21.03.14

Мы добываем время

В Новосибирске побывал автор романов «Сокровища Валькирии», «Аз Бога Ведаю» и книги «Сорок уроков русского» Сергей АЛЕКСЕЕВ. На встрече с читателями писатель ответил на вопросы о власти и народе, русском языке и воображении ребёнка.

Нас бьют,
а мы крепчаем

Сергей Трофимович Алексеев родился в Зырянском районе Томской области. В разные годы работал молотобойцем, геологом, сотрудником уголовного розыска, журналистом областной газеты. В 1985 году за роман «Слово» Сергей Алексеев был удостоен премии Ленинского комсомола, два года спустя за роман «Рой» — Союза писателей СССР. В постсоветское время удостоен премии имени М. А. Шоло­хова за роман «Возвращение Каина», а весной 2009 года стал лауреатом премии Кузбасса за роман-эссе «Россия: мы и мир».

— Алексей Трофимович, в ваших произведениях просматривается тема отношения элиты, нашей, российской, к народу. Создаётся впечатление, что на Руси нет понимания того, кто чем должен заниматься, какой у кого урок…

— Я пишу об этом в «Сорока уроках русского». На чём сегодня стоит власть, и стоит ли она вообще на чём-нибудь? Украинские события показали, что могут прийти пацаны с палками и прогнать действующую власть. Что это за власть такая? Строить базис власти только на голосах избирателей преступно. Сегодня можно ввести в заблуждение электорат, завтра он прозреет и прогонит эту власть. Почему сейчас в России заговорили об идеологии? Без неё не может быть государства. Россию всегда будут обвинять в имперском духе. Да, мы империя по определению. Мы другая цивилизация, мы не похожи ни на Запад, ни на Восток. Мы отдельная, третья цивилизация. И мы сами должны это осознать, чтобы никто не пришёл с палкой и не прогнал ту власть, которую мы хотим. Понятно, что события на Украине изначально планировались против России, но они должны заставить задуматься не только политиков. Мы, народ, должны научиться диктовать свою волю политикам. Эта тема очень важна сегодня. Наше осознание. Пусть «друзья» и «партнёры» боятся нашего осознания: чем оно выше, тем мы сильнее. Сейчас в Интернете бродит шутка: финансируя «майдан», Обама оплатил возвращение Крыма и консолидацию россиян. Это в нашей крови: нас бьют, а мы крепчаем…

— В «Сорока уроках русского» вы задели такой пласт, как время, об этом же говорите в фильме «Аркаим. Стоящий у солнца». Будете эту тему дальше развивать?

— Аркаим — это древняя обсерватория. На Урале ещё есть обсерватории, причём более древние, как, например, на острове Веры в Челябинской области, которой более десяти тысяч лет, Аркаиму — 4,5 тысячи лет. Это значит, строили их в каменном веке, люди ещё в шкурах ходили, но уже умели обрабатывать каменные блоки и выкладывать из них подземные обсерватории. В эти обсерватории всего четыре раза в год заглядывало солнце, но с точностью до секунды! Это проверено исследователями. У этих древних людей ещё не было лука со стрелами, и вдруг зачем-то обсерватория?! В таких вот городах, как Аркаим, люди жили всего 50—70 лет, потом сжигали его и уходили на новое место, за 70—80 километров и строили новый город. Правда, с учётом изменения положения звёзд на небосклоне. У них не было секстанта или других астрономических приборов, но как точно они выстраивали город по образу и подобию карты звёздного неба! Вот где сокрыта истина, правда! Спрашивается: зачем они это делали? Тогда самым главным ресурсом были ни нефть и золото, а время. Время, к которому мы, сегодняшние, относимся наплевательски и считаем его бесконечным… Почему сейчас Россия начинает подниматься, потому что в нашей истории время было главной добычей. Так сложилась история, что мы добыли себе время на несколько столетий вперёд. Мы постоянно были вынуждены защищать эту землю, и в том числе возвращать её. Когда этнос или, скажем так, группы разноплемённых людей существуют в одном космическом пространстве на определённой территории, они подчиняются общим космическим законам. Время — главный ресурс и таковым остаётся. Задача каждого поколения — добыть щепоть времени. Для примера, на уровне семьи мы всё время добываем время, правда, его стали ассоциировать с деньгами, отсюда: время — деньги. Но это путь заблуждений. Золото никогда не заменит время. Это модель в любой момент может рухнуть, как любая экономическая модель. Поэтому в семье мы добываем время через создание некой базы — дом, уклад, нравы, которые закладываем в своих детей, — всё, что касается человеческой сущности, обязательно связано со временем. От того, как глава семьи добывает время, зависит, как этот род будет развиваться и жить дальше. А если там, примитивно говоря, пьянки-гулянки, семья гибнет, у неё нет времени, нет будущего. Время — это знание будущего. Вот почему в Аркаиме наши древние предки жили спокойно, потому что они добывали время и спокойно жили 50—70 лет, а потом снова шли вперёд. Они знали будущее.

