21.03.14

От романтизма до неоклассицизма

Геннадий Гаврилов окончил архитектурный факультет НГАСУ (Сибстрин) в 1957 году. Работал в основном в институте Новосибгражданпроект. При непосредственном авторском участии или под руководством Геннадия Гаврилова спроектированы и построены аэровок­зал Толмачёво, ДК «Строитель», кинотеатр им. Маяковского, хореографическое училище, Челюскинский жилой массив и многие другие здания. Награждён медалью «За трудовое отличие».

— Геннадий Васильевич, что послужило точкой отсчёта биографии вашей организации?

— Сообща легче содействовать проектно-строительному делу, защищать права и интересы зодчих, активизировать их творческий процесс. Не случайно первое в России московское архитектурное общество возникло ещё в 1867 году. Потребность в объединении усилий архитекторов назревала в разных городах страны и в советский период. Новосибирские архитекторы даже участвовали в разработке устава будущего Союза советских архитекторов. А в 1934 году наши коллеги (Агеев, Биткин, Крячков, Козьмин, Удонов и другие) создали инициативную группу своего архитектурного сообщества. Примечательно, что это произошло за три года до первого всесоюзного съезда Союза советских архитекторов.

— Новосибирск к тому времени уже был столицей Сибири, и появление вашего союза было как никогда вовремя.

— По сути, столичный статус город получил ещё в 1925 году, став центром огромного Сибирского края. В Новосибирске разместились крупные краевые учреждения, интенсивно росла численность населения. И, конечно, он испытывал дефицит в административных, промышленных и жилых зданиях. Тогда же встал вопрос о разработке генерального плана города Новосибирска. Первый эскизный проект его планировки подготовил И. Загривко. Вскоре под руководством Коршунова появился и генеральный план с расчётным сроком на 45 лет и ростом населения до 2 миллионов 350 тысяч человек. Он был настолько удачным, что все последующие корректировки и разработки сохраняли его планировочные решения.

Тогда же в Новосибирске получило развитие проектирование зданий на конкурсной основе. И Союз архитекторов, по сути, взял на себя ответственность за строительство города. Сегодня можно сказать, что с деятельностью Западно-Сибирского краевого отделения Союза советских архитекторов (его первый председатель — Борис Валентинович Удонов), а затем областного отделения, связан один из самых ярких периодов архитектуры Новосибирска. Многие объекты тех лет впоследствии стали символами города, предметом гордости горожан. Это было время формирования основной архитектурной среды, которая и создала тот неповторимый облик Новосибирска.

— 30-е годы прошлого века — период апофеоза нового творческого направления — конструктивизма.

— И Новосибирск не остался в стороне от этого веяния в архитектуре. Правда, в те годы конструктивизм не имел однозначной оценки. В стенах Союза архитекторов многие называли этот стиль стандартным, примитивным, скучным, призывали к овладению приёмами классики. Ряд конструктивистских зданий в Новосибирске был в последующем реконструирован и приобрёл совсем другой вид. В их числе, например, здание «Запсибзолота», театра «Красный факел». Но те дома, которые сохранились в первоначальном виде, и сегодня восхищают новосибирцев и гостей нашего города. Все знают, например, здания Крайисполкома (архитекторы Крячков, Гордеев, Тургенев), Госбанка, спорткомплекса «Динамо», Дома под часами (Гордеев, Тургенев, Никитин), клуба совторгслужащих (Бурлаков), комплекс городской клинической больницы (Гринберг).

— Но визитными карточками Новосибирска стали театр оперы и балета и железнодорожный вокзал.

— По поводу конструктивистского решения этих крупнейших в 30-е годы зданий в стране архитектурная общественность города всё время высказывала сомнения. В конце концов уже строящийся по проекту Волошинова вокзал был доработан группой архитекторов под общим руководством Гордеева и Тургенева и получил нынешний вид. С театром было ещё сложнее. Его сооружение началось по проекту архитекторов Гринберга, Бардта и художника Курилко. В дальнейшем было проведено два дополнительных конкурса на его «архитектурное оформление». За основу приняли проект Гордеева, который уже в Москве доработал его с участием столичных коллег. Немало труда в решение интерьеров театра вложили и архитекторы Дмитриев, Болотин, Ащепков. Скульптурные гипсовые копии греческой и римской античной классики — Аполлоны, Дорифоры, Венеры другие — были изготовлены в 1940 году по специальному заказу в мастерской Музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Справедливости ради должен сказать, что наряду с приверженцами конструктивизма в нашем городе были и талантливые зодчие — сторонники классической архитектуры. Им, а это, прежде всего, Осипов, Масленников, Лоскутов, Васильев, Кузнецов, Персиков, Тейтель, Кузьмин, Кравцов, мы должны быть благодарны за те здания, которые украшают Новосибирск.

