28.03.14

Гость номера

 

Виктор ВЯЗОВЫХ:

«Я думаю, наша деятельность небесполезна»

 В нашей области начал работать бизнес-омбудсмен — уполномоченный по правам предпринимателей Новосибирской области. В эксклюзивном интервью «Ведомостям»
Виктор ВЯЗОВЫХ рассказал о том, на кого уже пожаловались предприниматели, с кем планирует сотрудничать бизнес-омбудсмен и почему он не может никого наказать.

 — Виктор Александрович, на должность главного государственного защитника новосибирских предпринимателей вас избрали на сессии областного парламента 5 декабря прошлого года. У вас достаточный опыт работы в сфере бизнеса, вы знаете его проблемы?

— Скажу сразу: в палатке никогда не торговал. Но был заместителем генерального директора завода «Сиблитмаш» и работал с большим кругом предпринимателей, в том числе и в разных странах. На ходу приобретал и опыт работы в условиях рыночной экономики. Более того, в 2004 году «Сиблитмаш» был подвержен рейдерской атаке, три года пришлось отстаивать предприятие. Я девять лет был депутатом городского Совета депутатов, в том числе председателем бюджетной комиссии, членом комиссии по промышленности и науке. Позже, когда работал главой Кировского района, я не мог не контактировать с советом директоров промышленных предприятий и районным советом предпринимателей. Кроме того, в прошлом году на общественных началах был помощником уполномоченного при Президенте России по правам предпринимателей Бориса Титова, помогал ему по ряду дел, касающихся конкретных проблем новосибирского бизнеса.

— Зная о вашей прежней деятельности, предприниматели вполне могут доверять вам и искать у вас защиту. Когда вы приступили к работе? Где расположен ваш офис?

— Официально я начал работать10 января 2014 года. Но первое время у меня не было штата, даже телефон не сразу появился, и я широко не информировал предпринимателей о своей деятельности. Шло формирование специалистов аппарата, мы занимались оргвопросами, регистрацией нового государственного института Новосибирской области. Сегодня в штате нас всего пятеро, ещё будем набирать на конкурсной основе юристов. Пока занимаем временный офис в заводоуправлении «Сиблитмаша». Есть предложение арендовать здесь постоянный офис, но не исключаю варианта размещения моего аппарата и в центре города. Словом, окончательно вопрос не решён. Но уже сейчас мы ведём приём посетителей, принимаем письменные обращения. Кроме того, наши ячейки для писем открыты в канцеляриях заксобрания на ул. Кирова, 3, и правительства — на Красном проспекте, 18. У нас также есть электронная почта, идёт разработка сайта.

— Вы начали выстраивать взаимоотношения с общественными организациями предпринимателей, с государственными органами власти?

— Мы провели встречу с общественным объединением «Опора России», с которым наши интересы во многом пересекаются. Я и мои помощники недавно участвовали в очередном Сибирском форуме малого и среднего бизнеса. Были на встрече предпринимателей Ордынского района, и готовы встречаться с предпринимательскими сообществами каждого района. На этой неделе мы подписали первое соглашение о сотрудничестве — с Новосибирской городской торгово-промышленной палатой. Готовим такое соглашение с Новосибирской торгово-промышленной палатой. Провели аналогичные переговоры с Главным управлением МЧС России по Новосибирской области. Как известно, в эту государственную структуру входит пожарный надзор, неделикатные действия которого могут разрушить бизнес. Такие факты в своё время российский президент выразил словами «кошмарить бизнес». В планах подписание ещё не менее десятка соглашений с такими организациями, как налоговое управление, прокуратура и рядом других надзорных и контролирующих организаций.

Конечно, мы общаемся с министерством промышленности, торговли и развития предпринимательства. Встречались с министром юстиции. В ближайшее время планирую встречу в министерстве экономического развития. С ним в ближайшее время у нас предстоит налаживание огромной работы в сфере оценки регулирующего воздействия нормативных актов, действующих на территории Новосибирской области. Задача такая: все законы, постановления, распоряжения губернатора, которые будут разрабатываться в нашем регионе, должны будут ещё до их принятия пройти общественную экспертизу. С другими министерствами нужно будет взаимодействовать в процессе разбирательств жалоб предпринимателей. Всё это позволит не только своевременно выявлять возникающие проблемы, но и принимать весь комплекс мер, направленных на досудебное урегулирование возникающих конфликтов.

— Планируете ли вы привлекать общественных помощников из числа активных бизнесменов?

— Какой бы аппарат мы ни создали, он не справится с реальной нагрузкой. Поэтому в областном законе об уполномоченном по правам предпринимателей впрямую прописано право принимать помощников на общественных началах в районах области. Нам понадобится помощь и профессиональных юристов, адвокатов, юридических компаний. Дела бывают настолько сложными, что без этих специалистов сложно разобраться. И мы уже работаем с несколькими адвокатами, которые нам оказывают экспертную, консультационную помощь.

