговоре с директором музея «Русский Левша» Татьяной Ковша.

— Мы обратились к директору Мемориального музея космонавтики Александру Лазуткину, он этот проект поддержал, без него бы ничего не получилось, потому что мы придумали отправить выставку в космос, — вспоминает Владимир Анискин.

Идея состояла в том, чтобы сделать серию микроминиатюр, посвящённую освоению космоса, и доставить их на международную космическую станцию. Вся выставка — 11 работ, закреплённых на пластине камня чароита размером с ладонь, здесь же — мощное увеличительное стекло.

На выполнение проекта Анискин, как и планировал, потратил два года. В космос полетят: портрет Гагарина из золота на срезе макового зёрнышка, спутник и космический корабль на торцах волоса, космическая станция «Луна-9» на маковом зёрнышке. На яблочных косточках выполнены портрет Королёва и рисунок Белки и Стрелки, а также знак «Лётчик-космонавт». Два корабля «Буран» располагаются на зернышке пшеницы, уже побывавшем в космосе, они изготовлены из краски со спускаемого аппарата.

На срезе рисового зерна выполнены росписи космонавтов Александра Лазуткина и Александра Сереброва из частичек ленточки с их орденов. Десятая работа — икона Николая Чудотворца. Она объединяет тему освоения космоса и микроминиатюры. Святой, с одной стороны, покровитель путешественников, а с другой — в рассказе у Лескова написано, что перед его образом молились Левша с товарищами, получив заказ. Последняя, 11-я работа  — это открытки размером 20 на 30 миллиметров с золотыми марками размером 6 на 9 миллиметров, также посвящённые космосу.

На одной из них изображена формула Циолковского, причём выполнена она почерком самого учёного. На марке указан год её выпуска (2014), есть надписи «РОССИЯ», «Формула Циолковского» и RUSSIA, а также указана цена — «Ц 3 коп». В комплекте с открытками — миниатюрные карандашики.

— На одной я напишу поздравления космонавтам на орбите, а их попрошу написать приветствия Музею космонавтики, музею «Русский Левша» и мне, — рассказывает Владимир Михайлович. — В ближайшее время запуски ракет на МКС планируются в сентябре и ноябре. Александр Иванович Лазуткин договаривается о том, чтобы в один из этих запусков космический музей был доставлен на орбиту.

От миниатюры –
в науку

Увлёкшись микроминиатюрой, Анискин не стал строителем или ювелиром, а стал… учёным. Работа в Институте теоретической и прикладной механики СО РАН даёт возможность больше времени уделять любимому увлечению.

— На службе мои работы тоже оценили, — рассказывает Владимир Михайлович. — Мой научный руководитель переориентировал меня на всё микроминиатюрное, что делалось в институте. В результате я занялся исследованием микротечений жидкости и газа — сквозь маленькие каналы, трубочки. В ноябре 2013 года я защитил докторскую диссертацию по этой теме.

В докторской Анискина описаны открытые новые эффекты, процессы, протекающие на микроуровне, о которых до сих пор не знали. На Западе эти опыты повторят не скоро, уверен Владимир Михайлович.

— Дело в том, что я могу руками изготовить микродатчики, которых у них нет, а вот когда понадобится эти датчики изготавливать серийно, то потребуются западные технологии — чего нет у нас, — говорит ученый. — Ради объединения усилий я готов пару месяцев пожить на Западе, но уезжать туда совсем не собираюсь.

Григорий КРОНИХ
Фото Виталия МИХАЙЛОВА

 

back

Новости  [Архив новостей]

up