Вот как вспоминал о довоенном периоде знаменитый сибирский архитектор Андрей Дмитриевич Крячков: «Архитектура Новосибирска в большей мере, чем в других городах, имела в то время все характерные особенности новой эпохи. Это был период упорных исканий новых путей в архитектуре. Поэтому у нас в городе были все направления — и романтизма, и формализма, и конструктивизма, и соцреализма. Архитектура Новосибирска ближе к новаторству и простоте, чем к декоративности и изысканности».

— Во время войны, очевидно, было не до архитектурного творчества?

— Часть архитекторов ушли на фронт. Остальные приспосабливали общественные здания под эвакуированные заводы и фабрики, разрабатывали проекты для строительства дешёвых домов-бараков. И мало кто знает, на средства, собранные членами Новосибирского Союза архитекторов, был построен и отправлен на фронт танк «Советский архитектор».

С возвращением к мирной жизни в городе появились новые общественные здания: кинотеатр «Победа», дворец культуры имени Горького, дом культуры «Энергия», клуб имени Попова. В это время активно работали Добролюбов, Жигалова, Биткин, Леонов, Мордвов, Михайлов и другие архитекторы. Самой серьёзной проблемой стало строительство жилья. Стройиндустрия была не готова обеспечить масштабную комплексную застройку жилых массивов. Приходилось бессистемно возводить отдельные здания. И только в середине 50-х годов стройтресты № 43, № 30 и Мочищенский завод запустили производство сборного железобетона.

— И началась эпоха жилмассивов?

— Речь не только о массовой застройке жилья. Вспомните, именно тогда создавались градостроительные комплексы. Это и Академгородок, а позже, почти одновременно, возводились институты Сибирских отделений Академий сельскохозяйственных и медицинских наук. Ну и конечно, велось массовое жилищное и культурно-бытовое строительство на основе внедрения индустриального домостроения и перехода от квартальной планировки к жилым массивам.

Первые жилые пятиэтажки новых серий начали строиться на главных магистралях Дзержинского, Центрального и Кировского районов. Позднее здесь стали появляться кирпичные 9- и 12-этажные дома. Активно осваивались периферийные территории, в результате чего сформировались  Затулинский, Волочаевский, Кропоткинский жилмассивы, микрорайоны Ботанический сад, Северный. 70-е годы — пора второго поколения таких массивов, которые отличаются высокими зданиями, более интересными приёмами планировки, композиционно-пространственными решениями, более выразительной архитектурой с введением определённой цветовой гаммы, улучшенным благоустройством. Наиболее показательны в этом отношении жилмассивы «Челюскинский» (авторы — ваш собеседник Гаврилов, а также Воловик, Нагорская и Михайлов) и «Снегири» (Тюленин, Бурцев, Сергиевский и другие).

— Над какими проектами сегодня работают члены Союза архитекторов?

— Без деятельности нашего союза Новосибирск не стал бы таким, какой он есть. Но работа у архитекторов была и будет всегда. 1991 год стал концом «индустриализации строительства». Её последствия стали сказываться ещё в 70-е годы. В основном это были серые, обезличенные городские массивы, которые не устраивали многих. Но советская плановая экономика отводила очень узкое русло для вариантов проектирования. Применялись комплекты готовых решений, которыми и являлись типовые проекты жилых и общественных зданий. В результате они напоминают, скорее, кубики, из которых складывалась пространственная композиция жилых и общественных комплексов. Лишь в последнее время город застраивается зданиями, в том числе и жилыми, не похожими на другие.

Не будем забывать и о том, что Новосибирск, как и большинство мегаполисов мира, имеет урбанистические проблемы. Это и чрезмерная плотность населения в центральном ядре, и концентрация здесь госучреждений, учреждений культуры, досуга, торговли, спорта, и низкие аналогичные показатели на периферии. Отсюда в геометрической прогрессии — нарастающие транспортные проблемы.

Но отсюда же — и новые задачи реализации перспективных крупных градостроительных решений, создание нового городского центра, в качестве которого по-прежнему рассматривается Октябрьский район. Так что можно сказать: Новосибирскому Союзу архитекторов 80 лет, а работы у него — непочатый край.

Владимир МАКЕЕНКО
Фото Валерия ПАНОВА и Виталия МИХАЙЛОВА

« Столичный статус Новосибирск получил ещё в 1925 году, став центром Сибирского края. В городе разместились крупные краевые учреждения, интенсивно росла численность населения. И, конечно, он испытывал дефицит в административных, промышленных и жилых зданиях. Тогда же встал вопрос о разработке генерального плана города».

back
up