Новосибирские сказки

Два года назад Сергей Алексеев начал публиковать в своём блоге «Сорок уроков русского». Обращаясь к читателям, пригласил к сотрудничеству, чтобы общими усилиями вернуть русскому языку его изначальную глубину и значение. Благодаря этой обратной связи появились две печатные книги уроков, изданные на народные деньги. Не так давно вышли в свет уроки русского для детей «от 6 до 60 лет», иллюстрации к которым нарисовал новосибирский художник Виктор Павлушин.

— Как развивается проект «Сорок уроков русского»?

— Мы готовим к изданию двухтомник детских уроков-сказок. А кроме того, когда Виктор Павлушин только приступал к иллюстрациям книжек для детей «от 6 до 60 лет», мы с ним сразу договорились, что нужно создать образы, которые впоследствии могут стать основой для мультфильма. Что сегодня смотрят дети? Мультики, в которых действуют какие-то неодушевлённые предметы — типа губки Боба, странные персонажи — лунтики и шреки. Что происходит? Отсутствует человеческое начало, человеческая психология, образ — то, что ребёнку крайне необходимо. Образ формирует детское воображение, его мировосприятие, а значит, последующую жизнь. Для нас было важно в оформлении сказок использовать натуральные образы.  Если человек — то мужчина или женщина, если ребёнок, то и выглядит как ребёнок, звери — как звери, если медведь, то не просто чудище, а настоящий, живой. Нужно возвращать натуральный видеоряд. Чтобы потом не удивляться: почему подростки голубям головы отрубают или откуда берутся наркоманы, преступники, маньяки. Мы не соединяем эти вещи, не видим связи между ними.

— В нашем городе будет записан аудиодиск с вашими сказками. Расскажите об этом проекте.

— Я думал, что с изданием детских уроков русского я смогу завершить этот проект, но происходят совершенно непредсказуемые вещи. Почему я приехал сюда, в Новосибирск? Меня пригласила очаровательная женщина — Елена Стрончан (организатор встречи с писателем — руководитель театра «Фабрика танцев», мастерской «Искусство речи».Прим. ред.), и, казалось бы, это далеко от литературы. Однако все творческие пути пересекаются, потому что мы через танец начинаем понимать жизнь, так же, как через музыку, живопись, образ. И в результате всё равно возвращаемся к слову. И вот эта женщина звонит и предлагает записать аудиодиск с моими сказками-уроками в исполнении Артура Симоняна (актёр театра «Глобус».Прим. ред.). И это совершенно неожиданное предложение мне очень понравилось. Одно дело, когда ребёнок сам читает сказку, он погружается в неё за счёт своего собственного воображения и опыта. Другое дело, когда он слушает сказку, прочитанную и расцвеченную актёром. Я сам свои сказки услышал и даже не ожидал, что они могут так звучать. Вообще, когда пишу, особенно диалоги, непременно проверяю на голос, проговариваю вслух, тогда слова раскладываются сами, в этом и есть чудо русского языка, его способность укладываться в магический ряд… Я рад, что этот аудиодиск будет записан на сибирской земле, здесь же напечатан, а затем разойдётся по всему миру. Поскольку родился этот проект спонтанно, финансирования на него пока нет ни в фонде «Первое слово», который мы открыли для издания «Сорока уроков русского», ни в нашем издательстве. Так что, по-видимому, будем делать народный проект, чисто новосибирский.