— Кстати, о делах. Как часто к вам обращаются и с чем связаны визиты — с хозяйственными спорами между предпринимателями, нарушением прав, жалобами на чиновников?

— Обращения принимаем ежедневно. Но хозяйственные споры между предпринимателями мы не рассматриваем — нам по закону не положено. Мы не должны дублировать многочисленные организации, которые этим занимаются. В законе, согласно которому мы действуем, прописано: должность уполномоченного по защите прав предпринимателей вводится в целях обеспечения гарантий государственной защиты, прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения их органами государственной власти Новосибирской области, в том числе федеральными, расположенными на её территории, а также органами местного самоуправления, другими организациями и их должностными лицами, наделёнными государственными или иными публичными полномочиями.

— То есть в основном речь может идти о жалобах на ущемление прав со стороны официальных органов?

— Абсолютно верно. Институт уполномоченного создан для рассмотрения жалоб частных лиц на государственные учреждения. Государство не должно быть однобоким. И если есть орган, который может рассматривать ситуацию с одной стороны, то почему бы не иметь орган, тоже государственный, который смотрел бы на ту же ситуацию под иным углом зрения. Это примерно как в мировой судебной практике: всегда есть стороны обвинения и защиты.

Среди жалоб на действия государственных органов власти есть, например, две жалобы на действия министерства здравоохранения: на неправомерность отказа в аренде земельного участка на территории больницы и на несправедливое распределение госзаказа на медицинские услуги. Две жалобы, связанные с выделением земли, — на администрацию города Бердска. Несколько жалоб касаются неправомерного возбуждения уголовного дела и неприменения закона об амнистии. Есть жалобы на мэрию, на действия судебных приставов. Всего мы насчитываем сегодня около трёх десятков обращений к нам.

— Каковы были ваши действия в том или ином случае?

— Все дела — непростые, требующие для решения не одного дня. В одних случаях мы направляли запросы в областное министерство и главе администрации сельского района. Иногда выдаём разъяснения предпринимателю, в чём именно мы видим нарушение его прав, и с этим документом он идёт в суд. Была практика, когда мы по доверенности направили своего представителя на судебное заседание, и, по мнению заявителя, это помогло ему в разрешении конфликта.

— Исходя из ваших полномочий, какое самое «страшное» наказание вы можете применить?

— Я не имею права никого наказывать. Мы можем направить запрос в любой государственный орган и получить ответ в течение 15 дней, причём за подписью того руководителя, на чьё имя мы писали. В судебный или даже в досудебный период это может существенно помочь. Можем от имени предпринимателя обратиться в суд. Можем обратиться к федеральному уполномоченному, который имеет право приостановить действие нормативного правового акта, который негативно сказывается на деятельности предпринимателя. Во многом расчёт на то, что в интересах самого руководства региона исправить ситуацию, мешающую развитию предпринимательства, а значит, ведущую к потерям в экономике.

— На ваш взгляд, есть ли какие-то системные проблемы предпринимательства, требующие поправок в нормативные и законодательные акты?

— Есть. И я обязан раз в год представлять нашему Законодательному собранию и губернатору отчёт о своей деятельности, где указать, в том числе, и системные проблемы. Исходя из наличия первых жалоб, я, например, могу сказать, что в Бердске не хватает легитимного документа, который устанавливает статус лесов, из-за этого возникает много правовых противоречий с выделением земли. Я вижу, что в министерстве здравоохранения недостаточно прозрачны правила распределения госзаказов. Также в крупных корпорациях, связанных с такими отраслями, как железная дорога, энергетика, где не обязаны соблюдать федеральный 44-й закон о госзакупках, могут существовать предпосылки для непрозрачности.

— Видно, что вы настроены довольно решительно.

— Если нам удастся сохранить от разрушения десять компаний, а лучше — сто, для меня это будет означать, что люди, которые занимаются бизнесом, и их семьи сохранят веру в справедливость, а экономика региона не понесёт существенных потерь. Уже сегодня могу сказать, что у тех, кто приходит ко мне с жалобами или за советами, чувствуется уважительное отношение к нашему институту уполномоченного. А в процессе тех действий, которые мы совершаем вместе с предпринимателями ради защиты их прав, я вижу благодарные лица и слышу благодарные слова, даже если дело ещё далеко до завершения. Это главное, это вселяет уверенность, и, думаю, наша деятельность небесполезна.

 Владимир МАКЕЕНКО
Фото Валерия ПАНОВА

 

 

Телефон уполномоченного по правам предпринимателей в Новосибирской области:
(8-383) 310-11-37; е-mail: novosibirsk@ombudsmanbiz.ru.

 

back

Новости  [Архив новостей]

up