31.01.14

Куда зовёт душа

Ведущая солистка оперы Новосибирского театра оперы и балета лауреат всероссийских и международных конкурсов сопрано Ирина ЧУРИЛОВА стала лауреатом Международного конкурса вокалистов в Барселоне.

Звонок из космоса

Конкурс Франсиско Виньяса был основан полвека назад в Испании в память о великом каталонском теноре. Это один из самых престижных конкурсов вокалистов в мире. Отборочные туры проходят на сценических площадках крупных театров Мадрида, Парижа, Лондона, Гамбурга, Милана, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и Пекина. В 51-м по счёту конкурсе участвовало более 400 оперных исполнителей, по итогам трёх туров в финал вышло 20 певцов, жюри присудило шесть премий и званий лауреатов. Финал состязаний и заключительный Гала-концерт 51-го конкурса имени Виньяса прошли на сцене театра Лисео (Гран театре дель Лисео) в Барселоне 19 января. Ирина Чурилова стала лауреатом четвёртой премии, добавив в копилку своих побед очередную престижную награду.

— Ирина, приятно видеть вас улыбающейся. Похоже, вы до сих пор под впечатлением от конкурса?

— Это такое серьёзное соревнование на выносливость! Конкурс проходил в течение двенадцати дней, и всё это время было сплошное пение, если не тур, то репетиции. Я участвовала в отборочном туре в Испании, так было проще — прилететь непосредственно в страну, где будет проходить сам конкурс. Решила, что поеду со своим концертмейстером, пригласила Татьяну Смыслову — концертмейстера по вокалу нашего театра. У меня был печальный опыт, на одном из конкурсов я сошла со второго тура, потому что мы не совпали с концертмейстером: она ушла вперёд и остановилась, а я допевала одна. За короткий срок на конкурсе трудно достичь полного понимания. В этот раз я готовила большую программу, в том числе новую для меня партию Элеоноры из «Трубадура» для финального тура. И мы с Таней её очень хорошо сделали, без замечаний. Так что благодаря Татьяне Смысловой у меня есть эта победа.

— Пришлось поволноваться?

— Да, была большая ответственность. В конкурсе участвовало немало российских певцов, и в финал прошла Екатерина Морозова из Мариинского театра, она очень хорошо пела, но премий было всего шесть. На сцене волнения нет, оно было, когда приходилось ждать результатов, особенно после финального тура. Меня Татьяна очень поддерживала. А ещё среди организаторов была женщина по имени Роза, мы её звали «ангел русских певцов». Испанка, она говорила с нами по-русски и как-то очень скоро стала для нас родной. Оказалось, во время войны она воспитывалась в детском доме в нашей стране, куда привезли детей из Испании, сохранила самые тёплые воспоминания о России, очень любит русских. Благодаря Розе оргкомитет принял решение в следующем году проводить отборочный тур и в России, потому что поездка на конкурс для наших вокалистов связана с большими затратами.

— По итогам конкурса были интересные предложения?

— Их много, но я не очень люблю рассказывать о своих планах. Даже родителям не всегда говорю, чтобы заранее их не волновать. Сейчас всеми переговорами занимается мой муж, Дмитрий Лабузов. Он мой менеджер, ведёт все мои дела, получает второе высшее образование — продюсерское. Мне предстоит в короткий срок много новых партий выучить. Недавно я летала в Вену заниматься с коучем, и он мне говорит: «Я не понял, почему вы не привезли Верди? Это же ваша музыка! А где партии Дездемоны, Елизаветы из “Дон Карлоса”? ».

— Вы не первый раз выступали на сцене театра Лисео. Как случилось, что вас пригласили участвовать в юбилейном концерте Монсеррат Кабалье?

— Больше двух лет назад, в сентябре, я была на мастер-классах Монсеррат, занималась, потом она предложила мне спеть в финальном концерте этих занятий. И уже ближе к декабрю, я как раз собиралась уезжать в Мадрид, работать по контракту, раздался звонок, и мне сказали, что Монсеррат Кабалье приглашает меня принять участие в её юбилейном концерте.