Год Жар-птицы

— На прошлой встрече в Новосибирске вы говорили, что планируете написать и сорок уроков истории?

— Не истории, а славянской мифологии. Одно рождается из другого. Если бы я не стал заниматься словом, не родился бы этот новый. Вся наша жизнь устроена как матрёшка, одно открываешь, а там ещё что-то скрывается. Достаёшь самую маленькую — она неразъёмная, но вмещает в себя самое большое. Потрясающе! И вот в этом новом проекте мне важно выработать концептуальную идею для восстановления истории славянства в России. У нас сорок учебников по истории для школьников, и все они разные. Нужно вернуться. Когда человек заблудился, нужно вернуться своим следом к тому месту, откуда ты знаешь, куда идти. Я буду предлагать своим читателям вернуться к исконной составляющей. В славянской культуре это мифология, в неё входит всё — и песенный ряд, и пословицы, и загадки, и легенды, и придания. Попытаться исследовать эту толщу знаний и вывести некие истины, по которым можно потом сверяться как по сказке: сказка ложь да в ней намек. Сказка — самое ёмкое произведение на свете — ни роман, ни даже поэзия, а именно сказка. Она вмещает в себя космогонию, она даёт наиболее полное мироощущение. Поэтому бабушки и рассказывали сказки внукам и внучкам. Дедушки учили воевать, бороться, биться на мечах. А бабушки лелеяли душу, формировали её. Они формировали ведическую основу миропонимания, все сказки — ведические.

— Мы в последнее время отмечаем Новый год по восточному календарю, нынче — год Синей Лошади, а на самом деле, по славянскому календарю, идёт год Жар-птицы…

— Да, действительно, один из уроков славянской мифологии, конечно, будет о Жар-птице, здесь же нужно привести весь тотемный птичий ряд — Феникс, Жар-птица, птица Сирин, которые есть в наших сказках и легендах.

— В романах серии «Сокровища Валькирии» откуда взяты религиозные основы?

— Основы эти ведические. Какая бы идеология нас ни ломала, в каких конфессиях ни состояли бы мы, восприятие мира у нас остаётся ведическим. Вот увидели вы солнце после долгой зимы — и просияли, непроизвольно улыбнулись. А то и сказали: о, Солнце! А это ведь молитва, простая молитва солнцу. Ни одна умозрительная идеология не может истребить то, что заложено изначально.

— Вы упомянули Веды. Имеются в виду славяно-арийские веды?

— Нет, славяно-арийские веды — это новодел. И даже не те Веды, которые пришли к нам из Индии и были опубликованы. Есть другие знания, изначальные, к которым нужно возвращаться. Мой хороший друг, путешественник Виталий Сундаков, побывал во многих племенах людоедов и смог с ними договориться, никто его не съел, рассказывает, что для них часы или зажигалка — чудо… Вот и мы стали слепыми, как дикари — для нас то чудо, в чём на самом деле нет ничего чудесного. Мы утрачиваем понятие времени, своей истории. Мы пытаемся через технику, созданную нашим незрелым разумом, познать природу. Строим гигантский коллайдер, чтобы познать частицу. Возможен и такой путь познания: великое через малое. Но техника — не основной метод познания мира. Есть вечные вещи, которые существуют сами по себе. Например, то, как мы дышим, как бьётся наше сердце, течёт наша кровь. Как день сменяет ночь, а ночь — день. Ведический метод познания мира начинается с младенчества, ребёнок понимает природное начало, потому что у него ещё открыто темя, не порвана эта связь. Наша задача постепенно готовить ребёнка к будущей жизни, к осознанию мира, чтобы он почувствовал себя частью природы.

Марина ШАБАНОВА
Фото Виталия МИХАЙЛОВА

 

«Он нашёл ключ — в основе огромной толщи слов, которые обозначали обрядовую суть человеческой жизни от рождения до смерти, было заключено всего три понятия: солнце — РА, земля — АР и божество — РОД... Благодаря этому ключу Русинову стали открываться все слова... РА-дуга, п-РА-вда, д-АР, ве-РА, к-РА-й, ко-РА, РОД-ник, на-РОД, РОД-ина».

Сергей Алексеев,
«Сокровища Валькирии. Стоящий у Солнца»

back
up