— Для вас это, наверное, был невероятный восторг?

— Да. Всё равно, что звонок из космоса. Потому что в концерте, помимо самой Монсеррат Кабалье, участвовали Хуан Понс, Хуан Диего Флорес, Жозе Каррерас. Эти имена не только для меня, но и для любого оперного певца очень много значат. Находиться на этой сцене было невероятным счастьем. Мне до последнего не верилось, что я участвую в этом. Сам театр великолепный, хотелось непременно побывать в нём ещё, и я оставила монетку в гримёрной, чтобы вернуться. Это было в январе 2012 года.

Татьяна и Маргарита

К музыке Ирина тянулась с детства, признаётся, что любила выступать, занималась в хоровой студии. Училась в физико-математическом классе новосибирской школы № 28, окончила с серебряной медалью, поступала в НИИЖТ на инженера-экономиста, но уже на вступительных экзаменах поняла, что мечтает о другом. Забрала документы и поступила в Новосибирский музыкальный колледж имени А. Мурова. Планировала заниматься эстрадным вокалом, но увлеклась оперой. Могла после третьего курса поступить в консерваторию, но из-за стремления всё доводить до конца сделала это только после окончания колледжа.

— Когда вам захотелось стать оперной певицей?

— Я много лет занималась в хоровой студии при ДДК имени Пичугина у Татьяны Александровны Решетниковой. Студия дала мне очень много: там я пела и сольно, и в ансамбле, и в хоре. Мы много выступали на разных площадках, участвовали в конкурсах и фестивалях — в дальнейшем это помогло легко адаптироваться к сцене. Мне очень нравился эстрадный вокал. И вот уже перед выпуском мой педагог Татьяна Александровна Решетникова привела меня на прослушивание к Татьяне Александровне Ворожцовой. Она отметила мои вокальные данные и сказала, что нужно поступать на классический вокал и дальше развиваться. Честно сказать, тогда я имела самые общие сведения об оперном пении, а когда начала учиться в колледже, занималась в оперной студии Валерия Григорьевича Кружкова, и мне это очень нравилось, я буквально за полгода стала мыслить и жить по-другому, поняла, что это моё.

— Расскажите о тех, у кого вам посчастливилось учиться.

— В школе у нас преподавала литературу Надежда Александровна Пчельникова, она так умела рассказать о произведениях и героях, так зажечь материалом, что я до сих пор черпаю из этих познаний. В консерватории меня взяла в свой класс Зинаида Захаровна Диденко, она много сделала для того, чтобы у нас, её учеников, был разнообразный репертуар. Я пела красивые редкие арии, которые не исполняются в России. Моим первым дирижёром, который привёл меня в этот театр, был Теодор Курентзис, и я ему очень благодарна. Маэстро открыл для меня совершенно иной музыкальный мир, с обилием красок, эмоций в музыке, с новой вокальной стилистикой. Вообще, мне повезло, по жизни я встречаю много талантливых и интересных людей. Каждый по-своему накладывает свой отпечаток на моё творчество, на моё восприятие. До встречи с мужем, к примеру, я редко ходила в драматические театры. Когда мы стали встречаться, он меня приглашал на спектакли. И я стала по-иному воспринимать тексты, которые сама пою, мне захотелось, чтобы моё исполнение было более естественным.

— Вы только что с репетиции «Фауста», где исполняете Маргариту. Такие постановки — ценный опыт для актёра, но и, пожалуй, могут иметь разрушающее действие?

— Да, и с каждым спектаклем я чувствую это всё сильнее. За несколько дней до оперы «Фауст» меня начинают мучить кошмары, не связанные со спектаклем, одолевают переживания, растёт волнение. Много сил уходит во время самого спектакля, особенно в финале. Всё-таки есть у этого спектакля некая-то магическая сила. Партия Маргариты для меня была желанной. Я хотела её спеть, она очень красивая и для голоса изумительно написана, но психологически даётся непросто, потому что душа героини претерпевает серьёзные метаморфозы.

— В Мариинском театре вы также поёте Маргариту в «Фаусте». Можно ли сравнить эти две постановки?

— Они совершенно разные. У нас это масштабная постановка с большим количеством интересных находок. Там она более камерная, классическая. По версии режиссера Изабеллы Байвотер, Маргарита учится в английском колледже, и у меня там в первом действии серенькая форма, портфельчик. И финал там решён иначе.

— А какая из партий, что называется, окрыляет?

— Очень люблю оперу «Евгений Онегин». И когда иду на спектакль, у меня всегда хорошее настроение. Я все партии люблю, но эту особенно, может быть, потому что я с ней дебютировала в нашем театре, может быть, потому что ещё в школе, когда впервые читала этот роман в стихах, влюбилась в образ Татьяны. Представляла себя на её месте, как пишу письмо Онегину. Она мне была очень близка.

— Неделю назад, 24 января, вы участвовали в проекте Юрия Башмета на новой сцене Мариинки, расскажите об этой работе.

— Это был день рождения Юрия Абрамовича. У него есть проект «Евгений Онегин», в котором наряду с симфоническим оркестром, оперными певцами и хором участвуют драматические актёры. Такой удивительный синтез. Было интересно работать и с Константином Хабенским, интеллигентным и талантливым человеком, и, конечно, с Юрием Башметом. Было приятно, что он оценил моё творчество и пригласил меня поучаствовать в этом проекте.

Пение как воздух

Сегодня в репертуаре Ирины Чуриловой ведущие партии репертуара для сопрано — Иоланта в опере Чайковского «Иоланта», Лиза в «Пиковой даме», Земфира в «Алеко», Княгиня Урусова в «Боярыне Морозовой», Катя в «Пассажирка» Вайнберга, Микаэла в «Кармен» Бизе, Святая Маргарита в «Жанне Д’Арк» Онеггера. Её чудный, невероятной красоты голос раскрывается на сцене глубоко и непринуждённо. Её исполнение отличается эмоциональностью и артистичностью.

— Что для вас пение — работа или удовольствие?

— Для меня пение важно, как воздух, это моё естественное существование. Если не пою, болею, мне грустно и всё окружающее для меня меркнет. Я настолько сильно хотела петь, что не стала выбирать денежную профессию. Родители, конечно, хотели бы, чтобы у меня была профессия, которая давала бы стабильность и постоянный заработок, но всегда поддерживали меня и до сих пор поддерживают. Нужно идти туда, куда зовёт душа. Вокальная профессия интересна тем, что нет пределов для совершенствования. Нельзя сказать, что ты чего-то достиг и успокоиться, ты должен постоянно искать, развиваться, от чего-то отказываться, к чему-то стремиться. Даже моя Татьяна в «Евгении Онегине» каждый раз разная: как я пою её сегодня, как пела в первый раз, когда дебютировала на сцене, как буду петь её через несколько лет — это будут совершенно разные образы. Меняется жизнь, меняется восприятие произведения, меняется и образ. Я надеюсь, мне ещё долго и долго идти к своей вершине.

Марина ШАБАНОВА
Фото Валерия ПАНОВА и Евгения ИВАНОВА

 

Ирина Чурилова лауреат I премии международного конкурса вокалистов им. В. Барсовой, серебряный медалист V и VI Молодёжных Дельфийских игр России, II Всемирных Дельфийских игр России, Гран-при 49-го международного конкурса оперных певцов в Тулузе, финалист XXI Международного вокального конкурса Пласидо Доминго «Operalia». С 2008 года — ведущая солистка Новосибирского государственного академического театра оперы и балета.
С 2013 года — приглашённая солистка Мариинского театра.

 

 

back

Новости  [Архив новостей]

up